Государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Центр содействия семейному воспитанию имени Зинаиды Антоновой»
(ГКУСО «ЦССВ имени Зинаиды Антоновой г.Челябинска»)
Перспективные индивидуальные планы для детей от рождения
до 12 месяцев
Выполнила:
воспитатель Чернева Н.Н.
г. Челябинск 2021
Навыки и умения
Коррекционно-развивающая работа (формирование предпосылок самообслуживания) от 3 мес. до 6 мес.
1. В период бодрствования следует стимулировать накопление сенсорного опыта (зрительных, слуховых, тактильных впечатлений).
2. При кормлении руки ребёнка располагаются на бутылочке, чтобы он удерживал её.
3. При кормлении отвлекать ребёнка от сосания, чтобы малыш сам мог направить соску бутылочки в рот.
4. Приучать ребёнка есть из ложечки, затем регулярно есть с ложки густую пищу.
5. Предоставлять ребёнку возможность самому дотягиваться до игрушки (в радиусе досягаемости) и достать её.
Оборудование и материалы:
с
тульчик для кормления (если ребёнок присаживается); маленькую ложечку;
различные яркие игрушки.
Навыки и умения
Коррекционно-развивающая работа (формирование предпосылок самообслуживания) от 6 мес. до 9 мес.
1. Учить ребёнка есть с ложки густую и жидкую пищу, снимая губами.
2. Учить держать чашку и делать несколько глотков (сначала из рук взрослого).
3. Учить есть корочку хлеба, держа её в руке.
4. Организовать игру «Кормим куклу Лялю»
Оборудование и материалы:
с
тульчик для кормления;
маленькая ложечка;
небольшая кружка, которая должна быть лёгкой;
детская посуда.
Навыки и умения
Коррекционно-развивающая работа (формирование навыков самообслуживания) от 9 мес. до 12 мес.
1. Тренировать умение пить из чашки, удерживая её двумя или одной рукой. В чашке должно быть небольшое количество жидкости.
2. Развивать умение брать фрукты двумя пальцами и класть в рот по одному кусочку.
3. Во время кормления побуждать ребёнка брать со стола чашку, пить из неё и ставить аккуратно на стол.
4. Учить ребёнка есть кусочек хлеба, откусывая небольшие кусочки.
5. Во время купания создавать положительный эмоциональный фон. Учить со дна ванны доставать утонувшие предметы, вылавливать игрушки с помощью чашки.
6. Приучать спокойно реагировать к высаживанию на горшок.
7. Закреплять навыки, приобретённые раннее.
Оборудование и материалы:
д
етская посуда;
заводные водные игрушки;
маленькая кружка;
горшок.
Активная речь
Коррекционно-развивающая работа (стимуляция доречевой активности) от 1 мес. до 3 мес.
1. Побуждать ребёнка произносить звуки гуканья в ответ на эмоциональное общение. Для этого при эмоциональном, зрительном и слуховом контакте следует подражать ребёнку, произнося его звуки (гы, агу, а, у и др.)
2. Стимулировать повторное произнесение звуков гуканья, разговаривая, играя с ребёнком и эмоционально возбуждая его.
3. Стимулировать гуление. Общаясь с ребёнком, вызывать у него улыбку и ответную реакцию на общение.
Оборудование и материалы:
и
гры со звучащими инструментами;
дыхательная гимнастика; ребёнок должен видеть лицо и губы взрослого.
Активная речь
Коррекционно-развивающая работа (стимуляция доречевой активности) от 3 мес. до 6 мес.
1. Включаться в диалог с ребёнком во время певучего гуления, повторяя его звуки и постоянно добавляя новые звуки и слоги.
2. В процессе эмоционального и речевого общения следует располагать ребёнка так, чтобы он видел лицо взрослого, его мимику и губы. Постепенно ребёнок начинает имитировать их движение.
3. Стимулировать появление лепета. Взрослый совместно с ребёнком произносит слоги лепета.
