Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества г. Челябинска»
(МБУДО «ЦДТ»)
Персонифицированная программа повышения квалификации педагога дополнительного образования
Ковалёва Ольга Вячеславовна,
методист МБУДО «Центр детского
творчества г. Челябинска»
г. Челябинск
2024
Персонифицированная программа повышения квалификации
Анализ исследовательских работ по педагогике за последние 20 лет дал понять, что вопрос формирования структуры педагогической системы последипломного и дополнительного образования является актуальным. В настоящее время возникли необходимые условия для разработки технологии персонифицированного повышения квалификации педагогических работников системы дополнительного образования и выявления эффекта профессионального развития педагогов.
Результативность деятельности образовательной организации зависит от умелого использования ресурсов педагогических кадров и эффективности управления ими.
Актуальное значение при этом приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях, так как в современном образовании роль педагога смещает акценты от педагога-профессионала – к педагогу-мастеру. Решение многих проблем его квалификации и методической подготовки, так как педагог является ведущим субъектом образовательной деятельности.
Под персонифицированной программой повышения квалификации понимается форма представления содержательных, процессуально-действенных и организационно-управленческих аспектов педагогических средств, с помощью которых педагоги могут достичь определенного уровня профессионализма, а также иметь перспективы для дальнейшего развития своего педагогического потенциала.
Пояснительная записка
Общая характеристика педагогического работника в МБУДО «ЦДТ».
Педагог работает в МБУДО «ЦДТ» с сентября 2023 года. Трудового стажа не имеет. Является молодым специалистом. Диплом бакалавра народной художественной культуры получила в июле 2023 года.
Для диагностики профессиональных затруднений педагогу была предложена анкета для заполнения.
Характеристика затруднений и профессиональных потребностей педагогических работников.
Анализируя результаты диагностики, следует отметить, что педагог имеет представление о целях задачах, стратегии современного образования. Проводит рефлексию результатов своей профессиональной деятельности. Учитывает психолого-педагогические возрастные особенности обучающихся. Взаимодействует со смежными специалистами по вопросам обучения, воспитания и развития обучающихся.
Педагог испытывает трудности при:
выборе оптимальных методов, форм, приемов и средств обучения;
подборе необходимого методического обеспечения занятия, учебного материала в соответствии с поставленной целью занятия.
изложении материалов занятия;
организации совместной деятельности родителей и обучающихся.
Результаты мониторинга представлены педагогу в обобщенном виде. Совместно с педагогом спланирована программа сопровождения педагога на 1 учебный год (2023/2024 уч.годы). В течение года контроль за реализацией программы осуществляет заместитель директора по НМР, мониторинг профессиональных изменений проводит заместитель директора по УВР, мониторинг психологической составляющей программы осуществляет педагог-психолог. Предварительные выводы о реализации программы и корректировка персонифицированной программы проводятся в конце 2022 года. Итоговый мониторинг проводится в конце 2023-2024 учебного года. Количество курсов и часов в персонифицированной программе представлено избыточно, что позволяет на момент промежуточного контроля скорректировать программу с учетом конкретной ситуации.
Цель обучения
– повышение уровня квалификации, профессионального
и личностного роста
педагога
.
Учебные задачи.
Повышение уровня теоретической компетентности
№ п/п
Содержание деятельности
Рекомендуемые источники, используемые в повышении педагогических компетенций
Изучение актуальных нормативно-правовых документов федерального уровня.
Анализ степени соответствия собственной образовательной деятельности установленным требованиям.
https://www.edu.ru/documents/
Изучение актуальных нормативно-правовых документов регионального уровня.
Освоение подходов к оценке качества дополнительного образования.
https://chel-edu.ru/docs/?top=13
Изучение актуальных нормативно-правовых документов муниципального уровня.
Ориентировка в актуальных проблемах муниципальной системы дополнительного образования.
http://chel-edu.ru/docs/?top=13
Изучение локальных актов МБУДО «ЦДТ».
Анализ степени соответствия собственной профессиональной деятельности требованиям нормативных документов МБУДО «ЦДТ»
МБУДО «ЦДТ»
Изучение психолого-педагогической и предметной литературы.
