* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}

Якушева Галина Ивановна

Преподаватель художественных дисциплин

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический

колледж имени А.П. Раменского

Педагогические условия воспитания патриотических чувств у младших школьников на внеурочных занятиях посредством пейзажной живописи

Успешность в воспитании патриотических чувству детей младшего школьного возраста посредством пейзажной живописи на внеурочной деятельности предполагает соблюдение определенных педагогических условий. В соответствии с гипотезой исследования, в число данных педагогических условий входит:

- проводить беседы по картинам жанра «Пейзаж», используя разные приемы;

- проводить внеурочные занятия по изучению и освоению живописных техник выполнения рисунков жанра «Пейзаж»;

- использовать активные формы и методы при ознакомлении с живописными полотнами жанра «Пейзаж» художников Пермского края;

Первое педагогическое условие: проводить беседы по картинам жанра «Пейзаж», используя разные приемы;

Чтобы младший школьник смог понять произведение искусства – жанр «Пейзаж», необходимо использовать определенную методику проведения беседы - анализ картины.

Существует несколько способов анализа картины. Одним из них является анализ произведения живописи, основанный на колорите полотна. Опираясь на цветовое решение картины, можно сделать вывод о переданных художником настроении и чувствах изображённых героев, самостоятельно объяснить сюжет произведения.

В произведениях живописи по-разному отражаются представления о традициях, обычаях, исторических событиях, поэтому каждая картина должна рассматриваться с учётом того, что хотел выразить в ней автор.

Последовательность анализа картины может быть разной в зависимости от особенностей самой картины и от уровня развития художественного восприятия.

На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо).

Другой вариант анализа может идти по следующему плану:

1.    Жанр картины.

2.     Кто и что изображено.

3.     Настроение, вызываемое этим произведением.

4.     Основные микротемы картины.

5.    Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор для создания образов (формат, композиция, свет, цвет, колорит)

6.    Роль этих средств в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Методы, которые используются при ознакомлении школьников с живописью, делятся на словесные, наглядные и практические.

Словесные методы.

1. Вопросы:

а) на понимание содержания картины;

б) на выявление настроения;

в) на выявление выразительных средств.

В целом вопросы побуждают ребенка всматриваться в картину, видеть ее детали, но не терять при этом целостного ощущения художественного произведения.

2. Беседа:

а) как вступление к занятию;

б) беседа по картине;

в) итоговая беседа.

В целом метод беседы направлен на развитие умения учащихся выразить свою мысль, на то, чтобы в беседе (рассказе педагога) ребенок мог получить речевые образцы для этого.

3. Рассказ учителя.

Наглядные:

- экскурсии (виртуальная экскурсия);

- рассматривание репродукций, альбомов с картинами известных художников;

- сравнение (картин по настроению, средствам выразительности).

Практические:

- выполнение письменных работ по картине;

- подготовка докладов, рефератов.[3]

На внеурочных занятияхцелесообразно сочетать разные методы работы с произведениями искусства, делая упор на тот или иной метод учитывая подготовленность учащихся.

А. А. Люблинская считает, что восприятию картины ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Это требует узнавания отдельных предметов (люди, животные); выделяя позы и места положения каждой фигуры в общем плане картины; установления связей между основными персонажами; выделение деталей: освещение, фон, выражения лиц людей.

Работа с картиной предполагает несколько направлений:

1) Изучение основ изобразительной грамоты.

На уроках учащиеся знакомятся с видами изобразительного искусства, жанрами, со средствами выразительности видов искусства. Учащимся прививаются навыки использования терминологии искусства: тень, полутень, контраст, рефлекс и т.д. через словарную работу, вводятся термины по искусствоведению, изучаются законы композиции.

2) Узнавание о жизни, творчестве художника.

Подготовка учащихся к активному восприятию картины чаще всего осуществляется в процессе беседы. Содержанием беседы обычно являются сведения о художнике, история создания картины. Прослеживая жизнь художника, целесообразно остановиться на таких эпизодах, которые повлияли на формирование его убеждений, дали направление его творчеству.

Формы сообщения сведений о жизни и творчестве художника разнообразны: рассказ учителя, научный фильм, иногда выступления с сообщениями поручаются учащимся.

3) Использование дополнительной информации.

Восприятию картины способствует обращение к литературным произведениям, тематика которых близка содержанию картины. Использование литературных произведений подготавливает почву для более глубокого восприятия и осмысления детьми живописного полотна знакомства с сюжетом мифа.

Огромное значение для понимания сюжета картины играет историческая ситуация в изучаемой стране, в конкретный временной отрезок, стилистические особенности искусства.

4) Рассматривание картины.

Умение рассматривать картину – одно из необходимых условий развития восприятия, наблюдательности. В процессе рассматривания картины человек видит в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает внимание на то, что его волнует, занимает, что является для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальное понимание художественного образа.

5) Анализ живописного полотна.

Цель анализа картины является углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный язык искусства.

На первых этапах анализ произведения проводится в процессе беседы или рассказа учителя постепенно учащиеся проводят анализ самостоятельно. Беседа помогает детям тоньше, глубже увидеть, почувствовать и осмыслить произведение искусства.[4]

Воспитательный процесс на занятиях при рассматривании картин происходит через стихи, музыку, технику изображения пейзажа, беседу о родной природе, Родине. Всё это помогает для создания благоприятной среды и реализации задач патриотического воспитания.

Рассматривая произведения живописи жанра пейзаж, можно осуществлять взаимосвязь таких видов искусства как поэзию, музыку и искусствоведческий рассказ по картине.

Второе педагогическо условиезаключается в проведении ивнеурочных занятия по изучению и освоению живописных техник выполнения рисунков жанра «Пейзаж».

