О.Н. Журкова

Музыкальный руководитель

МБДОУ – детский сад

присмотра и оздоровления № 143

Партнерство семьи и ДОУ как условие развития качества образования.

«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

В.А. Сухомлинский.

С 30 сентября 2022 года вступила в силу Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования, в которой описывается необходимость содействия и сотрудничества детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые) (п. 14.3.3). Сотрудничество ДОО с семьёй (14.3.6) влияет на успешное обучение и воспитание ребёнка, поэтому его необходимо систематически организовывать различными формами в контексте ФОП ДО в единстве, основываясь на доверии, партнёрстве и взаимопонимании.

В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Возрастает значимость работы с родителями (законными представителями), которым нужно разъяснить:

роль музыкального воспитания для формирования личности ребенка и дальнейшей его успешности;

приоритет развития творческого воображения у дошкольников, влияния этой способности на успешность человека в других видах деятельности;

необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

Совместная деятельность партнеров образовательного процесса (педагогов и родителей) – современное обязательное требование к работе музыкального руководителя ДОУ. Сотрудничество с семьей - одно из главных направлений в работе музыкального руководителя. Теперь родители не "сторонние наблюдатели", а активные участники педагогического процесса. У всех педагогов свои педагогические, образовательные, воспитательные задачи. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и любить мир музыки, помочь ему раскрыть свои творческие и музыкальные возможности.

Сегодня подавляющее большинство родителей (законных представителей) сводят к минимуму общение со своим ребенком, возможно в силу своей занятости, быстротечности жизни, мобильности. Им нужно дать понять, что они нужны своим детям не только как кормильцы, а как потенциальные партнеры для их детской жизни. Взрослые - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность.

При организации совместной работы  музыкального руководителя с семьями важно соблюдать основные принципы:

- открытость  для семьи (каждому  желающему родителю предоставляется  возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);

- сотрудничество  в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Цель – профессиональная помощь семье в  музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей,  развитие активной, компетентной позиции родителей  в вопросах музыкально-эстетического развития детей.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

►содействовать   повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;

 ►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности,  духовной и эмоциональной восприимчивости;

►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.

Целью системного планирования работы с семьей по музыкальному воспитанию детей – повышение педагогических знаний, культуры взаимоотношений, обучение родителей практическим умениям в музыкальном развитии детей. Реализовать эту цель поможет участие музыкального руководителя в родительских собраниях, проведение консультаций  по приоритетным вопросам музыкального воспитания детей, привлечение родителей к участию в праздниках, мини-практикумах, участие в оркестре, выполнение ими совместно с детьми домашних заданий. Все это поможет установить «обратную связь» с родителями, повысит мотивацию к сотрудничеству, позволит достичь положительной динамики в музыкальном воспитании.

   С целью организации совместной деятельности и общения детей с родителями провожу семейные праздники («День семьи», «День Матери», «Мама, папа, я…»), семейные конкурсы (на лучший семейный дуэт, лучшую песню и т.д.), музыкальные праздники и развлечения с участием родителей (вечер театра и музыки, музыкальные мини - спектакли, музыкальные сказки и т.д., создаю традиции проведения музыкальных гостиных, поэтических вечеров, музыкальных игр, бесед-концертов и др.) Все вышеперечисленное помогает установлению доверительных отношений, сближению членов семьи, повышению заинтересованности родителей в музыкальном развитии своих детей.

            Родителям и педагогам детского сада следует видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров. Ведь совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное – положительные впечатления сохраняются в памяти ребенка на всю жизнь. Участие родителей оговаривается заранее. Родители с удовольствием приходят на репетиции (предварительное разучивание стихов, песен, хоровое пение, сценки-миниатюры, импровизация).

Мы - педагоги, совместно с семьями воспитанников, стараемся реализовывать способности детей. Хотим, чтобы они нашли достойное место в жизни, были добрыми и просто по-человечески счастливыми.

Опыт работы показывает, что активная позиция ДОУ влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Я считаю, что музыкальный руководитель должен проводить целенаправленную и систематическую работу с родителями  по привлечению их к участию в детских праздниках с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. На родительских собраниях  знакомлю родителей с программой музыкального воспитания, требованиями к внешнему виду детей на занятиях и утренниках, провожу анкетирование родителей.

В анкету включен следующий вопрос: «Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке?"

 а) выступить со своим ребёнком;

 б) сыграть роль;

 в) сыграть на музыкальном инструменте;

 г) сшить костюм;

 д) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

 е) принять участие в играх, аттракционах.

 ж) другое (что именно).

 При анализе анкет отмечаю, кто из родителей с готовностью откликается на предложение сотрудничества, намечаю формы работы с семьями воспитанников, продумываю сценарии совместных  (с активным участием родителей) утренников и развлечений.

  Например, на новогодний утренник в этом  году мы пригласили мам и пап детей группы раннего возраста с условием, что они будут не зрителями, а  участниками праздника. Дети вместе с родителями рассматривали ёлку, пели, танцевали, играли в снежки и даже рисовали подарок для Деда Мороза. Еще, с радостью вспоминаю доброжелательную атмосферу на новогодних праздниках во второй младшей и старшей группах, где роль Деда Мороза исполнили папы воспитанников.

И если у ребёнка через много лет останутся воспоминания о детском празднике, как о светлой, волшебной, радости общения, значит, эта работа была не напрасной!