Составление списка литературы по проблемам собственной профессиональной деятельности
https://rospsy.ru/npa
http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm
педагог-психолог МБУДО «ЦДТ»
Изучение новых педагогических технологий развивающего обучения.
Выбор и оценка современных, в том числе интерактивных, развивающих образовательных технологий.
Современные подходы к реализации содержания и технологий дополнительного образования детей (КПК)
Изучение передового педагогического опыта.
Составление картотеки передовых педагогических технологий по проблемам
http://pedmir.ru/docs.php?cid=1
http://vospitatel.com.ua
http://www.ivalex.vistcom.ru/
http://www.ucheba.com/met_rus/k_doshvosp/title_main.htm
Повышение уровня методической компетентности
№ п/п
Содержание деятельности
Рекомендуемые источники, используемые в повышении педагогических компетенций
Участие в вебинарах сети Интернет
Участие в сетевом сообществе педагогов. Размещение материалов на странице сообщества. Общение в сетевом сообществе педагогов по проблеме.
https://web.vk.me/convo/2000000004
https://vk.com/cdt74
https://cdt74.ru/
Посещение открытых педагогических мероприятий
Тематические семинары, форумы
Освоение методик педагогического анализа. Подбор программ наблюдения, изучения опыта, анализа документации
Материалы методического совета МБУДО «ЦДТ»
Освоение информационно-коммуникативных технологий. Активное участие на страницах сообщества МБУДО «ЦДТ» в социальных сетях и на сайте МБУДО «ЦДТ».
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми и общении с родителями.
https://cdt74.ru/
https://compass74.ru/
https://ok.ru/group/70000001708432
https://vk.com/cdt74
Повышение уровня профессиональной компетентности
.
№ п/п
Содержание деятельности
Рекомендуемые источники, используемые в повышении педагогических компетенций
Совершенствование образовательного процесса. Формирование развивающего учебно-игрового комплекса в группе.
Интернет-ресурсы
Внесение личного вклада в улучшение качества образования. Проведение открытых занятий.
Разработка методической продукции. Корректировка общеобразовательной, общеразвивающей программы
Совершенствование форм взаимодействия с родителями обучающихся. Подбор и разработка материалов по организации партнерского взаимодействия с родителями обучающихся.
Разработка плана воспитательной работы. Совместное проведения работ с родителями воспитательно-образовательных мероприятий (экскурсий, праздников, отчетных концертов, выездов и т.д.)
Участие в профессиональных конкурсных движениях.
Участие в педагогических фестивалях и конкурсах педагогического мастерства
Планируемые результаты обучения
По завершению периода реализации персонифицированной программы предполагается достижение следующих результатов педагог:
знает и применяет в работе нормативно-правовые документы различного уровня;
владеет знаниями возрастных особенностей детей и применяет их в практической деятельности;
применяет новые образовательные технологии, в том числе интерактивные и развивающие.
в своей профессиональной деятельности основывается на передовом педагогическом опыте
;
участвует в цифровом пространстве учреждения;
применяет игровые технологии, позволяющие совершенствовать образовательный процесс;
проводит открытые занятия как результат профессиональное деятельности;
привлекает родителей к совместному участию и проведению воспитательных мероприятий коллектива.
участвует в конкурсах педагогического мастерства.
Содержание обучения педагогического работника
Учебно-тематический план реализации персонифицированной программы повышения квалификации педагога
№ п/п
Модульный курс
Учреждение, реализующее программы ДПО
Сроки освоения
Кол-во часов
Сроки реализации
Современные подходы к реализации содержания и технологий дополнительного образования детей
ГБОУ ДПО ЧИППКРО (кафедра воспитания и дополнительного образования), очно-заочная
72 (36/36)
09.10.2023-27.10.2023
Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в образовательной организации
ГБОУ ДПО ЧИППКРО (региональный информационно-методический центр), очно-заочная
36 (16/20)
27.11.2023-05.12.2023
Инновационные технологии и методы в работе педагога дополнительного образования взрослых
Институт современного образования, дистанционно
https://ped.isoedu.ru/
108
15.01.2024-09.02.2024
Психолого-педагогические основы деятельности педагога дополнительного образования»
Образовательный портал «Prodlenka», дистанционно
https://www.prodlenka.org/
16
15.04.2024-19.04.2024
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
Определяя кадровое обеспечение программы, были выбраны ресурсы учреждений, находящихся в пределах транспортной доступности от г. Челябинска, учреждения, позволяющие организовать дистанционные формы обучения, использованы собственные ресурсы учреждения.
