Педагогический дуэт
Наставничество – одна из форм педагогической деятельности, направленная на передачу опыта, знаний, формирование необходимых профессиональных компетенций и развитие личностных качеств наставляемого в процессе их совместной деятельности с наставником.
Эта форма обучения корнями уходит в глубокую древность: и в то время молодежи требовалась помощь в социализации и вхождении во взрослую жизнь. Именно таким способом младшее поколение приобретает прикладные знания, умение вести себя в обществе, навыки работы с инструментами.
В современном образовании наставничество стало неотъемлемой частью, его целью является создание эффективной системы методического сопровождения начинающего педагога в условиях образовательного пространства.
Задачи наставничества:
Содействовать начинающему педагогу в личностной и социальной адаптации;
Оказание помощи в проектирование и организации образовательной деятельности;
Оказание методической помощи;
Сформировать потребность в непрерывном самообразовании.
Хочу поделится своим опытом наставничества. В 2021 году к нам в школу пришел молодой специалист и меня назначили его наставником. Мною была выбрана следующая форма наставничества.
Форма наставничества «Опыт – молодому»
В своем профессиональном становлении наставник проходит несколько этапов, в течение учебного года.
1 этап – Адаптационный
На данном этапе происходит знакомство с коллективом, детьми. Заполнение анкеты «Молодой педагог» (приложение 1). Совместное изучение основных документов, рабочих программ. Обсуждение темы: «Как провести первый урок», оказание помощи в составление конспекта урока.
Задача наставника на данном этапе предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога, укрепить веру в себя и в свои силы.
2 этап – Проектировочный
Происходит процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе.
Педагог изучает опыт работы наставника, своих коллег и других образовательных учреждений, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения учителей. На этом этапе «молодые» специалисты определяют методическую тему самообразования, над которой они будут работать более углубленно.
Задача наставника – организовать взаимопосещение уроков, мастер-классы, семинары-практикумы, индивидуальные собеседования, консультирование, оказание методической помощи.
3 этап – «Я могу»
У молодого педагога складывается своя система взаимоотношений с детьми, коллегами, накапливает собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии, обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют с детьми в конкурсах различных уровней. Завершением этого этапа является аттестация молодого специалиста на соответствие занимаемой должности.
Задача наставника - отмечать даже самые маленькие достижения педагога, давать необходимые педагогические советы.
4 этап – Саморазвитие
На заключительном этапе происходит составление портфолио, совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приёмов работы с детьми, желания повышать своё образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы. Заполнение анкеты «Результаты наставничества» (приложение 2).
Задача наставника - оказывать методическую поддержку.
Систематическая работа позволила достигнуть намеченных целей, мой наставник, влился в педагогический коллектив, преподает уроки на достаточно высоком методическом уровне, в своей работе использует различные формы и методы обучения, продолжает занимается саморазвитием, и теперь уже делится опытом с коллегами.
Приложение 1
Анкеты «Молодой педагог»
Удовлетворяет
ли
вас
уровень
вашей
профессиональной
подготовки?
Каких
знаний,
умений,
навыков,
компетенций
Вам
не
хватало
в
начальный период
педагогической
деятельности?
В
каких
направлениях
организации
учебно-воспитательного
процесса
вы испытываете
трудности:
в
календарно-тематическом
планировании:
в
проведении
уроков:
в
общении
с
коллегами,
администрацией:
в
общении
с учащимися,
их
родителями:
другое
(допишите)
_________________________________________________
_________
Что
представляет
ли
для
вас
трудность:
формулировка
целей
урока:
выбор
соответствующих методов
и
методических
приемов
для
реализации
целей урока
мотивация
деятельности учащихся
создание
проблемно-поисковых
ситуаций
в
обучении
активизация
учащихся
в
обучении
организация
сотрудничества
учащихся
организация
само-
и
взаимоконтроля учащихся
организация
своевременного
контроля
и
коррекции
образовательных
достижений учащихся
развитие
творческих
способностей
учащихся
Если
бы
вам
предоставили
возможность
выбора
практико-ориентированных
семинаров
для
повышения
своей
профессиональной
компетентности,
то
в каком из них Вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы
уроков, методика их подготовки и проведения;
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе;
приемы
активизации
учебн
о-
познавательной
деятельности
учащихся;
учет
и
оценка
современных
образовательных
результатов
учащихся;
психолого-педагогические
особенности
учащихся
разных
возрастов;
урегулирование
конфликтных
ситуаций;
формы
работы
с
родителями;
формы
и
методы
педагогического
сотрудничества
с
учащимися;
другое (допишите)___________________________________________