Педагогический проект "Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений"

Сроки реализации проекта 2024 - 2025 учебный год

Цель проекта:

Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность; создать условия для развития речи детей посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников.

2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольникам.

3. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Актуальность проекта

Речь - это великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени-ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребёнка. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них - речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии.

Самое ценное в нашей жизни -это дети. Благодаря речи дошкольник познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

Наиболее эффективной формой организации преодоления речевых нарушений является комплексная работа. Без помощи родителей, процесс исправления речевых нарушений может затянуться на долгое время. Иначе говоря, следует приложить все усилия к тому, чтобы произношение будущего школьника соответствовало норме - причем позаботиться об этом нужно еще до школы.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

1 - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, развития творческих способностей). Основным новообразованием этого периода является овладение речью;

2 постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны родителей

3 глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Моя задача -помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра - основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что его окружает. Поэтому не случайно мною выбрана тема проекта: «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений» Дидактические игры - это игры обучающего характера, с помощью которых можно обогащать словарный запас детей. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания.

Игра -основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Дидактическая игра - одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую оторую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Посредством дидактических игр и упражнений пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь и умение правильно выражать свои мысли.

Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.

Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели.

Цель, задачи, ожидаемый результат

Цель проекта: Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность. Создать условия для развития речи детей посредством дидактических игр и упражнений в группе.

Для реализации цели я определила следующие задачи:

1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи дошкольников.

2. Формировать умения у детей четко и правильно говорить в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной возрасту детей дошкольников.

3. Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Для успешного овладения ребенком речью использую средства:

- общение, которое сопровождает ребенка в любой деятельности,

- культурно-языковая среда,

- обучение,

- игра.

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

- дидактические игры,

- подвижные игры,

- театрализованные игры,

- сюжетно ролевые игры.

Я хочу получить следующие ожидаемые результаты:

- для группы:

Создание предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей.

- для детей:

Положительная тенденция по развитию речи детей в динамике на начало и конец года.

По работе с родителями:

Родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс как партнеры.

Для себя:

Получить новые знания о развитии речи детей дошкольного возраста через самообразование.

Этапы реализации проекта

1 этап организационный поисковый

Изучить необходимую литературу, подобрать методический и практический материал.

Разработать тематическое планирование по работе с воспитанниками и их родителями.

Подобрать диагностический инструментарий.

2 этап практический

Создать условия в группе для развития речевой активности детей;

Создать дидактические игры по направлениям:

- развитие мелкой моторики рук,

- развитие артикуляционного аппарата,

- развитие речевого дыхания,
- развитие познавательных интересов.

Создать альбомы с иллюстрациями предметных и сюжетных картинок и потешками;

Создать картотеку дидактических игр;

Создать мнемотаблицы для пересказа сказок, небольших рассказов и морфологические схемы для составления описательных рассказов и заучивания стихов;

Создать театр по видам.

Подобрать информационно-просветительский материал с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Привлечь родителей к изготовлению пособий.

3 этап - внедренческий

Проведение дидактических игр с детьми во всех видах деятельности.

Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого развития детей.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

4 этап аналитический:

Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.

Анализ результатов реализации проекта.

Презентация проекта.

Перспективное планирование

Месяц

Дидактические игры

Подвижные игры

Театрализованные

игры

Сюжетно ролевые игры

Сентябрь

«Что делает?» «Подбери пару» «Назови одним словом»

«Собери урожай»

«У медведя во бору» «Ловишки» «Поровненькой дорожке»

«Мой весёлый звонкий мяч»

Игра драматизация «Гуси - лебеди»

«Парикмахер

ская» «Магазин»

Октябрь

«Угадай какой звук» «Какое небо» «Горячо - холодно» «Вчера, сегодня, завтра»

«Воробушки и кот» «Птички в гнёздышках» «Листопад»

«День - ночь»

Игра - инсценировка по русской народной сказке «Коза - дереза»

«Строители» «Больница»

Ноябрь

«Из чего сделана посуда»

«Узнай по описанию» «Найди такой же» «Узнай по голосу»

«Серсо»

«Море волнуется» «Гуси лебеди» «Подбрось поймай»

Игра - драматизация «Кошкин дом»

«Почта»

Декабрь

«Шершавые буквы» «Раздели на группы» «Какое время года «Закончи предложение»

«Ловишки с ленточками» «Вертушки» «Метель»

«Попади в мишень»

Игра - драматизация сказки «Колосок»

«Семья»

«Айболит»

Январь

«Слушай внимательно» «Чего не хватает»

«Кто в домике живёт» «Что лишнее»

«Жмурки»

«Найди своѐ место» «Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

Игра - драматизация «Теремок»

«Моряки»

Февраль

«Кто что делает» «Подбери игрушку», «Раздели поровну» «Что изменилось»

«Лохматый пѐс» «Поезд» «Перехватчики» «Хитрая лиса»

Игра - драматизация «Кто сказал мяу?»

