Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ детский сад № 10 города Ишима










Педагогическая находка

 ?STEKLOGRAM? - мыслим пространственно?














Автор:
Кочнева Олеся Валентиновна,
воспитатель высшей квалификационной категории












г. Ишим, 2022

Дошкольное детство особо значимый период в становлении личности ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, способами познания окружающего мира; развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве. Очевидным становится и то, что пространственное мышление является залогом успешного обучения ребенка в школе. Дети, у которых сформировано пространственное мышление, более активны, они с удовольствием познают окружающий мир.
Пространственным мышлением называют процесс усвоения отношений окружающей действительности, использование наглядных моделей для отражения связей между объектами и ориентирование в окружающем пространстве.
Анализируя деятельность своих воспитанников, я заметила, что дети во время рисования ?теряются?, они не могут определиться, где должны находиться предметы, относительно друг друга: за или перед, над или под, не могут определить верхний или нижний край листа. Все пространственные обозначения, способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, которыми они оперируют в процессе игр, во время рисования не используют. Я предлагала детям рассмотреть образец в определенном порядке ?Расскажи, как расположены элементы узора на карточке?, ?Расскажи, где художник нарисовал животных?, ?Нарисуй фигуру?, но это не приносило нужного результата, им было скучно. 
Данная ситуация послужила основанием для поиска новых способов обучения детей ориентировки в пространстве. В практической деятельности большинство педагогов предпочитают использовать для развития пространственного мышления такие виды деятельности, как игры с дидактическим материалом, направленные на развитие у ребенка умения ориентироваться на листе бумаги, аппликация, рисование. Для решения данной педагогической проблемы,  я предположила, что в качестве одного из возможных средств развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста может стать, технология ?STEKLOGRAM?.
Моя педагогическая находка – это технология ?STEKLOGRAM-мыслим пространственно? - набор прозрачных пластин с магнитными ножками, которые можно ставить друг на друга, образуя многослойную конструкцию. Если на каждом слое нарисовать какую-то часть предмета или срез фигуры, то при просмотре в собранном виде получается ?STEKLOGRAM? - цельная картинка в объеме (в 3D). 
Данное педагогическая находка имеет значительный потенциал – дает возможность объединить технологию ?STEKLOGRAM? с деятельностью, направленной на развитие пространственного мышления.
Я ставила перед собой цель: разработать и внедрить в образовательный процесс перспективное планирование с использованием технологии ?STEKLOGRAM?, как способа развития пространственного мышления.
Были определены задачи:
1. Разработать и внедрить перспективное планирование, направленного на развитие пространственного мышления дошкольного возраста.
2. Определить эффективность влияния перспективное планирование на развитие пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Работу начала постепенно – ?от простого к сложному?. Была создана студия  ?STEKLOGRAM?, куда в зависимости от темы недели помещали предметные, фоновые картинки, игрушки, книги и т.д.  Первые несколько занятий направляла детей, как правильно рисовать, как располагать рисунки, фон, предметы, но сделала вывод, что в ?STEKLOGRAM? нет правильного или неправильного способа рисования - есть только детский способ. Уважая состояние, настроение, предпочтение и интересы ребенка, была предоставлена возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, материала, с которым будет работать, темпа своей работы. В результате,  дети постепенно отошли от неточных общих словесных обозначений пространства (?там?, ?тут?, ?здесь? и т.п.) к освоению специальных слов, обозначающих пространственные признаки предмета и его взаиморасположение с другими (?верхний край?, ?нижний край?, ?правый угол?, ?левый угол?, ?центр?, ?за?, ?перед?, ?около?, ?выше?, ?левее?, ?правее? и т.п.). 
Во время рисования обращала внимание детей не на предмет, а на его расположение: например, если на фоне было изображение стола, то все предметы рисовались относительно его, старалась вести диалог с детьми так, чтобы эти слова стали частью их активного словаря.
В своей работе я использую следующие методы работы:
-сравнения образов;
- пояснения;
- постановки задач проблемного характера;
- объяснения последовательности и способов выполнения работы;
- сотворчества;
- игровые методы.
Новизна моей работы, это разработанное перспективное планирование, с использованием технологии ?STEKLOGRAM?, направленное на развитие пространственного мышления.  
Каждое тематическое мероприятие заканчивалось фотовыставкой, где дети рассматривали продукты творчества, обсуждали, строили планы. 
Полученный результат: 
По итогам проделанной работы можно сделать вывод: за??счет?использования ?технологии ?STEKLOGRAM?:
-дети уверенно стали ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист бумаги, страница тетради, книги и т.д.), располагая предметы и их изображая в указанном направлении, стали отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, ниже, выше, левее, правее и т.д.);
- сформированы навыки коммуникативного взаимодействия.
В перспективе с целью развития пространственного мышления у детей старшего дошкольного возраста за счет использования технологии ?STEKLOGRAM? планируется распространения педагогического опыта и разработка программы дополнительной образовательной услуги.




















