Парциальная программа
?Волшебный мир шахмат?



Вид методической продукции: парциальная программа
Разработчик: Малолетняя Галина Григорьевна, воспитатель
Целевая аудитория: воспитанники средних, старших, подготовительных групп
Год разработки: 2020













Содержание
1.Пояснтельная записка………………………………………………………...3
1.1.  Актуальность …………………………………………………..………...….3
1.2.Обоснованность выбора темы………………………………………………..4
1.3.Практическая значимость…………………………………………………….4
1.4.Учебно-практическая ценность………………………………………………4
1.5. Краткое описание содержания и структуры парциальной программы…...4

2.Содержательный раздел………………………………………………………5
2.1.Цель и задачи  программы ?Волшебный мир шахмат?………….……..…..5
2.2. Целевая аудитория……………………………………………………………5
2.3. Предполагаемые результаты освоения программы………………………..5

3. Организационный раздел………………………………………………..…..6
3.1.Периоды обучения ……………………………………………………………6
3.2. Основные принципы и формы работы с детьми…………………………...6
3.3. Механизм реализации парциальной программы………….…….…………6
3.4. Перспективный план работы по обучению дошкольников игре в шахматы………………………………………………………………………….7
3.4.1. Перспективный план работы по обучению игре в шахматы первый год обучения…………………………………………..……………………………..7
3.4.2. Перспективный план работы по обучению игре в шахматы второй год обучения………………….……………………..……………….……………..9
3.4.3. Перспективный план работы по обучению игре в шахматы третий год обучения……………………………………………..………        ……………11

4.Результативность работы…………………………………………………...13
4.1. Итоги работы по реализации целей и задач, представленных в программе……………………………………………………………………….13
4.2. Перспективы дальнейшей работы…………………………..……………14

5. Список использованной литературы ………………………………….15






1.Пояснительная записка
1.1. Актуальность 
?Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры?,- говорил еще известный педагог В. Сухомлинский.
Одной из основных задач детского сада в рамках образовательной программы?дошкольного?учреждения в соответствии с?требованиями ФГОС?ДО является создание максимальных условий, обеспечивающих?интеллектуальное развитие личности ребенка, удовлетворение?потребностей и интересов,?развитие?особенностей каждого ребенка. 
Уникальным инструментом гармоничного развития интеллекта ребенка на наш взгляд являются шахматы. Данная игра вырабатывает объективность мышления, тренирует  память, воспитывает настойчивость, усидчивость, смекалку,  точный расчёт.
Актуальность обучения детей шахматам подчеркнул на пресс-конференции и президент Российской Федерации В.В. Путин: ?Россия гордится своей шахматной школой и выдающимися гроссмейстерами, и необходимо, чтобы сейчас шахматы развивались по всей стране?.
Президент России также выразил надежду, что шахматы, как и?другие виды спорта, будут хорошим мостом между странами, между людьми, будут способствовать решению проблем не только в?спорте, но и?вообще в?мире, в?жизни.

1.2. Обоснованность выбора темы
Игра в шахматы - хороший тренер, она учит?принимать решения ?и?концентрировать внимание. Во время игр в  шахматы у ребёнка вырабатывается?усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Таких детей в детском саду становится все больше. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. 
Общепринято считается , что?играть в шахматы детей  учат в?начальной или средней школе. В тоже время существует мнение, что знакомить детей с?шахматами можно уже в?3-3,5?года. В?этом возрасте мозг ребенка пластичен и?легко воспринимает новое. Также в секции по?шахматам детей берут с? 4?лет. Так как наши воспитанники посещают компенсирующую среднюю группу, мы и решили начать с 4 лет.

1.3. Практическая значимость
 Практическая значимость данной парциальной программы заключается в возможности использования при обучении дошкольников игре в шахматы, в приобщении к шахматному образованию педагогических работников дошкольного образования и родителей.

1.4.Учебно - практическая ценность
Учебно-практическая ценность парциальной программы заключается в наличии перспективных планов работы по обучению дошкольников игре в шахматы для средней,  старшей и подготовительной групп.

