Педагогическая оценка как средство стимулирования.
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные.
Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребёнок, но не его личности. В данный момент педагогической оценке подлежат содержание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект.
Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, отмечают индивидуальные качества человека, его старания, умения, прилежание и т.д.
Материальные педагогические оценки включают в себя разные способы материального стимулирования детей за успехи в обучении и воспитании.
Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или нарицание, характеризующие действия ребёнка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали.
Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности, акцентируют внимание в основном на нём, не принимая в расчёт или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном счёте, а не то, каким образом это было достигнуто.
Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.
Количественные педагогические оценки соотносятся с объёмом выполненной работы, например с числом сделанных упражнений и комбинаций и т.д.
Качественные педагогические оценки касаются качества исполненных комбинаций, точности, аккуратности, тщательности, выразительности и т.д.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования процесса обучения и воспитания.
Главные из них это внимание, одобрение, выражения признания, оценка, поддержка, награда, повышение престижа и т.д.
Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм его поощрения. Ребёнку приятно когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны окружающих людей, когда он пользуется вниманием. По этому все дети любят выступать на сцене, любят когда им аплодируют. Такое внимание означает, что его ценят, выделяют среди окружающих людей.
Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика, тем самым поощряет его на более качественное исполнение поставленных целей. Дети, в свою очередь, ценят внимание к себе со стороны преподавателя, старается добиться его, прибегая к разного рода приёмам ( иногда эти приёмы имеют и негативную роль, но ребёнок старается достигнуть внимания педагога любым путём, даже устроив драгу). Нередко внимание сопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.
Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребёнок. Одобрение включает в себя вербальную или невербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка – это словестное высказывание, содержащие соответствующие оценочные суждения, а невербальные - жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Часто это два способа выражения одобрения сочетаются друг с другом.
Признания представляет собой выделение тех или иных достоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. Признание вместе с тем выступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от других, в том числе и того, кто его характеризует. Примером признания в группах служит исполнение наиболее трудных комбинаций, трюков и сольного исполнения.
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определённого свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или конечных результатов.
Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что преподаватель одобряет конкретные действия учащегося, стимулирует его на повторение или успешное завершение этих действий. Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, содействия и т.п. Чаще всего поддержка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребёнок нуждается в помощи со стороны.
Награда понимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценки действий ребёнка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилием, так и реальному результату.
Следующие способы поощрения – усиление социальной роли, престижа и статуса - являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся. Они связаны с повышением авторитета ребёнка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни исполняют дети, обладают различной ценностью и привлекательностью для них. Например, роль лидера обычно высоко ценятся среди детей, а роль изгоя, которого не любят, не уважают и над которым смеются, является одной из наименее привлекательных. Примером этому великое множество. Практически в каждой группе существует свой лидер и частенько встречаются и изгои. И задача педагога с самого раннего возраста суметь отвести ребёнку более значимую роль среди сверстников, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность.
С помощью ряда психолого-педагогических приёмов можно искусственно повышать или понижать престиж ребёнка и тем самым поощрять или наказывать его.
Статусом называется действительное положение ребёнка в системе межличностных отношений. Понятие «педагогическая оценка» по своему объёму и содержанию гораздо шире и просто «оценки» и «отметки», по этому на практике нельзя ограничиваться только двумя последними способами стимулирования.