4. Активизировать лепет ребёнка в ходе режимных моментов и во время дыхательной гимнастики.
5. Расширять репертуар лепета, предлагая новые слоги.
Оборудование и материалы:
д
ыхательная гимнастика;
эмоционально-положительное общение.
Активная речь
Коррекционно-развивающая работа (стимуляция доречевой активности) от 6 мес. до 9 мес.
1. Включаться в диалог с ребёнком во время певучего гуления, повторяя его звуки и постепенно добавляя новые звуки и слоги.
2. Стимулировать ребёнка к произношению и повторению тех слогов, которые уже есть в речи.
3. Постепенно следует расширять репертуар лепета ребёнка, предлагая новые слоги.
4. Вовремя гуления ребёнка, взрослый вибрирует его нижней губой, в результате чего малыш неоднократно смыкает губы и произносит слоги.
Оборудование и материалы:
д
ыхательная гимнастика;
лицо и мимика взрослого;
эмоционально-положительное общение.
Понимание речи
Коррекционно-развивающая работа (развитие предпосылок к пониманию речи) от 7 мес. до 9 мес.
1. Развивать умение находить глазами игрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте («где часы? Окно? Лампа? Кукла?» и т. д.)
2. Стимулировать понимание речевых инструкций («дай, пока-пока, иди ко мне, принеси и др.), подкреплённые жестами.
3. Побуждать ребёнка по слову взрослого выполнять определённые действия.
4. Развивать умение находить глазами предметы и игрушки, находящиеся в разных местах.
5. Побуждать ребёнка находить спрятанные игрушки.
6. Стимулировать умение понимать речевые инструкции, не подкреплённые жестом.
Оборудование и материалы:
п
редметы и игрушки, находящие на постоянном месте;
предметы и игрушки, находящиеся в разных местах;
игрушки;
голос взрослого, выделяющий «ключевые слова»
.
Общие движения
Коррекционно-развивающая работа (развитие мелкой моторики) от 1 мес. до 3 мес.
1. Тренировать приподнимание и кратковременное удерживание головы в положении лёжа на животе.
2. Тренировать приподнимание, а также кратковременное и длительное удерживание головы в положении лёжа на спине.
3. Тренировать удерживание головы в вертикальном положении.
4. Тренировать опору на предплечья рук в положении лёжа на животе с высоко поднятой головой.
5. Тренировать крепко опираться о твёрдую поверхность ногами, согнутыми в тазобедренном суставе, при поддержке под мышки.
Оборудование и материалы:
я
ркие развивающие коврики, класть на твердую поверхность.
Общие движения
Коррекционно-развивающая работа (развитие моторики) от 3 мес. до 6 мес.
1. Тренировать опору на ноги с использованием гимнастического мяча.
2. Стимулировать попытки ползания, подставив под стопы ног ребёнка свою ладонь, взрослый слегка подталкивает малыша, и он подвигается к заинтересовавшей его игрушке.
3. Стимулировать повороты с живота на спину, используя следующие упражнения: с пелёнкой. Приподняв край пелёнки, на которой лежит малыш, взрослый медленно переводит его в положении на боку, а затем на спину. Упражнение с игрушкой: взрослый медленно перемещает звучащую игрушку над головой ребёнка, постепенно пряча её за спину.
Оборудование и материалы:
г
имнастический мяч;
яркие звучащие игрушки;
пеленка;
развивающие коврики.
Общие движения
Коррекционно-развивающая работа (развитие моторики) от 6 мес. до 9 мес.
1. Стимулировать активное ползание в разных направлениях.
2. Побуждать ребёнка самостоятельно садиться из разных положений.
3. Учить ребёнка садиться, удерживаясь за палочку.
4. Тренировать равновесие в положении сидя.
5. Побуждать ребёнка самостоятельно ложиться из разных исходных положений.
6. Обучать умению вставать на колени у опоры: в манеже или кровати; на полу.