Приложение 1
В начале учебного года по результатам мониторинга проведенного по программе ?От рождения до школы?  в соответствии с целями и задачами исследования в ходе эксперимента провела диагностику уровня ориентировки в пространстве детей старшего дошкольного возраста и выявила  уровни сформированности ориентировки в пространстве у старших дошкольников.
Были подобраны 6 заданий, каждое занятие носило в себе отработку следующих понятий: левая и правая стороны, верхняя и нижняя стороны, середина листа, центр листа, вверху, внизу, выше, ниже, вперед, впереди, сзади, назад, между, около, над, рядом, за, под, перед, на, от. 
Задание №1: Цель: Определить уровень знания детей о левой и правой стороне своего тела.
Инструкция: Покажи мне, пожалуйста, свою правую руку.
Покажи мне свою левую руку.
Подними, пожалуйста, левую ногу.
Подними правую ногу.
Дотронься правой рукой левого уха.
Дотронься левой рукой правого уха.
Закрой, пожалуйста, правый глаз.
Закрой левый глаз.
Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 8.
Задание №2: Цель: Определить уровень ориентировки ребёнка на листе бумаги (верхняя, нижняя стороны).
Материал: лист бумаги, карандаш.
Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в верхнем углу бабочку.
Нарисуй в нижнем углу цветок.
Нарисуй прямую линию вдоль верхней стороны листа,
Нарисуй волнистую линию вдоль нижней стороны листа.
Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет высокий 4.
Задание №3: Цель: Определить уровень знаний детей нахождения середины листа, центра листа.
Материал: Лист бумаги, карандаш, кубик.
Инструкция: Проведи линию по середине листа.
Поставь кубик в центр листа.
Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок в данном задании, составляет 2.
Задание №4: Цель: Определить уровень знаний детей о расположении предметов (вверху, внизу, ниже, выше).
Материал: Картинка с предметами.
Инструкция: Покажи и скажи, где находится потолок.
 Покажи и скажи, где находится пол.
 Покажи, что находится ниже дерева.
 Покажи, что находится выше замка.
Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 4.
Задание №5: Цель: Определить уровень знаний детей о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади).
Инструкция: Скажи и покажи, что находится впереди тебя.
Скажи и покажи, что находится сзади тебя.
Оценка результатов: за каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 2.
Задание №6: Цель: Определить умение детей называть и понимать в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от, под).
Материал: Картинка из сказки ?Репка? в последовательности героев 
Инструкция: Скажи и покажи, между кем стоит Жучка.
 Скажи и покажи, за кем тянула репку бабка.
 Скажи и покажи, кто находится около репки.
 Скажи и покажи, кто стоит рядом с кошкой.
 Скажи и покажи, перед кем стоит внучка.
 Скажи и покажи, над чем летают птички.
 Скажи и покажи, где сидит бабочка.
 Скажи и покажи, что находится справа от тебя. 
 Скажи, что лежит под столом?
Оценка результатов: За каждое правильное выполнение задания ребёнку начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок в данном задании, составляет 9.
Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок за все данные задания, составляет 29, минимальное – 0 баллов.
По количеству набранных баллов определяется уровень сформированности ориентировки в пространстве:
