* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} .Strong {font-weight: bold;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Педагогический проект

«Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через формирование представлений об истории и культуре родного края».

Выполнила:

воспитатель

Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения

«Ясли - сад комбинированного типа 367 города Донецка»

Дубина Илона Николаевна

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую, ты изъездил и узнал…

Ты вспоминаешь Родину такую,

Какой её ты в детстве увидал…»

К. Симонов

Партнёры проекта. Партнёрами в реализации педагогического проекта являются родители, педагоги дошкольного образовательного учреждения.

Целевая аудитория. Воспитанники МБДОУ «Ясли - сад №367 г.Донецка». Количественный состав – 9 человек (экспериментальная группа).

Участники проекта:

1. Дети старшего возраста экспериментальной группы .
2. Воспитатели.
3. Родители детей экспериментальной группы .
Методы:
1. Метод проблемных вопросов.
2. Метод анализа.
3. Метод игрового моделирования.
4. Метод беседы и др.

Проблемные вопросы по теме:
1.Какая природа в ДНР?
2. Месторасположение ДНР на карте?
3.Символика ДНР?
4.Люди каких национальностей проживают в ДНР?

Взаимодействие с узкими специалистами:
Музыкальный руководитель - Гома Т.А.
Логопед - Коршун А.С.

Продукты проекта:
- центр патриотического воспитания в группе;
- интерактивная папка - лэпбук «ДНР – знаем, любим, гордимся!»;
- тематические иллюстрированные альбомы.

Актуальность педагогического проекта. В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и ещё большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Коренные преобразования, происходящие в Донецкой Народной Республике, вызвали необходимость модернизации всей системы образования. Исключительно важное место в этой системе занимает дошкольное образование - самая первая ступень в развитии детей.

Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста, как периода формирования творческой личности, характера.

Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребёнка.

Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Речка, озеро, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребёнок переходит к конкретизации - у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, лес, река, которые ребёнок видит каждый день - это и есть его Родина.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.

У детей, посещающих наше дошкольное учреждение, наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому у них возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.

Цель проекта: дать детям основные знания об истории своего города, родного края, о культурных особенностях Донецкого края, познакомить с достопримечательностями и людьми, которые прославили родной край.

Задачи проекта:

Изучить и проанализировать научно

-

методическую литературу по нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, публикационный материал о нашем регионе, о символике ДНР, о культурологии нашего города, края.

Повысить уровень развития первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе через разработку и внедрение технологии ознакомления с родным краем, городом.

Повысить уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через использование активных форм взаимодействия.

Установить взаимодействие ДОУ с культурно

-

образовательными учреждениями и социальными объектами города в целях совершенствования деятельности педагогов по нравственно

-

патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Обосновать результаты педагогического опыта с целью совершенствования апробированной технологии и дальнейшего внедрения в педагогический процесс.

Объект: процесс нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет:  способы ознакомления старших дошкольников с родным краем, городом.

Новизна проекта. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по привитию нравственно-патриотических чувств, ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта по патриотическому воспитанию. Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Ожидаемые результаты.

Повысится уровень компетентности педагогов и родителей по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников.

У дошкольников появится устойчивый интерес к истории родного края, города, к людям, которые их окружают и их профессиям;

Будет разработан перспективный план работы с детьми и родителями;

Будет разработана серия конспектов занятий, бесед;

Будет создана картотека дидактических и подвижных игр;

Будет создана серия мультимедийных дидактических игр по ознакомлению с родным городом, краем;

Родители станут активными участниками образовательного процесса.

Практическая значимость проекта: заключается в разработке и внедрении педагогической технологии, предполагающей системный и интегрированный подход к нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. При разработке проекта за основу взяты методы, предложенные С.А.Козловой, а также методы обучения и развития творчества Н.Н.Поддъякова:

- методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование, экспериментирование, опыты);

- методы, стимулирующие эмоциональную активность (сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);

- методы, способствующие установлению связи между различными видами деятельности;

- методы обучения и развития творчества.

В соответствии с этими методами разработан алгоритм проекта, который включает вступительную часть, информационную часть, проблемную часть, стимулирование детских вопросов, символизацию.

5. Основное содержание проекта.

Работа по реализации проекта проходила в 3 этапа.

1 этап – Планово - прогностический:

выделение проблемного поля;

актуализация проблемы;

подбор, изучение, анализ научно

-

методической литературы;

подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с историей родного города;

Семинар

-

практикум для педагогов: «Нравственно

-

патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»;

анкетирование родителей «Патриотическое воспитание старших дошкольников»;

организация и проведение презентации проекта;

разработка критериев и уровневых характеристик оценки эффективности педагогического взаимодействия (диагностики);

изготовление наглядного и демонстрационного материала: карты ДНР, картины по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества», «День Победы», «Ветераны», «Космос», атрибутов и пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности;

подборка дидактических игр («Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я

-

фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т.д.);

прогнозирование положительных результатов,

расчёт

ресурсного обеспечения.