«Шофёры»

«Автобус»

Март

«Магазин» «Выбери картинку» ««Где спрятались буквы»

«Хорошо-плохо»

«Мышеловка» «Пустое место» «Куропатки и охотники» «Серый волк»

Игра - драматизация «Заюшкина избушка»

«Ателье»

Апрель

«Скажи по другому»» « Отгадай ребусы по первым буквам»

«На кого похож» «Веселая азбука»

«Мяч в кругу» «Бездомный заяц» «Догони меня» «Охотники и зайцы»

Игра -инсценировка по рассказу В Бианки «Первая охота»

«Магазин игрушек» «Салон красоты»

Май

«Найди на рисунке» «Придумай конец сказки» «Назови первый звук своего имени»

«Где спрятались буквы»

«Уголки» «Сделай фигуру» «Затейники»

«Птички на ветках»

Игра - драматизация «Кошкин дом»

«Пожарные»

Методологическая и теоретическая основа проекта.

Проблемами речевого развития детей занимались выдающиеся педагоги и психологи.

В советской психологии сложилась система взглядов, в соответствии с которой возникновение и развитие речи у детей происходит в процессе их общения с окружающими людьми. При этом ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Изучение развития речи в общении восходит к идеям Л.С.Выготского, рассматривающего речь как средство социального общения, основной и генетически исходной функцией, которой является коммуникативная функция.

Однако связь развития речи с общением неодинаково понимается и реализуется в исследованиях разных авторов.

- М. Монтессори в своей педагогической системе уделяла большое внимание тренировке мелкой моторике и физической активности. Ею доказано, что движение пальчиков и умеренная физическая нагрузка положительно влияют на развитие речи и умственные способности детей.

- Теоретические и практические положения великого педагога К.Д. Ушинского послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Практические рекомендации, содержавшиеся в книге «Развитие речи дошкольника», широко применяются до сих пор.

- М.И.Лисина считает, что "...Речь открывает ребенку доступ ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребенка связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, мышления и др.). Исключительное значение речи в психическом становлении ребенка делает важным знание условий и факторов, способствующих ее развитию на разных этапах. Вопрос о силах, движущих развитием речи, приобретает особую остроту еще и потому, что оно совершается стремительно, скачками и как бы стихийно. Согласно многим исследованиям, к 5 годам дети практически овладевают всеми сторонами речи: почти полностью формируется звуковая система, достаточно обширный словарь и грамматический строй..."

Таким образом:

- изучив методическую и педагогическую литературу по данному вопросу, я поняла, как важно использовать речевые упражнения, игры в том числе и дидактические в разных видах деятельности, решая проблему развития активной речи детей;

- только в совместной деятельности детского сада и родителей (законных представителей) воспитанников можно достичь положительных результатов в реализации поставленных задач по данной проблеме.

Основные принципы

Основными принципами моего педагогического проекта являются:

1. Принцип наглядности.

Принцип наглядности выражает необходимость формирования у детей представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений реальной жизни или их изображений.

2. Принцип доступности.

То, чему учит воспитатель детей, должно быть ему понятно и соответствовать развитию ребенка.

3. Принцип систематичности и последовательности.

Это означает, что обучение и поставленные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в обучении от легкого к более трудному, от уже известного детям к новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

В этом проявляется диалектическая природа процесса обучения. С ребенком происходят удивительные вещи. Вчера он еще чего-то не умел, а сегодня научился. То, что вчера казалось трудным, сегодня уже освоено и стало простым. Дети постепенно начинают осознавать свой собственный рост, им становится интересно учиться. Чтобы учение было для детей увлекательным, вдохновенным трудом, нужно пробудить у детей и постоянно поддерживать желание учиться, желание узнать новое.

Методы обучения и приемы

Для успешной реализации данного проекта использую методы и приемы, которые помогают сформировать у воспитанников устойчивый интерес к речевой деятельности.

