Тезис

Педагогические условия ознакомление и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста посредством олонхо.

Билюкина Ирина Михайловна - воспитатель

Румянцева Рада Владимировна- воспитатель

Актуальность выбранной темы заключается в том, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитании и обучения детей.

В последние годы сфера применения языка стала исчезать, что ведет к постепенной утрате языка. Такое явление наблюдается среди дошкольников, школьников. Подрастающее поколение не может использовать родной язык в полном объеме в повседневной жизни, так как сейчас дети в основном сидят на гаджетах.

На современном этапе развития якутского языка актуальным является широкое изучение языка героического эпоса олонхо, так как он является вершиной всех жанров устного народного творчества якутов. Язык и стиль олонхо определяются как «высшая форма обработанной, отшлифованной устной поэтической речи», «идеал нормы, воспринимающийся как высшее проявление народного красноречия, народной языковой культуры».

Обогащение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста посредством олонхо будет эффективным если:

- знакомить детей с героями эпоса олонхо в виде картинок, кукол, игр;

- расширять и углублять представление детей об эпосе олонхо;

- продолжать знакомить с тремя мирами и его жителями;

- включать отрывки текстов в разговорную речь детей;

- владение навыками речевого общения;

- создание уголка для представления о героях олонхо.

Для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста по средством олонхо мы использовали беседу “Знаешь ли ты, что такое олонхо?”, дидактическую игру “Олонхо үс дойдута”.

Педагогическими условиями обогащения словаря детей посредством олонхо выступают:

- включение отрывков текстов соответствующей возрасту разговорной речи детей;

- использование методов накопления содержания детской речи и методов, направленных на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

- организация дидактических игр по содержанию олонхо.

Нами были подобраны произведения на родном языке, например мы использовали методику «Краткий пересказ олонхо П.А. Ойунского Нюргун Боотур Стремительный» (в пересказе Чехордуной Е.П).

Создали положительный эмоциональный фон, который обеспечивает при максимальной адаптации образовательного пространства для организации полноценной и всесторонней деятельности каждого ребенка и всего коллектива, открытые, доброжелательные отношения друг с другом.

В заключение хотелось бы сказать, качества и поступки героев могут служить отличным примером для детей. Благодаря олонхо «Дьулуруйар Ньургун Боотур» можно внедрить национальные, культурные, духовно- нравственные ценности и обогащения родного языка учитывая возраст и уровень развития дошкольника.