От 29 до 21 баллов – высокий уровень сформированности ориентировки в пространстве. 
Ребенок знает правую и левую стороны своего тела; легко ориентируется на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно находит середину и центр листа; знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), называет и понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). 
Ребенок владеет навыками ориентирования, обнаруживает знания и определения ?впереди?, ?сзади?, ?слева? и ?справа?, как по отношению к посторонним предметам, так и в отношении своего положения. Осмысленно отвечает на вопросы.
От 20 до 17 баллов – средний уровень сформированности ориентировки в пространстве. Ребенок в достаточной степени владеет навыками пространственного ориентирования. 
С помощью взрослого устанавливает как положение предметов, так и свое положение в пространстве. Затрудняется в высказываниях, пояснениях. Ребенок допускает незначительные ошибки в положении предметов в пространстве, при замедленном повторении может их исправить самостоятельно.
Если ребёнок набрал от 16 баллов до 0 – низкий уровень сформированности ориентировки в пространстве. Допускает ошибки, как при определении пространственного положения предметов, так и в отношении своего положения. 
Ребенок не знает правую и левую стороны своего тела; не может ориентироваться на листе бумаги (верхняя и нижняя стороны); самостоятельно не может находить середину и центр листа; не знает о расположении предметов (вверху, внизу, выше, ниже) и о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади), не называет и не понимает в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от под). 
После выполнения заданий, изучающих уровень сформированности ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста,  определила уровень их ориентировки в пространстве. Количественный анализ результатов осуществлялся по принципу отнесения детей к овладению тем или иным уровнем сформированности ориентировки в пространстве. 
К высокому уровню были отнесены дети, которые владели навыками ориентировки в пространстве, обнаруживали знания и определения ?впереди?, ?сзади?, ?слева?, ?справа?, как по отношению к предметам, так и в отношении положении своего тела. 
Легко ориентировались на листе бумаги. Осмысленно отвечали на вопросы. Знали и понимали в речи предлоги.
Наименьшее количество ошибок допустили 7 детей из группы. Они правильно выполняли задания.
К среднему уровню были отнесены 12 человек.
Дети иногда допускали незначительные ошибки при ориентировке по отношению положении своего тела, не всегда могли ориентироваться на листе бумаги.
Таким образом, по результатам выполнения заданий можно сделать вывод, что у 29 % детей (7 человек) умение ориентироваться в пространстве сформировано на высоком уровне. Средним уровнем обладает 50 % детей (12 человек). Низкий уровень сформированности ориентировки в пространстве у 21% детей ( 5 человек). Результаты показаны на диаграмме 1 (Приложении 2).
Выявленный в ходе исследования уровень умения является недостаточным, т.к. очень мало детей имеют высокий уровень сформированности ориентировки в пространстве.  
Данные результаты свидетельствуют о том, что работа, которая ведётся в детском саду по развитию ориентировки у детей, недостаточна эффективна.