Наглядный метод - наблюдение, демонстрация, использование ТСО (проектор, компьютер).

Метод демонстрации:

- рассматривание предметов
- показ образца

- показ способа действий

- демонстрация картин, иллюстраций Словесные методы и приемы:

- объяснение

- рассказ воспитателя

- рассказывание по игрушкам и картинкам

- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть

- пересказ

- рассказывание без опоры на наглядный материал
- магнитофон

Практические и игровые методы и приемы:
- дидактические упражнения,

- элементарные опыты,
- моделирование

- выполнение заданий по образцу

- совместное изготовление атрибутов
- дидактические игры

- игры-драматизации
- инсценировки

- хороводные игры.

Наглядные методы - возрастные особенности детей требуют опоры на наглядность, для этого использую осмотр и рассматривание натуральных предметов, показ картин и фотографий, игрушек.

Словесные методы, связанные с художественным словом: чтение стихов кукле, описание детьми картинок и игрушек, придумывание небольших сюжетных рассказов.

Практические методы с целью - обучить детей на практике применять полученные знания. Дидактическая игра наглядным материалом и словесная) - универсальный метод закрепления полученных знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Работу со знакомством литературного текста провожу с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки для обучения детей рассказыванию.

Наглядные игры-занятия и игры-инсценировки важны для развития речи, т.к. они обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач.

Педагогические технологии

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории.

В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в нашей группе условий я использую следующие технологии:

Технологии организации работы по развитию общения и речи:

- технология проектной деятельности;

- технология развития детского речевого творчества;

- технология группового взаимодействия детей;

- технология поисково-исследовательской деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии.

Педагогические технологии:

1. Технология развивающего обучения, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения;

2. Игровые технологии. Игра является - мощным стимулом в развитии связной речи воспитанников. Использование игр и создание речевых ситуаций в ходе игр вызывают у детей готовность, желание играть и общаться, обучаться.

3. Педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой)- это совместная партнерская деятельность воспитателя и детей, детей и детей.

4. Информационно-коммуникативные технологии (средства ТСО);

5. Здоровье сберегающие технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья детей.

6. Личностно-ориентированная технология обучения и воспитания, которая обеспечивает необходимые условия для развития индивидуальных способностей воспитанника. Для этого: использую систему поэтапного обучения, включаю в организованную образовательную деятельность творческие задания, дидактические игры.

7. Технология проблемного обучения. Формирует у детей логическое мышление, познавательные способности и навыки пересказа короткого текста с использованием мнемотаблиц.

Содержание проекта

Организация работы с воспитанниками

С целью организации условий, направленных на развитие речи воспитанников, создала соответствующую предметно-развивающую среду в группе:

1. Оформила центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи.

Центр дополнила яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей.

Провела классификацию дидактических игр:

- по содержанию дидактические игры разделила на:
игры по ознакомлению с окружающим,

развитию речи,

формированию математических представлений,

музыкальные игры и др.

- по степени активности детей на:
игры-занятия,

дидактические игры

- по наличию игрового материала на:

игры с предметами и игрушками (дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов; знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цвет, величина, форма; решают задачи на сравнение, классификацию),

настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино) основаны на принципе наглядности -детям дается не сам предмет, а его изображение.

словесные (дети оперируют представлениями) в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы; развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли:

- на образование множественного числа существительных («Один - много») - упражнять в использовании местоимений «Подбери правильно»

- на образование прилагательных от существительных Кто это?», Чье это?») - игра-путешествие,

- игра-поручение,

- игра-предложение,
- игра-загадка,

- игра-беседа.

- игры на развитие мелкой моторики

театрализованные игры (фланелеграф, пальчиковый театр, кукольный театр, игры-драматизации, настольный театр).

Подобрала предметные и сюжетные картинки, игрушки.

Основная задача, дидактических игр по развитию речи, в старшем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим пополнением словаря это обучение ребенка диалогической и монологической речи. В игровой форме следует создавать особые коммуникативные ситуации, в которых ребенок должен поддерживать беседу, начиная и ведя диалог. Предполагаются игровые моменты, в которых взрослый и ребенок меняются местами и вопросы задает ребенок. Это еще кукольный театр, выступления на мероприятиях и праздниках.