7. Развивать умению вставать на ноги из положения стоя на коленях.
8. Учить передвигаться вдоль стены, кровати приставным шагом.
Оборудование и материалы:
м
анеж;
скамеечка;
гимнастическая палочка;
надувной круг для плавания;
яркие игрушки.
Общие движения
Коррекционно-развивающая работа (развитие моторики) от 9 мес. до 12 мес.
1. Учить нанизывать кольца пирамидки.
2. Совершенствовать умение захватывать мелкие предметы подушечками указательного и большого пальцев.
3. Продолжать учить указательному жесту.
4. Учить перелистывать страницы картонных книг.
5. Учить строить башню из 2-3 кубиков.
6. Тренировать точные целенаправленные движения при опускании мелких предметов в узкое отверстие.
Оборудование и материалы:
п
ирамидки, желательно деревянные из 3-5 колец;
картонные книжки;
разноцветные кубики;
пластмассовые бутылочки;
баночки с фасолью, горохом, бобами;
музыкальные инструменты с кнопками;
небольшие кубики, шарики и др.
Движение руки и действия с предметами
Коррекционно-развивающая работа от 1 мес. до 3 мес. (формирование предпосылок предметной деятельности)
1. Стимулировать хватательную и ощупывающую функции рук.
2. Стимулировать дифференцированные движения рук: приближение ко рту, удерживание вложенной игрушки.
3. Учить направлять руку ребёнка к видимой игрушке, захватывать игрушку, висящую над грудью.
Движение руки и действие с предметами
Коррекционно-развивающая работа от 3 мес. до 6 мес.
1. Стимулировать умение захватывать и удерживать игрушки и предметы.
2. Учить ребёнка дотягиваться до игрушки, находящуюся на расстоянии 20 см. от руки малыша.
3. Учить сводить обе руки вместе, соединять их, ощупывать пальцы (учить снимать рукавички с рук).
4. Развивать умение ребёнка захватывать свои ноги, ощупывать пальцы (учить снимать носки).
Оборудование и материалы:
и
грушки, подвешенные над манежем на вы
соте 50-70 см. от глаз ребёнка;
яркие рукавички;
носки;
бантики;
колокольчики;
ленточки.
Движения руки и действия с предметами
Коррекционно-развивающая работа от 6 мес. до 9 мес. (формирование предпосылок предметной деятельности)
1. Стимулировать ребёнка дотягиваться до игрушки, подвешенной на расстоянии вытянутой руки.
2. Ставить перед ребёнком, лежащим на животе, игрушки для рассматривания.
3. Знакомить ребёнка со свойствами игрушек (гладкая, шершавая, мягкая, холодная и т. д.), дать потрогать руками, языком; понюхать, послушать как она звучит.
Оборудование и материалы:
я
ркие подвешенные игрушки;
и
грушки для рассматривания, которые нужно менять каждые 2-3 дня;
и
грушки для захватывания: погремушки-подвески, кольца, резиновые игрушки, звучащие игрушки.
Движение руки и действие с предметами
Коррекционно-развивающая работа от 9 мес. до 12 мес. (формирование предметной деятельности)
1. Развивать умение ребёнка по просьбе взрослого и самостоятельно совершать некоторые действия с предметами и игрушками (вынимать, открывать, складывать, закрывать и т. д.)
2. Учить ребёнка действовать с предметами по-разному, в зависимости от свойства катать, открывать, греметь, вынимать и т. д.)
3. Развивать умение брать предметы как всей кистью, так и 2-3 пальцами.
4. Побуждать выполнять знакомые действия с предметами («достань кубик, покорми куклу, сними кольца с пирамидки»)
Оборудование и материалы:
п
ирамидки;
кубики;
различные игрушки;
и
грушки и предметы разной величины, формы и фактуры
;
к
уклы, машинки.
Эмоциональное развитие
Коррекционно-развивающая работа от 1 мес. до 3 мес. (стимуляция эмоционально-коммуникативных функций)
1.Эмоциональное общение с ребёнком во время кормления, переодевания, укладывания спать, прогулки, в период бодрствования.
