Патриотическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства в кружковой работе.

Шабашова Маргарита Викторовна

ГПОУ «Макеевский педагогический колледж»,

Аннотация: В статье раскрыты основные аспекты формирования патриотизма на занятиях кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству как компонента нравственного воспитания студентов.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, Родина, изобразительное искусство, художественное творчество, нравственное воспитание.

Актуальность исследования .В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, воспитание гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

А. С. Макаренко писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей! »

Формирование у подрастающего поколения патриотического отношения к своей стране, своему городу, семье, является актуальной проблемой в современной педагогике. Это обусловлено необходимостью воспитания человека-патриота, впитавшего в себя богатство культурного наследия прошлого своего народа, заботящегося о своей Родине и готового встать на защиту в любую минуту. Однако, патриотическое воспитание очень ёмкое понятие и не сводится только к любви и готовности защищать Родину. Также оно включает в себя любовь  изучение природы родного края, традиций своего народа, защите экологии. Особое внимание должно уделяться национальной культуре, так как она формирует менталитет общества, именно через нее человек воспринимает значимые национальные ценности.

Цель исследования: определение методов патриотического воспитания студентов средствами изобразительного искусства.

Задачи исследования:

-выявить значение патриотического воспитания как компонент нравственного воспитания;

- определить основные задачи патриотического воспитания средствами изобразительного искусства;

-на основании собственного опыта привести примеры патриотического воспитания студентов на занятиях кружка изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей молодежи в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств путем целенаправленного и организованного обучения. Понимание и принятие патриотических, духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Эти понятия неразрывно связаны между собой.

Патриотическое воспитание студентов средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности студентов.

Патриотическое воспитание молодежи средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания молодежи и в системе основного и дополнительного образования . Таким образом, развитие художественно-творческих способностей студентов осуществляется в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных и патриотических качеств.

Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывает система дополнительного образования. Воспитание средствами изобразительного искусства в системе дополнительного образования включает в себя не только практические занятия по рисованию, но и экскурсии, беседы, участие в выставках, акциях, благотворительных мероприятиях.

В нашем колледже помимо учебных занятий, я веду кружок изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Вернисаж».

Целью программы кружка «Вернисаж» является создание условий для эстетического, художественного, патриотического воспитания личности через организацию современной познавательной и творческой деятельности студентов с использованием современных технологий.

Я стремлюсь к тому, чтобы в содержании программы кружковой работы в достаточной степени решалась проблема воспитания патриотических чувств.

Темы занятий кружка по изобразительному и декоративно-прикладному искусству патриотического направления:

родная природа;

декоративно-прикладное искусство;

изучение символики Российского государства и Донецкой Народной Республики;

героическое прошлое;

формирование любви к малой Родине, семье.

Большое внимание на своих занятиях я уделяю теме истории и художественной культуре донецкого края. Так как обращение к региональному компоненту на занятиях по изобразительному искусству и во внеаудиторной деятельности, его разумно организованное изучение, является мощным средством развития и гражданско-патриотического воспитания молодежи. Оно не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает любовь к тому, что называют малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне.

На занятиях кружка я готовлю студентов к конкурсам, проектам, выставкам городского, регионального, республиканского , международного уровня. Конкурсы проводятся с целью повышения духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественного воспитания студентов.

Участвуя в таких конкурсах, у студентов развивается и формируется социальная активность, чувство патриотизма, дружбы, верность своему народу и уважение традиций.

Вместе со студентами, занимающимися в кружке, оформляем актовый зал , изготавливаем элементы для украшения интерьера колледжа к различным мероприятиям, таким как «День Победы», «День Донецкой Народной Республики» , «День освобождения Донбасса от фашистских захватчиков», «День защитника отечества» и др.

Но самым благодарным материалом в воспитании патриотических чувств, судя по опыту работы, является декоративно-прикладное искусство. Оно в состоянии решить широкий круг познавательных задач: познакомить с промыслами, их технологией, особенностями декора, научить гражданственности, патриотизму, гуманизму, творчеству, научить определять художественную ценность произведений.

Большой творческий потенциал и педагогическое значение народного искусства, многообразие действенных средств и создание необходимых условий для их использования способствуют повышению эффективности патриотического воспитания студентов.

На занятиях кружка при изучении декоративно-прикладного искусства я стараюсь учить народному искусству, сохраняя традиции народных промыслов. Благодаря современным технологиям можно «побывать» в мастерской умельца, увидеть весь процесс изготовления предметов декоративно-прикладного искусства.

Так же я практикую задания на иллюстрирование народного эпоса, изучение и изображение народных праздников и обрядов, изготовление кукол в национальных костюмах.

Свои творческие работы студенты регулярно демонстрируют на различных общеколледжных , городских и республиканских выставках.

Большое значение для патриотического воспитания имеет и экскурсионная деятельность. Организация экскурсионной деятельности способствует приобщению студентов к культурному наследию  своей Родины. В процессе экскурсий студенты знакомятся наглядно с историей и культурой  народов, проживающих на данной территории. Для более чувственного эмоционального восприятия ученикам очень важно не только увидеть на картинках, но самим побывать на  полях боевой славы, увидеть главные святыни русского народа, выдающиеся шедевры искусства . На примере картин исторического и батального жанра воспитываются патриотические чувства студентов. После проведения экскурсии полезно сделать зарисовки и наброски по теме экскурсии, чтобы закрепить свое впечатление и эмоциональное отношение.

Огромное впечатление на студентов оказало посещение Донецкого художественного музея, знакомство с творчеством художников родного края.

  Так же одним из видов работы по патриотическому воспитанию, полезна организация просмотра кинофильмов военной тематики с последующим обсуждением и иллюстрированием.

Анималистический жанр, пейзаж раскрывают перед студентами красоту окружающего мира, который они должны научиться любить, о котором они должны заботиться и защищать.

Участие в выставках также имеет патриотическую, воспитательную направленность. Основная тематика выставок и конкурсов ориентирована на знакомство молодежи с мировым культурным наследием, на изучение истории и национальных традиций, на формирование умения любоваться красотой окружающего мира. В связи с 76-летием Победы в ВОВ объявлены многочисленные конкурсы детского рисунка на тему Великой Отечественной войны . Роль таких конкурсов в учебном и воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, студент получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов и испытать гордость за свою Отчизну и свой народ.

Еще одна особенность кружковых занятий изобразительным искусством – это возможность для юных художников участвовать в благотворительных акциях. Наши студенты участвуют и городских ярмарках-продажах, в изготовлении открыток и  подарков для ветеранов и воинов –защитников Донецкой Народной Республики . У студентов должно сформироваться понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку  не за материальное вознаграждение, а за благодарность человека, находящегося в трудных жизненных условиях.

Таким образом, используя творческие методы построения процесса обучения на занятиях по изобразительному искусству и кружковую работу  , можно не только  существенно влиять на духовные, нравственные качества, но и  давать студентам основы патриотического, нравственного  и семейного воспитания, которые неразрывно связаны между собой.

Список литературы.

1.Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе/ Вестник ЧГПУ. Сер.2 Педагогика. Методика преподавания. – Челябинск: ЧГПУ, 2012.

2. Зильберштейн А. Военно-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время. // Воспитание школьников. – 2015. – № 8. – С. 17.

3.Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании. В. Ю. Троицкий // Русский вестник. - 2004. - № 16-64. - 29-30 с.
4.Воспитание детей и учащейся молодежи в региональной системе образования./ О. Заславская, Е. Сагапова, А. Григорьева и др. // Воспитательная работа в школе. - 2014. - № 1. - С. 45 - 52.
5.Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. – М.: Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.