ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАЗДЕЛЕ
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Задача: Формировать представления детей о природно-климатических особенностях ямальского севера, традициях и культуре коренных народов ЯНАО. Развивать интеллектуальные способности детей. Воспитывать любовь к родному краю.
Возрастная
группа.
Месяц.
2-я младшая
Средняя
Старшая
Подготовительная к школе
Сентябрь
Д/и: «Найди лис-ток, какой покажу», «Такой листок, лети ко мне».
Цель: Формировать представление детей о деревьях ближайшего окружения.
Целевая прогулка: «Здравствуй, осень!».
Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени (ближайшее окружение)
Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…».
Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера.
Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…».
Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера.
Труд: сбор растений для гербария.
Октябрь
Занятие: «В лес за грибами, за ягодами».
Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, произрастающих в лесах Севера.
Занятие: «Что нам лес подарил?».
Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, орехах, произрастающих в лесах Севера
Занятия: «Живите в дружбе с природой».
Цель: Познакомить с видами древесной растительности лесотундровой зоны, их особенностями и лечебными свойствами.
«Как люди речку обидели».
Цель: Ознакомление с особенностями водоемов северного региона, правила поведения в близи водоемов.
Д/и: «Отгадай, что за растение» (составление описательных рассказов о деревьях лесотундровой зоны).
Выездное творческое музейное занятие: «Мы родом из тундры» (знакомство детей с традицион-но-бытовой культурой коренных жителей ЯНАО).
Цель: Расширять и обогащать представления детей о традиционно-бытовой культуре коренных жителей ЯНАО.
Д/и: «Соседи» (природное сообщество – болото).
Опыт: «Могут ли растения жить без корней?».
Цель: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).
Ноябрь
Занятие: «Как звери в лесу готовятся к зиме»
Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, обитающих в северных лесах. (медведь, заяц).
Занятие: «Как дикие животные готовятся к зиме»
Цель: Формировать представления о приспособляемости диких животных к сезонным изменениям в природе (белка, ёж).
Опыт: «Зачем зайчику другая шубка?»
Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
М/ф: «Белоносый»
Выездное творческое музейное занятие: «Страна Оления» (об особом месте оленя в быту, культуре и мироощущении северных народов).
Видео-просмотр: «Зимовка зверей» (животные северных лесов).
Занятия: «Растительный мир сибирских болот»
Цель: Познакомить детей с понятием «болото». Расширять знания о растениях данной экологической системы. Формировать элементарные представления о причинной обусловенности произрастания данных растений в болотистой местности. Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.
«Маленькие жильцы большого Севера».
Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, Земноводных, птицах ямальского севера, их характерных признаках.
Воспитывать любовь к родной природе.
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Рыбья война»).
Декабрь
Занятия: «Рассматривание березы»,
«Ёлочка-красавица»
Цель: Формировать представления детей о деревьях (береза, елка), их основных частях.
Занятия: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц ближайшего окружения в зимний период: об их внешнем виде, питании.
«Как живут растения зимой», «Прогулка в зимний лес»
Цель: Обобщить представления детей о приспособлении растений участка к сезонным явлениям.
М/ф: «Верное средство». (приспособление животных к зиме).
Занятия: «Лесной санитар – волк», «Ель – кормилица и защитница»
Цель: Расширять представления детей об особенностях жизни растений и животных (ель, волк), взаимосвязи и взаимозависимости в живой природе.
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Путешествие на льдине»).
Выездное творческое музейное занятие: «По следам прошлого» (экскурс в историю жизни коренных народов Севера).
Занятия: «Клуб знатоков леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: Формировать умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений северного региона к условиям жизни. Воспитывать желание помогать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Беседы: «Ёлкины иголки» (лекарственные свойства хвойных растений), «С кем ель дружит?»
(взаимосвязи и взаимозависимости мира растений и мира животных).
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» (Лекарство от простуды).
Видео-сюжет о коренных народах ЯНАО.
