ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Станкевич Ю.Д., воспитатель

МА ДОУ № 16 г. Краснотурьинск

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва, ставит приоритетной задачей в сфере воспитания детей – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовно - нравственные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. [1]

Национальный проект «Образование» 2019 - 2024 года определяет приоритетное направление, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одно из таких направлений - патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе исторических и национально-культурных традиций [2].
     В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Также, одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка, приобщение социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [3].

Поэтому трудно переоценить систематическую целенаправленную работу, которую провожу по формированию у детей нравственного воспитания патриотизма и гражданственности.

Чтобы достигнуть определенного результата, я как музыкальный руководитель нахожу нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не кажутся ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняют его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.

Метод проектов по данному направлению основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, актуализировать знания по данному направлению, и самостоятельно конструировать их и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.[4] Поэтому, данный метод помогает заложить основы моральных ценностей, норм поведения у воспитанников, а также позволяет решить важнейшие воспитательные задачу по патриотическому воспитанию в дошкольном образовании [5].

Тематика и содержание проектов зависит от текущих и перспективных интересов моих воспитанников, а так же от той или иной проблемы которую нельзя решить прямым действием.

Основной формой работы в ходе реализации творческих проектов «Русский быт, как часть культурного наследия», «Давно ли это было. Русская изба» стала организация мини – музеев как в группах, так и в музыкальном зале. Педагогической целью данных проектов является воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности; осознание смысла и значения исторической ценности музейных предметов. Мои воспитанники ставили перед собой следующие задачи: узнать, как раньше жили люди, какие традиции были в старину; разучить новые игры русского народа; познакомиться с обычаями и праздниками. Дети вместе с родителями изучали прошлое русского народа, его быт, собирали экспонаты в мини музеи, оформляли композиции. Кружковая работа в творческих проектах не осталась без внимания. Были организованы кружки, в которых дети осваивали навыки лепки, конструирования народных игрушек, старинных украшений; знакомились с народными играми и песнями: мальчики освоили гончарное искусство, девочки знакомились с такой старинной профессией как ткачество и прядение. Данный вид деятельности позволил моим воспитанникам проявить творческую фантазию, погрузиться в прошлое русского народа. Так как любой творческий проект связан с подготовкой праздников, театральных представлений мои воспитанники принимали участие в разработке отдельных фрагментов сценария фольклорного вечера «Посиделки в Русской избе», определяли в какие народные игры - забавы будем играть, какие персонажи придут на праздник. Исполняли роли в театрализованных представлениях по русским народным сказкам, приобщаясь к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В результате, дети узнали интересные факты, исторические события, об истории происхождения предметов старины, быта.

Игровые (ролевые) проекты «Герои Великой Отечественной войны в моей семье», «Профессии войны» погружали детей в игру, поэтому, основной формой работы по данному направлению – это сюжетно-ролевые игры. Дети принимали на себя определенные роли: солдат, танкист, санитарка, и т.д., подбирали и изготавливали материалы для игр своими руками: пистолеты, еду для солдата из пластилина и глины, бинокли, медали и т.д. Участвуя в познавательно-игровых проектах, мои воспитанники смогли прикоснуться к «живым» документам истории своей семьи: приносили из дома фотографии своих дедов, награды, письма.

С целью сохранения преемственности поколений, активное участие в данных проектах принимали родители. С их помощью были организованы тематические выставки, изготовлены атрибуты и костюмы для сюжетно-ролевых игр. Также родители участвовали в разработке игровых квестов: придумывали сюжеты, предлагали своих героев и задания.

Таким образом, посредством игровой деятельности решались задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста - умение сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням.

В познавательно – информационном проекте «Календарь времени» дети вместе с родителями собирали информацию для создания альбома «Никто не забыт, ничто не забыто», готовили свои стенгазеты. Для оформления календаря рисовали иллюстрации, создавали макеты «Вечный огонь», «Доска памяти». Во время реализации данного проекта воспитанники вместе с родителями подготовили виртуальные экскурсии по местам боевой славы нашего города, городов - героев ВОВ. Тем самым выступая в роли экскурсоводов, глубже прониклись к событиям войны. После посещения виртуальных музеев мальчики предложили создать свою картинную галерею «Военная техника». Ребята рисовали оружие, машины, самолеты, военные корабли. Девочки предложили поздравить ветеранов нашего города и решили организовать акцию, привязанную к проекту. В итоге воспитанники вместе со своими родителями с радостью вручали открытки ветеранам во время празднования Дня Победы. В результате такой акции ребята испытали гордость от совершённого ими доброго дела.

Данный опыт работы по реализации проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании позволяет сделать следующие выводы:

- дети имеют представление о географическом разнообразии родной страны, важнейших исторических событиях;

- имеют представления о своей семье, семейных традиция, ценностях;

- проявляет уважение к своему и противоположному полу;

- соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения, имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремятся поступать хорошо; проявляют уважение к старшим и заботу о младших;

- понимают, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,

этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и

психических способностей.

Данный опыт работы может быть рекомендован музыкальным руководителям, педагогам дошкольных образовательных организаций, а также педагогам дополнительного образования, ставящих перед собой цель повышение качества дошкольного образования в вопросах нравственно - патриотического воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность помогает решить задачи в области познавательного развития, способствует развитию познавательного интереса, включает ребёнка в активную познавательную деятельность, обладает значительным потенциалом по воспитанию патриотизма и гражданственности, в том числе по формированию российской идентичности, воспитания уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. [7]

Литература:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)

2. Национальный проект «Образование» Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 03.09.2018 №10)

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155).

4.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез,

2008

5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России.-М.: Издательство скрипторий 2003,2010.

6. Маханева М.Д. Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников.-М.:Сфера,2009. ;

7. Петрова И.В., Стульник Т.Д. Нравственно- патриотическое воспитание в детском саду.-М.:Мозаика-синтез,2008.