1.5.Краткое описание содержания  и структуры парциальной программы
Парциальная программа включает:
- пояснительную записку;
- 2 раздела (содержательный и организационный); 
- список литературы;
- иллюстративный материал.

2. Содержательный  раздел
2.1. Цель и задачи парциальной программы
Цель: формировать устойчивый интерес дошкольников к игре в шахматы, формировать мотивацию к дальнейшим занятиям шахматами
Задачи: 
- знакомить детей с основными правилами игры в шахматы;.- знакомить детей с основными шахматными понятиями: шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур;- формировать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения задачи;- учить детей взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры;
- способствовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики. 

2.2. Целевая аудитория
Парциальная программа ?Волшебный мир шахмат? разработана для детей дошкольного возраста 4-7 лет, т.е. охватывает дошкольные группы: среднюю, старшую, подготовительную. 

2.3.  Предполагаемые результаты освоения программы
Предполагается, что к концу обучения воспитанники будут: 
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;  
- играть всеми фигурами из начального положения;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах.

3. Организационный раздел
3.1. Периоды обучения
Программа рассчитана на обучение  дошкольников  в течение трех лет:
- первый год обучения - средняя группа;
- второй год обучения - старшая группа;
- третий год обучения - подготовительная группа.
Занятия, представленные в перспективных планах, отражаются в календарно-тематических планах.

3.2. Основные принципы и формы работы с детьми
3.2.1. Принципы работы с детьми:
- доступность (учёт возрастных, индивидуальных  особенностей детей);
- системность и последовательность, от простого к сложному, постепенность;
- наглядность;
- интеграция программы в разные виды деятельности.
3.2.2. Формы работы с детьми при обучении игре в шахматы:
- наблюдение; 
- дидактическая игра;
- настольная игра;
- игра – соревнование;
- анализ ситуаций;
- беседы.

3.3. Механизм реализации  парциальной программы
Программа рассчитана для работы с детьми от 4 до 7 лет,  реализуется по  направлению - совместная деятельность педагога и воспитанников.
Для каждого возрастного периода разработан перспективный план мероприятий по данному направлению.
Изучение темы представленной в перспективном плане не ограничивается рамками одного конкретного занятия. Изучение темы продолжается посредством форм названных выше.
Необходимо учитывать, что обучению детей игре в шахматы имеются противопоказания, так как детям приходится долго сидеть, много думать и?анализировать. К таким противопоказаниям относятся: нервно-психические заболевания; сколиоз; хронические заболевания в?стадии обострения; травмы головного мозга. 

3.4. Перспективный план работы по обучению детей игре в шахматы
 3.4.1. Перспективный план работы по обучению детей игре в шахматы. Первый год обучения.
№ 
Тема
Содержание

1-2
?История шахмат?
Рассказ о происхождении игры в шахматы. Показ игры.

3
?Просмотр мультфильма?
Просмотр мультфильма ?Фиксики? - Сезон 1 - Серия 91 - Шахматы

4
?Шахматный словарь
Легкие фигуры, нападение, оборона, партия.

5
?Начальное положение?
Расстановка фигур перед шахматной партией. 

6-7
?Шахматная доска?
Горизонталь, вертикаль, диагональ. Буквы и цифры.

8-9
?Шахматные фигуры?
Белые и черные. Чтение сказки ?Чудесные фигуры?.

10
?Ладья?
Ход, нападение.

11-12
?Ладья?
 Защита, взятие. Упражнение ?Мудрая ладья?

13
?Слон?
Правила ходов и взятий.

14
?Слон?
Закрепление представлений о шахматной фигуре ?слон?. Белопольный и чернопольный слоны. Упражнение с лабиринтами.

15
?Ферзь?
Правила ходов и взятий.

16
?Ферзь?
Закрепление представлений о шахматной фигуре ?ферзь?. Выполнение заданий.

