Конспект внеклассного мероприятия
Викторина ?Древние цивилизации?

Цель: обобщить знания обучающихся.
Задача: повторить и закрепить фактологический и понятийный компонент. Класс делится на 2 команды. Накануне дается задание подготовить название и девиз. Система оценок: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Класс: 5-6
Ход мероприятия

1 тур ?Истины?
Необходимо согласиться или опровергнуть утверждение и дать обоснование.
(для 1 команды)
1. В Египте протекает река Тигр (река Нил)
2. Выращивание растений называют ремеслом (Земледелием)
3. Фараона хоронили в обычной могиле, но в начале его сжигали (Мумию хоронили в пирамиде)
4. Свод законов в Вавилоне составил царь Ашшурбанапал (Хаммурапи)
5. Самый знаменитым философом  и ученым Китая был Соломон (Конфуций)
(для 2 команды)
1. Египетский фараон попросил моряков из Китая совершить путешествие вокруг Африки (из Финикии).
2. В Палестине  до сих пор с уважением относятся к корове, называют ее кормилицей (в Индии)
3. Лишь гробница фараона Рамзеса сохранилась не разграбленной до наших дней (Тутанхамона)
4. Область Персидской державы называлась царством (сатрапией)
5. В Египте писали на глиняных табличках (на папирусах).

2 тур ?Отгадываем загадки?
(для 1 команды)
1. Он был царемПотом завоевал ЕгипетИ стал хозяином корон,Повиливать стал всеми… (фараон)
2. Это чудное создание Сделано нам в назиданьеСлавится века оноПирамиду охраняет,Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)
3. Царь Вавилонии когда-то былМогущественным, знаменитым слыл.От рабства подданных он защищалЗаконы он учредил (Хаммурапи)
(для 2 команды)
1.На восточном побережьеМоря СредиземногоГосударство моряковБыло очень древнее.И чтоб им торговать,Просто стали все писать.Кто же знал – их алфавитВсе народы покорит. (Финикия)
2.Македонский царь ФилиппПобедил всех греков.Потому что хитрым былИ воинственным прослылАрмию свою большуюНа отряды он разбил.В них все строились рядами,Защищались копьями.Назови отряд быстрейИль угадывай скорей! (Фаланга)
3.Когда-то в Греции в отдельных областяхОни возникли типа мини-государстваИ сочиняли песни там о богачах,Что вкруг его селенья и поля располагалиНа городок с предместьями они похожи былиИ по своим законам там весь люд судили. (Полис)

3 тур ?Отгадываем кроссворды?
(для 1 команды)
Лестница с ?Б?
Просветленный мудрец
Тростник, из которого в Китае делали дощечки для письма.
Служитель бога в Индии.
Ответ: 1. Будда; 2. Бамбук; 3. Брахман.
Буква ?И?
Великий мифический герой Аттики, сын царя афинского Эгея и Эфры, убивший на острове Крит Минотавра
Мифический царь, отец Ахиллеса
Главная гавань Афин, при Перикле соединенная с городом длинными стенами
Величайший скульптор древности, величайшее произведение – статуя Олимпийского Зевса.
Название учебного заведения, от которого происходит название ?лицей?
Персидский царь
Место, где обитают Музы

Ответы: 1. Тесей; 2. Пелей; 3. Пирей; 4. Фидий; 5. Ликей; 6. Дарий; 7. Музей.
(для 2 команды)
Лестница с ?Б?
Финикийская буква
Город Финикии
Знак, который соответствовал отдельному звуку
Священная книга
Ответы: 1. Бет; 2. Библ; 3. Буква; 4. Библия
В конце ?С?
Имя персонажа мифа, критский царь, отец Ариадны, приказал афинянам каждые девять лет семь юношей и семь девушек посылать на съедение Минотавру, живущему в лабиринте.
Герой многочисленных сказаний, пастух, во время Троянской войны убил при помощи Аполлона Ахиллеса.
Один из независимых городов Греции.
Небольшое самостоятельное государство-город.
Большой остров у берега Малой Азии, родина Пифагора и место поклонения Гере.
Громадная глиняная бочка для хранения зерна.
Остров близ Александрии, известный своим маяком.
Простой народ в Греции.

Ответы: 1. Минос; 2. Парис; 3. Пилос;? 4. Полис; 5. Самос; 6. Пифос; 7.Фарос; 8. Демос. 

4 тур ?Кто лишний? Что лишнее??
Перед вами несколько групп слов. В каждой группе есть лишнее слово, которое не подходит по смыслу. Найдите эти слова и объясните, почему вы их убрали.
(для 1 команды)
1.Тутанхамон-Тутмос-Конфуций-Нефертити-Хеопс.
2.фараон-вельможа-раб-брахман-жрец.
(для 2 команды)
      1. Зевс-Посейдон-Апполон-Артемида-Афродита-Деметра-Дионис-Аристофан
      2. пальма-олива-лавр-сосна-кипарис
5 Тур ?Разгадай ребусы?   
?



Невская битва

витязь
По желанию учителя (если остается время) можно добавить тур с тестами.
1. Ближайшими помощниками фараона в управлении государством были:
а) жрецы;б) вельможи (+);в) писцы;г) воины.
2. В Египте высушенное тело человека, обмотанное белыми бинтами, называли:
а) амулетом;б) мумией (+);в) Саркофагом;г) Сфинксом.
3. Народ, почитавший одного бога Яхве:
а) египтяне;б) вавилоняне;в) евреи (+);г) филистимляне.
4. Первая часть Библии – Ветхий завет написана:
а) ассирийцами;б) евреями (+);в) египтянами;г) финикийцами.
5. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Палестине, а какие Египту?
1. Палестина 2. Египет
а) храм в Иерусалиме (1);б) Пирамида фараона Хеопса (2);в) Аллея сфинксов (2);г) Царский дворец Соломона (2).
6. Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Двуречью, а какие Ассирии?
1. Двуречье2. Ассирия
а) Висячие сады Семирамиды (1);б) Ворота богини Иштар (1);в) Царский дворец Ашшурбанапала (2);г) Вавилонская храмовая башня (1).
7. ?Благородный человек винит себя, а ничтожный других?, - говорил:
а) Будда;б) Конфуций (+);в) Соломон;г) Моисей.
8. ?Казнить кого-либо, вместо того, чтобы наставить его на истинный путь, - бесчеловечно?, - говорил:
а) Будда;б) Конфуций (+);в) Хаммурапи;г) Моисей.
9. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей: А – Тутмос III; Б – Дарий I; В – Цинь Шихуан.
1) Создание древнейших законов; 2) Завоевание Палестины и Сирии;3) Строительство Великой Китайской стены;4) Создание в Персии почтовой службы;5) Строительство храма богу Яхве. 
10. Соотнесите исторические факты с именами исторических деятелей: 
А – Хаммурапи; 
Б – ? Ашшурбанапал; 
В – Соломон.
1) Создание древнейших законов.2) Завоевание Египта и Китая.3) Организация первой библиотеки глиняных книг.4) Строительство храма богу Яхве в Иерусалиме.5) Строительство Великой Китайской стены.