В реализации персонифицированной программы повышения квалификации задействованы:
- Учреждение дополнительного профессионального образования - ГБОУ ДПО ЧИПППКРО;
- Институт современного образования;
- Образовательный портал «Prodlenka»;
- МБУДО «ЦДТ».
Для организации взаимодействия с педагогом привлекаются работники МБУДО «ЦДТ»:
- заведующий отдела эстетического воспитания;
- педагог-наставник – руководитель Образцового коллектива Театральной студии «Пламя»;
- методист;
- педагог-психолог.
3.2. Финансово-экономическое обеспечение
Составляя персонифицированную программу, был проведен экономический анализ имеющихся предложений. Выбраны модули и курсы, позволяющие провести обучение педагога на бесплатной основе, либо имеющие наиболее низкую стоимость хозрасчетных курсов. Кроме того, немаловажным фактором является транспортная доступность учреждений, возможность использования дистанционных форм, что позволяет существенно сократить командировочные расходы педагога.
Финансирование проекта предполагается за счет средств муниципального бюджета, внебюджетных средств МБУДО «ЦДТ».
Расчет экономической составляющей реализации персонифицированной программы повышения квалификации представлен в таблице.
№ п/п
Название мероприятия повышения квалификации
Количество часов
Примерная стоимость
Бюджетные курсы
Современные подходы к реализации содержания и технологий дополнительного образования детей (ГБОУ ДПО ЧИППКРО )
72 часа
-
Организация методического сопровождения профессионального развития педагогов в образовательной организации
36 часов
-
Психолого-педагогические основы деятельности педагога дополнительного образования» (Образовательный портал «Prodlenka»)
16 часов
-
ВСЕГО:
124 ЧАСА
Хозрасчетные курсы
Инновационные технологии и методы в работе педагога дополнительного образования взрослых (Институт современного образования)
108 часов
~2180 руб.
ВСЕГО
108 ЧАСОВ
2180 РУБ.
Делегирование полномочий и ответственности в управлении реализацией персонифицированной программой
№ п/п
Задача управления реализацией персонифицированной программы
Срок реализации задач
Ответственный за реализацию поставленных задач
Результат, вид его представления
(форма отчетности)
1
Обеспечение консультирования педагога при разработке персонифицированных программ с учетом выявленных в ходе мониторинга затруднений, проблем и продвижений педагогов с целью осуществления личностно-ориентированной методической поддержки педагога
октябрь – декабрь 2023
Заместитель директора по НМР
Методист
Педагог-психолог
Персонифицированная программа
2
Обеспечение разработки содержательной части персонифицированной программы в части внутриучрежденческой системы повышения квалификации.
октябрь – декабрь 2023
Заместитель директора по НМР
Методист
Персонифицированная программа
3
Курирование участия педагогов во внешних формах повышения квалификации в соответствии с персонифицированной программой
октябрь 2023-май 2024
Заместитель директора по НМР
Отчет о выполнении внешних форм повышения квалификации по персонифицированной программе
4
Обеспечение методической поддержки и сопровождение реализации персонифицированной программы. Руководство разработкой методической продукции.
октябрь 2023-май 2024
Заместитель директора по НМР
Методические материалы, разработанные педагогом в соответствии с для осуществления педагогической деятельности
5
Мониторинг выполнения персонифицированных программ, качество их реализации
май 2024
Заместитель директора по УВР
Решение педагогического совета
Аналитическая справка по итогам выполнения персонифицированной программы