В подготовительной к школе группе работу вела на закрепление и совершенствование полученных знаний, большое внимание уделяла использованию вербальных и невербальных средств общения детьми и овладению графическими способами представления информации через развитие графических навыков, навыков пространственной ориентировки на листе бумаге. С этой целью я в своей работе применяла такие игровые упражнения («Узнай гласный звук» - безмолвная мимика, «Волшебная точка» - графический рисунок). Все действия проговариваем с детьми, обыгрываем. Таким образом, дидактические игры помогали детям лучше узнать окружающие предметы и возможные действия с ними, у детей развивается активная речь и речевые коммуникативные функции.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме, дети понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Поведение детей изменилось: они стали более активными, повысился интерес к дидактическим играм. Их ответы стали более полные, содержательные, точные, дети стали замечать ошибки в речи у сверстников, повысился контроль над своим звукопроизношением. Уровень грамматически правильных ответов значительно повысился. У большинства детей появился интерес к книге.

В разговоре с детьми вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаю высказываться.

Поддерживаю у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам.

Помогаю детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу.

В результате чего интенсивно развиваю смысловую сторону речи, функцию сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляцию.

Для развития воображения и развития речи, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства я использую в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок.

Так же использую картотеку и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.

Во время игр и в процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формирую у детей понимание обобщенных названий предметов (одежда, мебель, посуда, транспорт), тем самым обогащаю словарный запас детей.

Организация работы с родителями

В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание.

Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Поэтому включение родителей в педагогический процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Взаимодействие с родителями по реализации данного проекта в моей группе осуществляется через:

- Проведено родительское собрание по теме: «Развиваемся играя», на котором обсуждались вопросы «Влияние дидактических игр на умственное развитие дошкольника», «Значение дидактических игр в развитии речи», а также были рекомендованы и показаны логоритмические упражнения с использованием художественных произведений.

- Подготовлены консультации для родителей на темы:
«Использование дидактических игр для развития речи»

«Речевое развитие детей дошкольного возраста»

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять»

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»
«Как говорит ваш ребенок»

«Детям читаем, рассказываем, играем»

«Дидактические игры в развитии речи ребенка»

- Проведены индивидуальные беседы с родителями, дети которых нуждаются в вопросах по обогащению пассивного словаря ребёнка, стимулировании речевой активности и познавательного интереса детей.

- Даны практические советы родителям -показ артикуляционных упражнений для произношения определённых звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

- Кроме консультаций для родителей по данной теме даны рекомендации:

«Воспитание звуковой культуры речи»

«Формирование грамматического строя речи» «Артикуляционная гимнастика»

«Развитие речевого слуха»

«Игры на развитие мелкой моторики» -памятки для родителей:

«Говорю с ребенком на языке игры».

«Факторы успешного речевого развития детей». «Родителям по развитию речи»

- Оформила папку передвижку на тему: «Игры по развитию речи»

- Работает методическая копилка для родителей «Домашний Речевичок»

- Изготовлен плакат на тему: «Играя развиваем речь».

- Оформила выставку дидактических игр для родителей.

- Провела интерактивную площадку с родителями группы по обмену опытом на тему: «Дидактические игры на развитие речи детей в домашних условиях. На которой совместно с родителями был проведен мастер-класс по изготовлению дидактических игр и пособий по развитию речи.

Заключение

В результате проделанной работы согласно этапов проекта. Я провела промежуточную диагностику сформированности основ речевого развития детей, которая показала, что из 30 детей:

у 23 детей речь сформирована в соответствии возрасту - правильное звукопроизношение, могут передать интонацию вопроса, просьбу, восклицание. Могут самостоятельно составляют из основных элементов 3-5 букв, правильно расположить буквы в пространстве, правильно взаиморасположить элементы букв Из среднего уровня на высокий уровень перешло 12 детей.

У 7 детей средний уровень сформированности речи - могут подобрать слова на заданный звук, могут так же дифференцировать звуки на мягкость и твердость, частично путают соответствие предметных картинок звуковым моделям.

Можно сделать вывод, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Прослеживается положительная тенденция по развитию речи на начало и конец года

Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме.

Используемая литература

1. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 2008
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: 2009.

4. Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. 160.:
5. Лотарев В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития

речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984..

6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: 2007г.

7. Эльконин Д. Психология игры. - М.: Владос, 2009.

8. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: 2010.

9. Выготский Л. С. Умственное развитие в процессе обучения.– М.:1983 г..