После апробирования серии занятий, был проведен итоговый мониторинг по выявлению уровня сформированности пространственного мышления с целью обнаружения положительной динамики. Использовались те же диагностические методики, что и в первом варианте.

МОННИТОРИНГ развития пространственного мышления

Группа детского сада – старшая

Имя, фамилия ребенка
Уровень овладения необходимыми навыками развития пространственного мышления


Определить уровень знания детей о левой и правой стороне своего тела.
Определить уровень ориентировки ребёнка на листе бумаги (верхняя, нижняя стороны).

Определить уровень знаний детей нахождения середины листа, центра листа.

Определить уровень знаний детей о расположении предметов 
(вверху, внизу, ниже, выше).
Определить уровень знаний детей о положении своего тела среди окружающих предметов (впереди, сзади).
Определить умение детей называть и понимать в речи предлоги (между, за, около, рядом, перед, над, на, от, под).
Итоговый результат


нг
кг
нг
кг
нг
кг
нг
Кг
нг
кг
нг
кг
нг
кг

1.Авдеев Назар
6
7
2
3
1
2
1
2
1
2
6
8
17
24

2.Блинов Ваня 
6
8
2
3
1
2
1
2
1
2
7
8
18
25

3.Борцов Миша
4
5
1
3
0
1
1
2
0
1
3
6
9
18

4.Васькина Лиза
7
8
2
4
1
2
3
4
1
2
7
9
21
29

5.Васильева Ульяна
7
8
3
4
1
2
3
4
1
2
7
9
22
29

6.Зорков Сережа
6
7
2
3
1
2
1
2
1
2
6
8
17
24

7.Куракина Влада
6
7
2
3
1
2
1
2
1
2
7
8
18
25

8.Масюкова Лиза
7
8
3
4
1
2
3
4
1
2
7
8
22
28

9.Непомнящих Саша
5
5
3
3
1
1
2
2
1
1
6
7
18
19

10.Корзунова Лера
6
6
2
2
1
1
1
1
1
1
6
7
17
18

11.Пальянов Матвей
3
7
1
3
0
1
1
2
0
1
3
7
8
21

12.Рафикова Руслана
7
8
3
4
1
2
3
4
1
2
7
8
22
28

13.Рыжова Слава
3
7
1
2
0
1
1
2
0
1
3
6
8
21

14.Сарбалинов М.
7
8
3
4
1
2
3
4
1
2
7
8
22
28

15.Скоробогатова К
3
5
1
3
0
1
1
2
0
1
2
7
7
19

16.Сурель Фаддей
7
8
3
4
1
2
2
4
1
2
7
9
21
29

17.Скурьят Дима
3
5
1
3
1
1
1
2
1
1
2
7
9
19

18.Судариков Н.
5
5
3
3
1
1
2
2
1
1
6
7
18
19

19.Суганов Дима 
6
6
2
2
1
1
1
1
1
1
6
7
17
18

20.Толошенко К
5
5
3
3
1
1
2
2
1
1
6
7
18
19

21.ТалалаеваАрина
6
6
2
2
1
1
1
1
1
1
6
7
17
18

22.Хлопов Артём
7
8
2
4
1
2
3
4
1
2
8
9
22
29

23.Чикунова Настя 
5
5
3
3
1
1
2
2
1
1
6
7
18
19

24.Ширшов Киилл
5
5
3
3
1
1
2
2
1
1
6
7
18
19


Сравнительный анализ показателей группы показал, что у детей в ходе эксперимента значительно повысился уровень ориентировки в пространстве. Количество детей с высоким уровнем возросло почти в 2 раза, уже 11 детей имели высокий уровень умения, а вначале было 7 детей. Средний тоже возрос. Стало 13 детей, а было 12. Детей с низким уровнем нет, что связано с проведенной нами работой, вначале было 5 детей. Все дети легко ориентировались в пространственных терминах и выполняли предложенные им задания.
Итоговый мониторинг показал следующие результаты. В группе 24 человека. Из них 47% обладали высоким уровнем знаний, 53% средним уровнем. Низким уровнем уже не обладал никто. Данные показаны в диаграмме 2 (приложение 2)
Приложении 2












































Приложение 3

Перспективное планирование с использованием технологии ?STEKLOGRAM?
Месяц
тема
Содежание
необходимые материалы

Сентябрь

1.
?Чудесная палитра?


Познакомить со свойствами красок, тренировать в смешивании красок, получении новых оттенков.
Познакомить с нетрадиционной техникой рисования на стекле
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла.
Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM, салфетки.



2.
?Здравствуй осень?

Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.
Развивать творческие способности?детей,?эстетическое восприятие.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла

Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM, салфетки.


Октябрь

1.?Осеннее дерево?
?Нетрадиционная техника:?Пуантилизм.

Познакомить с техникой пуантилизм (рисование точками), учить работать в данной технике.
Воспитывать аккуратность.?
Закреплять умение самостоятельно располагать изображение в центре?стекла.

Гуашь, бумага, кисть, ватные палочки, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM, салфетки.


2. ?Дары осени??(натюрморт)?(печатание листьями + на брызг)

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. 
Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.
Развивать чувство композиции.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла

Гуашь, листья, поролон, ватные палочки, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM, салфетки.