II этап – организационно - исполнительский:

Обследование детей.

Анкетирование родителей.

Изучение и анализ полученных стартовых результатов.

Разработка и внедрение технологии по развитию нравственно

-

патриотических чувств у старших дошкольников.

Проведение ООД на темы:

 

«Главный город нашей страны», «Богатыри земли русской»,

«Русские народные промыслы»,

«Моя малая Родина»,

«Наша русская

матрёшка

».

На занятиях по продуктивной деятельности

-

рисование флага ДНР, членов своей семьи, природы родного края, знакомство с разными видами декоративного рисования, с русским народным костюм, изготовление народных игрушек.

Беседы:

«Донецк

-

столица Донецкой Народной Республики», «Достопримечательности нашего города Донецка», «Государственные символы ДНР: герб, флаг, гимн»

,

«Наша армия», «Растительный и животный мир Донбасса».

Разучивание

русских народных подвижных игр

«Гуси

-

лебеди»,

«Краски»,

«Пятнашки», «Горелки», «Аленушка и Иванушка», «Казаки

-

разбойники», «Палочка

-

выручалочка», 

«Иголка, нитка и узелок»

,

«Лапта»

и др.

Сюжетно

-

ролевые игры «Семья»,

«Путешествие на автобусе»,

«Улицы нашего города»,

«Профессии» и др.

Разработка и создание совместными усилиями педагогов и родителей лепбука по патриотическому воспитанию «

ДНР

-

знаем, любим, гордимся!»;

Оформление альбомов: «Достопримечательности моего города», «Хлеб

-

всему голова!»,

«Животные нашего края»,

«Мой город», «Моя семья», «Наш детский сад», «Государственная символика ДНР»;

Оформление дидактических игр по краеведению:

игра

-

лото «Наш город

-

Донецк»,

«Найди флаг ДНР»,

«Узнай наш герб», «Мир профессии», «С какого дерева листок»,

«Собери картинку»,

«Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я

-

фотограф», «Мой край родной», « Узнай, где я нахожусь», «Улицами родного города»

,

«Птицы нашего края» и др.

Консультации

для родителей: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у старших дошкольников», «Какие русские народные сказки читать детям?», «Ребёнок и его Родина».

Встреча старших дошкольников с представителями разных профессий (родители);

Выставки рисунков и фотовыставка «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Праздники и развлечения в детском саду»;

Пополнение уголка патриотического воспитания и уголка «Библиотека» атрибутами и художественной литературой;

Музыкально

-

спортивное развлечение совместно с родителями

«Вместе с мамой, вместе с папой»;

Создание презентации для доклада на педагогическом совете.

III этап – описательно - итоговый:

мониторинг уровня развития воспитанников;

анализ результативности;

оформление и описание результатов;

размещение на сайте дошкольного учреждения

отчёта

по реализации проекта.

Материально - техническое обеспечение:

- групповая комната разделена на функциональные зоны: игровая, речевая, сенсорная, физкультурная, релаксационная, предметно - развивающая;

- наличие необходимых информационно - технических средств, пособий, игрушек, инвентаря;

Достигнутые результаты:

Дети экспериментальной группы:

проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

смогли реализовать свои творческие способности.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект может быть применён, воспроизведён и творчески дополнен любым педагогом в его практической деятельности в том случае, если этот опыт представляет для него профессиональный интерес.

Материал даёт возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику.

В дальнейшей своей работе мы планируем продолжить использование метода проекта для ознакомления с родным краем, городом. Полученный в ходе реализации проекта теоретический и практический материал опубликовать и распространять среди педагогической общественности.

Список использованных источников

1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.:УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. – URL https://moluch.ru/archive/183/46983/ (дата обращения: 17.04.2019).

2. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю. Белая. – М.: Творческий центр Сфера, 2012. – 175 с.

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 2018 г. Приказ № 287 от 04.04.2018 г.

4. Донбасс – мой край родной. Воспитательно - образовательная программа для детей дошкольного возраста/ сост. Арутюнян Л.Н., Сипачева Е.В., Савченко М.В., Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Котова Л.Н., Бридько Г.Ф. – Донецк: Истоки, 2016. – 48 с.

5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики  (Приказ МОН ДНР от 17.07.2015 г.)

6. Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., исправ. И доп./ С.А. Куликова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр Академия, 2011. – 416 с.