17-18
?Пешка?
Правила ходов и взятий. Понятие ?Невозможный ход?. Самая слабая фигура. Упражнения с пешкой  в паре.

19-20
?Конь?
Правила ходов и взятий. Понятие ?Выгодней?, выполнение заданий.

21-22
?Король?
Правила ходов и взятий.

23-24
?Шах королю и защита от взятий?
Способы защиты от шаха. Выполнение заданий ?Шахованье?.

25
?Мат?
Понятие. Примеры позиций.

26
?Линейный мат?


27
?Пат, ничья?
?Виды ничьей, примеры позиций. Упражнение ?Пат или не пат?.

28
?Рокировка?
Правила рокировки, демонстрация позиций. Упражнение ?Кто может рокироваться?

29
?Взятие на проходе?
Понятие -  битое поле. Упражнения.

30-31
?Эндшпиль. Линейный мат двумя ладьями одинокому королю?
Понятие – эндшпиль. Шахматный план.

32-33
?Мат одинокому королю ладьёй и ферзём?.
Повторение. Линейный мат двумя ладьями. Демонстрация финального положения.

34-36
?Мат одинокому королю ферзём при помощи короля.
Мат королю. Финальные позиции. Способ матования.


3.4.2. Перспективный план работы по обучению детей игре в шахматы. Второй год обучения. 
№
Тема
Содержание

1-2
?Мат одинокому королю одной ладьёй. Оппозиция?.
План постановки мата королём и ладьёй одинокому королю. Понятие оппозиция.

3-4
?Король и пешка против короля?
Правило квадрата. Выполнение упражнений.

5-6
?Дебют?
Виды дебютов. Основные принципы дебюта. Дебютные ошибки.

7
?Детский мат?
Защита от детского мата. Упражнение ?Найди лучший ход?.

8-9
?Миттельшпиль?
Понятие о миттельшпиле. Три стадии шахматной партии.

10
?Ничья?
Рассказ о позициях ?мат? и ?пат?. Вариантах ничьей.

11-12
?Тактический приём. Двойной удар?
Понятие. Двойной удар разными фигурами.

13
?Связка?
Виды связки. Задания. 

14-15
?Вскрытый шах?
Понятие о приёме, примеры дебютных ловушек.

16-17
?Двойной шах?
слушание ?Волшебной истории? Решение шахматных этюдов.

18-19
?Атака на рокированного короля?
Схемы атаки.

20
?Шахматная репка?
Чтение и инсценировка по мотивам р.н.с.

21
?Дидактические игры?
?Да и нет?, ?Секретная фигура?, ?Мешочек?.

22-23
?Шахматная партия?
Решение задач, загадки, игры в парх.

25
?Непобедимый?
Решение шахматных задач. Дидактическая игра ?Узнай и назови?.

26
?Волшебный мир комбинаций?
Чтение сказки ?Волшебный мир комбинаций?. Беседа по содержанию.

27
?Короткие партии?
Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

28
?Решение шахматных задач?
Практические задания..

29
Короткие партии 
Логическая минутка; Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

30
Рисование не тему ?Моя шахматная страна?
Вызвать положительные эмоции, желание поделиться своими впечатлениями,

31
Подготовка к интеллектуальному турниру.
Решение логических задач.

32
Интеллектуальный турнир
Выполнение игровых заданий.

33
?Конкурсная игра?
Конкурс ?Ответь как  в сказке, сам без подсказки?.

34
Тренировочные позиции
Отработать практические навыки, полученные на предыдущих занятиях.

35-36 
Повторение программного материала
Закрепить пройденный материал.

 
3.4.3.  Перспективный план работы по обучению детей игре в шахматы. Третий год обучения. 
№
Тема
Содержание

1-3.
Повторение пройденного материала.
Игра всеми фигурами из начального положения.
Дидактическая игра ?Два хода?.

4-6
Шахматная партия.
Демонстрация коротких партий. 