Ноябрь

1
?В осеннем лукошке всего понемножку??Нетрадиционная техника: Печать поролоном, отпечаток листьями.

Расширять представление о приметах осени.
Учить рисовать, набирая краску разного цвета, делать фон рисунка оттиском поролона.
Развивать умение располагать изображение в нижней части?стекла
Гуашь, бумага, кисть, поролон, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


2
?С днем рождения, любимый детский сад!?

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Закрепить умение создавать композицию. Развивать образное восприятие, творчество.
Развивать умение располагать изображение в верхней и нижней части?стекла
Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки

Декабрь

1
?Зимушка зима??Нетрадиционная техника:?Рисование зубной пастой.

Познакомить с новым нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность.
Знакомить с жанром ?пейзаж?.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла, в верхней и нижней части стекла.
Зубная паста, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?,салфетки.


2
?Новый год у ворот??Нетрадиционная техника:?Пуантилизм.

Совершенствовать умения в данной технике.
Развивать чувство цвета, мелкую моторику.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла
Гуашь, бумага, силуэты предметов, кисть, ватные палочки, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


Январь

1
?Что за прелесть эти сказки??Нетрадиционная техника:?Силуэтное рисование.

Знакомство с данной техникой. Развивать наглядно-образное мышление.
Дать детям представление о разнообразии животного мира. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла, в нижней части стекла
Гуашь, бумага, контурное изображение животных, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, поролон, салфетки.



2
?Зимний вечер??Нетрадиционная техника:?Граттаж.

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.
Учить передавать настроение тихого зимнего вечера.
Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Гуашь черная, синяя, свеча, кисть, подставки под кисти, деревянные палочки, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


Февраль

1
?На улицах города??Нетрадиционная техника:?Пуантилизм.

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками.
Развивать чувство цвета, мелкую моторику.
Развивать умение располагать изображение в центре?, в верхней и нижней части стекла
Гуашь, бумага,?ватные палочки,?кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.



2
?С 23 февраля??Нетрадиционная техника:?Витраж

Знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой витраж.
Формировать художественно-творческие способности
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла, в  правом и левом верхних углах  стекла
Витражные краски, бумага, кисть, подставки под кисти, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


Март

1
?Подарок маме??Нетрадиционная техника:?Витраж

Продолжать?знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой витраж.
Развивать пространственное мышление и творческое воображение 
Развивать умение располагать изображение в центре, в правом и левом нижних углах?стекла
Витражные краски, бумага, кисть, подставки под кисти, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


2
?Уж повеяло весною??Нетрадиционная техника:?Кляксография, выдувание трубочкой.

Продолжать знакомиться с цветовым спектром, понятием контраста.
Овладеть умением смешивать цвета, вызвать интерес к ?творческому экспериментированию?
Совершенствовать умение детей рисовать в данной технике.
Развивать умение располагать изображение в центре?стекла

Гуашь, трубочки, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.


Апрель

1
Космос??Звездное небо??Нетрадиционная техника:?Граттаж.

Продолжать знакомить детей?с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа.
Развивать композиционные умения.
Развивать умение располагать изображение в верхней части?стекла
Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.



2
?Пасхальный сувенир??Нетрадиционная техника:?Рисование ватными палочками, оттиск пробкой.

Воспитывать интерес к народной культуре.
Учить элементам декора, цветовосприятия.
Закреплять умение самостоятельно располагать изображение на стекле.?

Гуашь, бумага, ватные палочки, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?,салфетки.


Май

1
?День победы??Самостоятельная работа,?техника рисования по выбору детей.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Развивать образное восприятие, творчество.
Учить детей умению отражать в рисунке признаки праздника.
Воспитывать чувство гордости за свою страну.
Закреплять умение самостоятельно располагать изображение на стекле
Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.



2
?Лето, лето к нам пришло!??Самостоятельная работа,?техника рисования по выбору детей.

Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой.
Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности.
Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
Закреплять умение самостоятельно располагать изображение на стекле
Гуашь, бумага, кисть, подставки под кисти, стаканы под воду, ?STEKLOGRAM?, салфетки.



?