Январь
Д/и: «Кто где живет», «Кто во что одет»
Цель: Формировать представления детей о том, чем покрыто тело зверей, птиц, рыб (на примерах животных северного региона).
Занятие: «Есть у ёлочки друзья»
Цель: Обобщить представления детей о деревьях ближайшего окружения: лиственных и хвойных (признаки сходства и отличия). формировать любовь к родной природе.
Д/и: «Угадай по описанию», «Кто что любит», «Кто кого боится» (дикие животные Севера).
Чтение: Т.Д. Нуждина «Чудо – всюду».
Д/и: «Найдите и покормите зимующих птиц» (птицы северного края).
Занятия: Север – царство льда и снега»
Цель: Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.
Эк. игры: «Северные олени», «Звери заблудились» (жив. и раст. мир тундры и Арктики), «Похожи – непохожи» (раст. и жив. мир песчаных и ледяных пустынь).
Беседы: «Как зимуют животные Севера?».
Цель: Систематизировать представления детей о способах зимовки животных Крайнего Севера.
Видео-сюжет: «Животные ямальского севера».
М/ф: «Сармико».
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Маленький медведь»).
Опыт: «Когда в Арктике лето?»
Цель: Выявить особенности проявления сезонов в Арктике.
Февраль
Занятия: «Рассматривание снегиря», «Сравнение снегиря с вороной».
Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия.
Игры: «Узнай по голосу, какая это птичка», «В зимней столовой».
Беседа: «Холодно ли птицам зимой?». (Птицы ближайшего окружения, их пищевые пристрастия).
Д/и: «Кому что по вкусу», «Кто где живет» (птицы северного региона, места их обитания: у воды, в лесу).
Занятие: «Животные жарких и холодных стран».
Цель: Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить по внешнему виду животного определять место его обитания; признаки сходства и отличия.
Д/и: «На поиски животных», «Похожи – непохожи» (животные жарких и ледяных пустынь).
Беседа: «Что такое полезные ископаемые?».
Цель: Формировать представления детей о полезных ископаемых Тюменского севера.
М/ф: «Умка».
Занятие: «Пищевые цепочки в лесу».
Цель: Закрепить представления детей о взаимодействии в экосистеме «Лес». Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Как лось друзей искал»).
Март
Беседа: «О птицах» (сравнение внешне-го вида воробья и синицы).
Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия.
Занятие: «Пернатые друзья».
Цель: Расширять представления детей о характерных признаках весны (особенности северной весны), об образе жизни птиц в это время года.
Беседа: «Дикие животные Севера» (живущие в лесу)
Выездное творческое занятие: «Древняя земля»
Цель: Ознакомление дошкольников с особенностями культуры, быта первобытных людей, населявших территорию Ямала тысячи лет назад.
Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды).
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Про лису-воровку»); «Арктика» (животные арктических широт); рассматривание иллюстраций.
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Ледяное чудище»).
Эк. игра: «Сложи и расскажи» (схемы-модели).
Опыт: «Почему в тундре всегда сыро?»
Цель: Уточнить представления о некоторых особенностях природно-климатических зон земли.
Апрель
Д/и: «Кто быстрее найдет березу, сосну?».
Цель: Закрепить представления детей о деревьях ближайшего окружения, их особенностях, основных частях.
Занятие: «Шестиногие малыши»
Цель: Расширять представления детей о жизни насекомых (в том числе живущих рядом). Воспитывать бережное отношение ко всему живому. «Путешествие в весенний лес»
Цель: Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.
Опыт: «Как звери меняют шубку»
Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе (особенности линьки животных Крайнего Севера).
Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды).
Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Бег из волчьей стаи»).
Занятия: «Весенние заботы птиц» (возвращение птиц на родину – в северные края),
«Строим экологический город»
Цель: Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманные отношения к природе родного края, желание сберечь и сохранить красоту родной природы.
Эк. игра: «Что растет в родном краю?»
Беседа: «Зеленая аптека» (лекарственные растения Ямала).
Рассматривание проспектов, открыток, буклетов «Мой любимый город – Ноябрьск».