2. Взрослому следует фиксировать взгляд ребёнка на своём лице, когда он находиться в вертикальном положении. Петь песенки.
3. При переодевании взрослый должен называть свои действия и части тела ребёнка. Взрослый должен быть эмоционально положительным.
4. Вызывать первую улыбку в ответ на обращённую к нему ласковую речь взрослого.
Эмоциональное развитие
Коррекционно-развивающая работа от 3 мес. до 6 мес. (стимуляция доречевой активности)
1. Включаться в диалог с ребёнком во время певучего гуления, повторяя его звуки и постоянно добавляя новые звуки и слоги.
2. Продолжать поддерживать «комплекс оживления» в ответ на эмоционально-речевое общение взрослого к ребёнку.
3. Стимулировать появление лепета. Взрослый совместно с ребёнком произносит слова лепета.
4. Активизировать лепет ребёнка в ходе режимных моментов.
5. Учить радоваться появлению другого ребёнка, брать у него игрушку, гулить.
Эмоциональное развитие
Коррекционно-развивающая работа от 6 мес. до 9 мес. (стимуляция эмоционально-коммуникативных функций)
1. Создавать ситуации, когда ребёнок в игре начинает радоваться появлению другого ребёнка, смеяться, брать из его рук игрушку.
2. Организовать активное бодрствование.
3. Эмоционально-положительное общение с ребёнком.
Эмоциональное развитие
Коррекционно-развивающая работа от 9 мес. до 12 мес.
1. Расширять круг общения ребёнка с взрослым и детьми. Организовывать совместные игры: обмен игрушками, действия по подражанию и др.
2. Во время общения с ребёнком использовать яркие, выразительные движения, мимику, модуляции голоса.
3. Способствовать тому, чтобы возникала форма «игры» между детьми.
4. Стимулировать к тому, чтобы появилось избирательное отношение к детям.
5. Активное бодрствование на прогулке: показывать и называть окружающие предметы, явления.
Слуховые ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 1 мес. до 3 мес. (развитие слухового восприятия)
1. Развивать внимание к голосу матери (близкого взрослого).
2. Привлекать внимание к звучанию игрушек и предметов.
3. Развивать умение поворачивать голову в сторону голоса взрослого. При этом взрослый должен находиться вне поле зрения ребёнка. (звать ребёнка по имени, меняя тон голоса).
4. Побуждать поворачивать голову в сторону звучащей игрушки.
Когда ребёнок увидит игрушку, нужно дать рассмотреть и потрогать её.
5. Поддерживать голосовую активность ребёнка. Осторожно включаться в перекличку с ним.
Оборудование и материалы:
з
вучащие, музыкальные игрушки (колокольчики, бубе
н, дудочки, погремушки и т.д.);
г
олос взрослого, меняющего тон (
громкий-тихий, высокий-низкий);
р
азличные игрушки и предметы.
Слуховые ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 3 мес. до б мес. (развитие слухового восприятия)
1. Развивать внимание к голосу матери (близкого взрослого)
2. Стимулировать к тому, чтобы ребёнок начал различать ласковую и строгую интонацию, обращённую к нему.
3. Учит узнавать голос близкого человека.
Оборудование и материалы:
г
олос взрослого, меняющего тон
(громкий-тихий, высокий-низкий);
г
олос взрослого, меняюще
го интонацию (ласковая-строгая);
з
вучащие игрушки и предметы: колокольчики, бубен, дудочки, погремушки и т. д.
п
есенки, потешки.
Слуховые ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 6 мес. до 9 мес. (развитие слухового восприятия)
1. Учит по- разному реагировать на своё и чужое имя.
2. Вызывать у ребёнка эмоциональные реакции на собственное имя.
3. Стимулировать подражание ребёнка собственным звукам.
4. Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учит извлекать эти звуки.