Для того чтобы заинтересовать детей и показать, что живопись это интересно и увлекательно, на внеурочных занятиях необходимо рассматривать произведения живописи зарубежных и отечественных художников - пейзажистов, которые использовали разные живописные техники и в истории изобразительного искусства они получили название – стиль.

Подражая художникам разных живописных стилей, младший школьник может выразить свои мысли и чувства в пейзаже через технику выполнения.

Особое внимание необходимо уделить живописным приемам, которые в наибольшей степени доступны детям. Например, техника «По-сырому». Благодаря этой технике ребенок может показать в пейзаже отражение в воде, туман над рекой, дождливую пасмурную погоду. Эти природные явления характеризуют нашу уральскую природу, что доступно и понятно младшему школьнику. Следующая техника «Пуантилизм», которая выполняется точками. Это название техники связано и с импрессионизмом, что рассматривали раньше. Если импрессионисты пейзажи писали мелкими мазками, то пуантилисты – точками. И вполне, ребенок может изобразить пейзаж своего родного края только точкой, инструментом для которой будет ватная палочка. С другими живописными техниками, которые можно использовать при выполнении пейзажа на внеурочных занятиях, можно познакомиться в других источниках.

Дети знакомятся с пейзажем на уроках изобразительного искусства и учатся его изображать с помощью акварели и гуаши, а на внеурочных занятиях можно расширить сектор материалов и можно использовать цветные карандаши, пастель, черную тушь, уголь, сангину и соус. Но используя только акварельные краски через разные техники выполнения можно добиваться в рисунке различных эффектов настроения в пейзаже.

Третье педагогическое условие:использовать активные формы и методы при ознакомлении с живописными полотнами жанра «Пейзаж» художников Пермского края.

На уроках изобразительного искусства младшие школьники выполняют пейзаж, в основном, настроения (природный). На внеурочных занятиях можно рассматривать и изображать различные виды пейзажей: индустриальный, городской, архитектурный, парковый, сельский, морской, лирический. Эти виды пейзажей мы можем встретить на картинаххудожников Пермского края. Поэтому надо знакомить детей с произведениями этих художников. Для этого необходимо использовать разные методы и формы. Например, активной формой ознакомления детей с искусством родного края является проект. Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью и необходимо обучать детей.[1]

С проектной деятельностью мы сталкиваемся в своей жизни постоянно. Данный метод поможетзакрепить и расширить полученные детьми знания о художниках родного края. В рамках итоговых занятий во внеурочной деятельности можно организовать работу с детьми в форме проекта под названием «Энциклопедия Пермского края» или «Красота природы в полотнах художников Прикамья».

Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектная деятельность состоит из нескольких этапов, в каждом из которых учитель и ученик выполняют определенные действия.

1 этап. Подготовка

Педагог выбирает интересные темы, а затем обсуждает их вместе с учащимися. Вместе они делают выбор в пользу одной из них, если это групповой проект. Ребята могут и сами предложить актуальную для них тему.

Затем учитель разделяет тему на под темы, из которых вновь нужно выбрать интересующую.

Класс самостоятельно делится на подгруппы, однако преподаватель может распределить учеников так, как считает нужным.

Учитель ищет подходящую литературу и другие источники информации, ставит вопросы, требующие ответа. По желанию ученики принимают в этом участие.

Учитель или учащиеся принимают решение по поводу оформления результатов работы.

2 этап. Разработка проекта

Ученики активно работают над проектом, а учитель мотивирует, направляет и консультирует по любым возникающим вопросам. Этот период занимает больше всего времени.

3 этап. Оформление итогов

Оформление результатов проекта в соответствии с принятыми ранее правилами. Это может быть доклад, макет, презентация и пр.

4 этап. Презентация

Демонстрация итогов работы над проектом перед учителем, родителями, учениками других классов или школ. Может проходить в игровой форме. Учащиеся рассказывают, какие приемы использовали для получения информации, с какими проблемами столкнулись, чему научились и к каким выводам пришли, показывают результат работы.

5 этап. Рефлексия

Учитель и ученики оценивают проделанную работу, делятся впечатлениями, обсуждают и ставят оценки.[5]

Опираясь на выше сказанное можно сделать вывод, что для воспитания патриотических чувств на внеурочных занятиях необходимо создавать педагогические условия. К ним относятся: проводить беседы по картинам жанра «Пейзаж» разными приемами. Виды пейзажей должны быть следующие: индустриальный, пейзаж настроения, лирический, морской, городской и сельский, архитектурный и исторический, героический. При этом надо знакомить школьников с авторами картины – пейзаж родного края. В данном случае с картинами художников Пермского края. При выполнении практической работы – рисовании пейзажей использовать разные живописные техники, использовать в работе с младшими школьниками при рассматривании картин жанра «пейзаж» активные формы и методы.

Список использованной литературы

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Новая редакция) /

М-во

образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России

.

Стандарт второго поколения

.

– М.: Просвещение, 2009.

Гапоненко Н.В. Анализ живописного произведения на уроках изобразительного искусства. Из опыта работы / Гапоненко Н.В. [Электронный ресурс]- Режим доступа:

https://infourok.ru/analiz-zhivopisnogo-proizvedeniya-na-urokah-izobrazitelnogo-iskusstva-iz-opita-raboti-2394593.html

Технология проектного обучения: суть, цели, этапы и методы / [Электронный ресурс].- Режим доступа:

https://school.kontur.ru/publications/2447

Федосеева С.Н. "Как анализировать картину" / Федосеева С.Н. [Электронный ресурс]

.-

Режим доступа:

https://infourok.ru/rekomendaciya-kak-analizirovat-kartinu-1207461.html