О.Н. Журкова
Музыкальный руководитель
МБДОУ – детский сад
присмотра и оздоровления № 143
Партнерство семьи и ДОУ как условие развития качества образования.
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В.А. Сухомлинский.
С 30 сентября 2022 года вступила в силу Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования, в которой описывается необходимость содействия и сотрудничества детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые) (п. 14.3.3). Сотрудничество ДОО с семьёй (14.3.6) влияет на успешное обучение и воспитание ребёнка, поэтому его необходимо систематически организовывать различными формами в контексте ФОП ДО в единстве, основываясь на доверии, партнёрстве и взаимопонимании.
В связи с этим все образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Возрастает значимость работы с родителями (законными представителями), которым нужно разъяснить:
роль музыкального воспитания для формирования личности ребенка и дальнейшей его успешности;
приоритет развития творческого воображения у дошкольников, влияния этой способности на успешность человека в других видах деятельности;
необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.
Совместная деятельность партнеров образовательного процесса (педагогов и родителей) – современное обязательное требование к работе музыкального руководителя ДОУ. Сотрудничество с семьей - одно из главных направлений в работе музыкального руководителя. Теперь родители не "сторонние наблюдатели", а активные участники педагогического процесса. У всех педагогов свои педагогические, образовательные, воспитательные задачи. Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы научить ребенка понимать и любить мир музыки, помочь ему раскрыть свои творческие и музыкальные возможности.
Сегодня подавляющее большинство родителей (законных представителей) сводят к минимуму общение со своим ребенком, возможно в силу своей занятости, быстротечности жизни, мобильности. Им нужно дать понять, что они нужны своим детям не только как кормильцы, а как потенциальные партнеры для их детской жизни. Взрослые - главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательскую деятельность.
При организации совместной работы музыкального руководителя с семьями важно соблюдать основные принципы:
- открытость для семьи (каждому желающему родителю предоставляется возможность знать и видеть, как развивается его ребенок);
- сотрудничество в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Цель – профессиональная помощь семье в музыкальном развитии ребенка с учетом его интересов и потребностей, развитие активной, компетентной позиции родителей в вопросах музыкально-эстетического развития детей.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
►содействовать повышению уровня общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального воспитания детей;
►раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка на каждой возрастной ступени дошкольного детства, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, духовной и эмоциональной восприимчивости;
►акцентировать внимание на сохранение преемственности между семьей и дошкольным учреждением в подходах к решению задач музыкального развития детей.
Целью системного планирования работы с семьей по музыкальному воспитанию детей – повышение педагогических знаний, культуры взаимоотношений, обучение родителей практическим умениям в музыкальном развитии детей. Реализовать эту цель поможет участие музыкального руководителя в родительских собраниях, проведение консультаций по приоритетным вопросам музыкального воспитания детей, привлечение родителей к участию в праздниках, мини-практикумах, участие в оркестре, выполнение ими совместно с детьми домашних заданий. Все это поможет установить «обратную связь» с родителями, повысит мотивацию к сотрудничеству, позволит достичь положительной динамики в музыкальном воспитании.
С целью организации совместной деятельности и общения детей с родителями провожу семейные праздники («День семьи», «День Матери», «Мама, папа, я…»), семейные конкурсы (на лучший семейный дуэт, лучшую песню и т.д.), музыкальные праздники и развлечения с участием родителей (вечер театра и музыки, музыкальные мини - спектакли, музыкальные сказки и т.д., создаю традиции проведения музыкальных гостиных, поэтических вечеров, музыкальных игр, бесед-концертов и др.) Все вышеперечисленное помогает установлению доверительных отношений, сближению членов семьи, повышению заинтересованности родителей в музыкальном развитии своих детей.
Родителям и педагогам детского сада следует видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров. Ведь совместное творчество обогащает семейный досуг, объединяет членов семьи, а главное – положительные впечатления сохраняются в памяти ребенка на всю жизнь. Участие родителей оговаривается заранее. Родители с удовольствием приходят на репетиции (предварительное разучивание стихов, песен, хоровое пение, сценки-миниатюры, импровизация).
Мы - педагоги, совместно с семьями воспитанников, стараемся реализовывать способности детей. Хотим, чтобы они нашли достойное место в жизни, были добрыми и просто по-человечески счастливыми.
Опыт работы показывает, что активная позиция ДОУ влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Я считаю, что музыкальный руководитель должен проводить целенаправленную и систематическую работу с родителями по привлечению их к участию в детских праздниках с первых дней пребывания ребёнка в детском саду. На родительских собраниях знакомлю родителей с программой музыкального воспитания, требованиями к внешнему виду детей на занятиях и утренниках, провожу анкетирование родителей.
В анкету включен следующий вопрос: «Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке?"
а) выступить со своим ребёнком;
б) сыграть роль;
в) сыграть на музыкальном инструменте;
г) сшить костюм;
д) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;
е) принять участие в играх, аттракционах.
ж) другое (что именно).
При анализе анкет отмечаю, кто из родителей с готовностью откликается на предложение сотрудничества, намечаю формы работы с семьями воспитанников, продумываю сценарии совместных (с активным участием родителей) утренников и развлечений.
Например, на новогодний утренник в этом году мы пригласили мам и пап детей группы раннего возраста с условием, что они будут не зрителями, а участниками праздника. Дети вместе с родителями рассматривали ёлку, пели, танцевали, играли в снежки и даже рисовали подарок для Деда Мороза. Еще, с радостью вспоминаю доброжелательную атмосферу на новогодних праздниках во второй младшей и старшей группах, где роль Деда Мороза исполнили папы воспитанников.
И если у ребёнка через много лет останутся воспоминания о детском празднике, как о светлой, волшебной, радости общения, значит, эта работа была не напрасной!