5. Способствовать тому, чтобы рядом играющий ребёнок радовался, смеялся и лепетал.
Оборудование и материалы:
г
олос взрослого, меняющего тон (громкий-тихий, вы
сокий-низкий);
г
олос взрослого, меняюще
го интонацию (ласковая-строгая);
з
вучащие игрушки и предметы: колокольчики, бубен, дудочки, погремушки и т. д.
п
есенки, потешки.
Слуховые ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 9 мес. до 12 мес. (развитие слухового восприятия)
1. Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки.
2. Развивать умение находить невидимый источник звука.
3. Развивать умение ребёнка воспринимать ритм музыкального произведения и передавать движениями его характер.
Оборудование и материалы:
з
вучание разных инструментов (бубен, барабан, трещотка, металлофон, муз. молоток, маракасы и т. д.)
;
2-3 коробки с крышками; заводные игрушки;
танцевальные мелодии (вальс, полька и т. д.)
Зрительные ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 1 мес. до 3 мес. (развитие зрительного восприятия)
1. Вызывать фиксацию взгляда на лице взрослого
2. Стимулировать прослеживание за лицом взрослого
3. Учить фиксировать взглядом яркие звучащие игрушки
4. Стимулировать прослеживание взглядом за яркой игрушкой, перемещаемой вправо-влево, вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.
5. Учить фиксировать взглядом игрушку и лицо взрослого в положении лёжа на животе.
6. Развивать зрительное сосредоточение ребёнка, находящегося в вертикальном положении.
Оборудование и материалы:
я
ркие звучащие игрушки желтого, красного, синего, зелёного цвета;
и
грушки, подвешенные над кроватью на высоте 50-70 см. от глаз ребёнка, рекомен
дуется менять 2-3 раза в неделю;
л
ицо взрослого, меняющего свою внешность: привязать бант, яркий платок и т. д.
;
л
енточки, шарики, погремушки.
Зрительные ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 3 мес. до 6 мес. (развитие зрительного восприятия)
1. Формировать и закреплять умение сосредотачивать взгляд на игрушке, лице взрослого в вертикальном положении.
2. Совершенствовать умение, лёжа на животе, прослеживать за игрушкой, перемещаемой вправо-влево, вверх-вниз. При этом следует побуждать ребёнка поворачивать голову вслед за перемещающей игрушкой.
3. Знакомить ребёнка с собственным отражением в зеркале и с отражением мамы (знакомого взрослого). Игры с зеркалом.
4. Показывать и называть различные предметы, давать ребёнку возможность рассмотреть и потрогать их. Во время режимных моментов называть всё, на чём ребёнок сосредотачивает свой взгляд.
Оборудование и материалы:
з
еркало;
яркие игрушки синего, кра
сного, желтого, зелёного цвета;
погремушки;
ленточки;
шарики.
Зрительно ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 6 мес. До 9 мес. (развитие зрительного восприятия)
1. Способствовать тому что бы ребёнок начал отличать знакомых людей от чужих по внешнему виду.
2.Отличать и по- разному реагировать на лицо знакомого и незнакомого взрослого.
Зрительные ориентировочные реакции
Коррекционно-развивающая работа от 9 мес. До 12 мес. (развитие зрительного восприятия)
1. Развивать умение находить на картинках знакомые предметы и игрушки.
2. Учить показывать различные предметы и игрушки.
3. Развивать умение дифференцировать предметы по цвету.
4. Развивать восприятие предметов, отличающихся по величине.
5. Развивать умение дифференцировать предметы по форме.
6. Учить различать предметы, игрушки по цвету, величине, форме.
7. Учит узнавать близких людей на фотографиях.
Оборудование и материалы:
п
ары предметов, отличающихся по размеру;
к
у
бики, шарики, различных цветов (
сначала четыре основных цвета: жёлтый, синий, красный, зелёный)
;
прозрачные коробки, к
онтейнеры, банки;
ф
отографии близких и незнакомых людей.