7.
Конь, пешка и король дают мат в один ход.
Д/и ?Поставь ?мат? ?конем??, ?Поставь ?мат? ?пешкой??, ?Поставь ?мат? ?королем??. Самостоятельная игра с полным набором шахматных фигур.

8.
?Рокировка?.
Д/и ?Короткая рокировка?. Д/и ?Длинная рокировка?. Разыгрывание шахматных положений по теме.

9-10
Шахматный карнавал.
Проведение шахматной эстафеты.

11.
?Реши этюд?.
Д/и ?Войско из мешочка?, ?Соседи?, ?Лови - не лови?, ?Шахматные поединки?.

12.
?Ставим мат?.
Разыгрывание шахматных
положений по теме.

13.
?Не иди король под шах?.
Д/и?Ставим ШАХ?, ?Не иди король под ШАХ?,?

14.
?Ферзь, ладья и слон дают мат в один ход?.
Д/и ? Поставь мат ладьей?, ?Поставь мат слоном?, ?Поставь мат ферзём?.

15.
Матовые комбинации. Отрабатывать практические навыки.
Игра всеми фигурами из начального положения. Игра парами

16.
Шахматный праздник.
Инсценировка с участием детей.

17-21.
Этюды. Отрабатывать практические навыки.
Практическое занятие.  Дидактическое задание ?Реши этюд

22-25.
Шахматные турниры Закреплять знания детей на предыдущих занятиях.
?Игровая практика?. Игры парами

26.
Шахматная позиция.
Дидактические игры: ? Кратчайший путь?, ?Захват контрольного поля?

27.
Шахматная позиция.
Дидактические игры: ?Шахматные прятки?, ?Узнай фигуру

28.
Развлечение ?В гостях у шахматного короля?.
 Закрепление знаний о шахматной игре.

29-33.
Шахматные партии.
Игра всеми фигурами из начального положения. Практические навыки

34.
Шахматный турнир.
Шахматный турнир с участием детей.

35.
Шахматный турнир на личное первенство.
Практическое занятие.

36.
До свидания шахматная страна!
Показ презентации



4. Результативность работы
4.1. Итоги работы по реализации целей и задач, представленных 
в программе
Данная программа находится на первом этапе реализации. Исходя из этого, возможно подвести итоги работы за первый период обучения. 
У 70 % воспитанников отмечается интерес к игре в шахматы. 
В ходе реализации  первого этапа программы  дети познакомились:
- с названием шахматных фигур;
- их расстановкой на шахматной доске;
- с понятиями ?легкие фигуры?, ?нападение?, ?оборона?, ?атака?, ?горизонталь?, ?вертикаль?, ?партия?.
Воспитанники освоили отдельные комбинации:
- ?Ладья против слона?;
- ?Ферзь против ладьи и слона?;
- ?Конь против ферзя, ладьи, слона?;
- ?Пешка против ферзя, ладьи, слона?;
- ?Король против других фигур?.

4.2. Перспективы дальнейшей работы
Далее планируется реализация второго и третьего годов обучения. На данных этапах авторы программы планируют проведение мастер-классов, открытых мероприятий для педагогов своего учреждения. 
По завершению последнего этапа реализации программы планируется ее внедрение в образовательный процесс других групп.
Так же на основе программы возможно открытие кружка по обучению детей игре в шахматы.

5. Список использованной литературы
1. Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет. –М.: Новая школа, 1994.
2. Сухин?И.Г. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017
3. ?Сухин? И.Г. Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2017
4. ?Сухин? И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. -Ростов н/Д: Феникс, 2004.
5. Сухин? И.Г. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей-М.: Астрель: АСТ:Полиграфиздат, 2012.
6. Сухин? И.Г. Шахматы, первый год или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 1.- 6-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2016. 
7. Гришин В.Г. Ильин Е.И. Шахматная азбука. – М.: ФиС, 1972.
8. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.
Интернет-ресурсы
1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL?http://www.chess-master.net/articles/3.html
2. Шахматы: [сайт] URL:?http://www.shahmatik.ru?/