УДК 37.034.5

Интеграция патриотического воспитания и образовательного процесса в условиях современных вызовов: опыт и перспективы

Левицкая Е. А.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт воспитания»

(г. Донецк, Донецкая Народная Республика, РФ)

Аннотация. Статья посвящена исследованию патриотического воспитания как важнейшего компонента образовательного процесса в контексте политических и социальных изменений. Рассматриваются методы и подходы, применяемые в образовательном учреждении для формирования у молодого поколения чувства гражданской ответственности и национальной гордости.

Ключевые слова: Кадетский корпус, патриотическое воспитание, Донецкая Народная Республика.

Формирование патриотизма является основополагающей задачей в воспитании молодого поколения, способствующей развитию ответственной личности, ориентированной на благо своего государства [1]. В 2014 году образование Донецкой Народной Республики, подтвержденное референдумом, привело к ее институционализации через принятие Конституции и государственных символов. В этот период появились вооруженные сторонники для защиты территории от неофашизма, а также граждане, не согласные с новыми реалиями, покинувшие Республику.

В образовательных организациях была реализована возможность свободного использования русского языка, что стало важным изменением для русскоязычного населения, ранее ограниченного доминированием украинского языка. В школах восстановлены дисциплины начальной военной и молодежной спортивной подготовки, а также мероприятия, такие как военно-спортивные игры «Зарница» и спортивное ориентирование.

На базе школы №4, где учился первый Глава Республики Александр Захарченко, в 2017 году для усиления патриотического воспитания был создан Кадетский корпус. Программа кадетов включает изучение военных подвигов России и духовных ценностей с целью формирования у учащихся понимания государственной значимости и вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Кадеты активно участвуют в патриотических мероприятиях, таких как несение Почетного караула, установка мемориальных табличек и восстановление могил героев войны. Эти действия направлены на воспитание чувства гордости за исторические достижения и национальных героев. Одним из подходов к патриотическому воспитанию является проведение мероприятий, таких как просмотр военно-патриотических и исторических фильмов, встречи с ветеранами и знаменитыми историческими личностями, а также Уроки мужества. Организуются экскурсии в музеи и литературные вечера для обсуждения прочитанных произведений. Особое внимание уделяется Благотворительному рождественскому балу, погружающему участников в исторический контекст с изучением этикета и танцев той эпохи. События 31 августа 2018 года, включая гибель первого руководителя, привели к тому, что Кадетскому корпусу присвоили имя Александра Захарченко, что символизирует честь и гордость для кадетов, стремящихся попасть в Почетный караул и музейные группы. Учебное заведение популярно как среди местных жителей, так и среди студентов из других регионов и стран, примером чего является Дарья Клыкова, принявшая решение обучаться в корпусе после окончания 9-го класса в ЛНР, что подчеркивает ее патриотизм.

С началом СВО стало заметно, что процесс воспитания патриотизма среди учащихся упрощается и протекает более естественно. Это обусловлено тем, что молодежь становится непосредственным свидетелем исторических событий и осознает ценность поддержки для военных. С 2022 года в учебный план было включено занятие по тактической медицине для учащихся 9-11 классов. Это решение было принято в ответ на увеличение случаев атак беспилотных летательных аппаратов, затрагивающих мирное население. Курс длится 144 академических часа и предоставляет учащимся жизненно важные навыки оказания первой медицинской помощи. В условиях современного мира эти навыки могут сыграть решающую роль в спасении жизней.

Кадетское братство и традиции мундира являются важными аспектами нашей деятельности. На протяжении нескольких лет кадеты и участники общественной организации «Дельфины», занимающейся поддержкой детей с ограниченными возможностями, сотрудничают, развивая навыки взаимопомощи и многогранного восприятия окружающего мира. Ежеквартально публикуется журнал «Кадет Донбасса», где представлены авторские произведения педагогов и кадетов, а также освещаются различные аспекты жизни Кадетского корпуса, включая их повседневную деятельность и жизненные устремления. Особое внимание уделяется отслеживанию профессионального пути выпускников после завершения обучения.

Вопреки значительным человеческим потерям и трагедиям, многие выпускники последующих лет избирают военную карьеру, поступая в профильные учебные заведения. Наша задача заключается в том, чтобы оказать поддержку и предоставить необходимое образование будущим офицерам и командирам, от которых будет зависеть безопасность и жизнь как гражданских лиц, так и военнослужащих.

Волонтерская инициатива была запущена с момента основания Кадетского корпуса, и с началом СВО ее масштабы значительно расширились, увеличилось число участников и видов деятельности. Кадеты активно участвуют в волонтерском движении «Единичка», проявляя инициативу в различных аспектах патриотического, трудового, нравственного и гражданского воспитания. Так, они регулярно посещают госпитали, оказывая помощь раненым солдатам через изготовление перевязочных материалов и выполнение поручений медицинского персонала. Кроме того, на базе образовательного учреждения кадеты производят балаклавы, жилеты, нижнее белье, бафы и окопные свечи для поддержки военнослужащих. Они также организуют сбор и доставку необходимых грузов на фронтовые и прифронтовые территории. Для повышения морального духа кадеты выступают с музыкальными программами перед военными, находящимися в госпиталях. Поддержка оказывается не только военнослужащим — учащиеся ставят театральные номера для детей в онкологическом центре, что захватывает атмосферой военного времени и привлекает родителей к волонтерству. Освобождение новых регионов приводит к потоку беженцев, потерявших имущество, поэтому объявлен сбор и сортировка гуманитарной помощи для нуждающихся, в чем активно участвуют дети, развивая сострадание, толерантность и гражданскую ответственность на фоне патриотического воспитания. Кадетский корпус обрел друзей из разных регионов России и дружественных стран, и учащиеся охотно поддерживают эти связи после поездок.

Возникает вопрос: кто такой патриот, и как его можно идентифицировать? Ответ заключается в том, что патриот — это обычный человек: сосед, пожилая женщина из соседнего подъезда, родитель учащегося. Это человек, который сознательно решил жить в своей стране, в своем городе и на своей улице. Наша задача — направить молодое поколение, используя личный пример, фильмы или рассказы других людей. Пусть эти слова звучат пафосно, но наша жизнь продолжается, пока живет память о нас. Исходя из всего изложенного, возникает риторический вопрос: не это ли является смыслом и целью патриотического воспитания в целом?

Список литературы:

1. Ясинов, В. Г. Формирование гражданских и патриотических качеств у подростков на фоне глобальных изменений / В. Г. Ясинов // Педагогика и современность. — 2021. — № 3(1). — С. 45-53.