ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В РАЗДЕЛЕ

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задача: Формировать представления детей о природно-климатических особенностях ямальского севера, традициях и культуре коренных народов ЯНАО. Развивать интеллектуальные способности детей. Воспитывать любовь к родному краю.

Возрастная

группа.

Месяц.

2-я младшая

Средняя

Старшая

Подготовительная к школе

Сентябрь

Д/и: «Найди лис-ток, какой покажу», «Такой листок, лети ко мне».

Цель: Формировать представление детей о деревьях ближайшего окружения.

Целевая прогулка: «Здравствуй, осень!».

Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени (ближайшее окружение)

Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…».

Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера.

Экскурсия: «Уж небо осенью дышало…».

Цель: Формировать представление о сезонных особенностях осени в районах Крайнего Севера.

Труд: сбор растений для гербария.

Октябрь

Занятие: «В лес за грибами, за ягодами».

Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, произрастающих в лесах Севера.

Занятие: «Что нам лес подарил?».

Цель: Формировать представления детей о грибах и ягодах, орехах, произрастающих в лесах Севера

Занятия: «Живите в дружбе с природой».

Цель: Познакомить с видами древесной растительности лесотундровой зоны, их особенностями и лечебными свойствами.

«Как люди речку обидели».

Цель: Ознакомление с особенностями водоемов северного региона, правила поведения в близи водоемов.

Д/и: «Отгадай, что за растение» (составление описательных рассказов о деревьях лесотундровой зоны).

Выездное творческое музейное занятие: «Мы родом из тундры» (знакомство детей с традицион-но-бытовой культурой коренных жителей ЯНАО).

Цель: Расширять и обогащать представления детей о традиционно-бытовой культуре коренных жителей ЯНАО.

Д/и: «Соседи» (природное сообщество – болото).

Опыт: «Могут ли растения жить без корней?».

Цель: Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре (много воды).

Ноябрь

Занятие: «Как звери в лесу готовятся к зиме»

Цель: Формировать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением зверей, обитающих в северных лесах. (медведь, заяц).

Занятие: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Цель: Формировать представления о приспособляемости диких животных к сезонным изменениям в природе (белка, ёж).

Опыт: «Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

М/ф: «Белоносый»

Выездное творческое музейное занятие: «Страна Оления» (об особом месте оленя в быту, культуре и мироощущении северных народов).

Видео-просмотр: «Зимовка зверей» (животные северных лесов).

Занятия: «Растительный мир сибирских болот»

Цель: Познакомить детей с понятием «болото». Расширять знания о растениях данной экологической системы. Формировать элементарные представления о причинной обусловенности произрастания данных растений в болотистой местности. Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе.

«Маленькие жильцы большого Севера».

Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, Земноводных, птицах ямальского севера, их характерных признаках.

Воспитывать любовь к родной природе.

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Рыбья война»).

Декабрь

Занятия: «Рассматривание березы»,

«Ёлочка-красавица»

Цель: Формировать представления детей о деревьях (береза, елка), их основных частях.

Занятия: «Рассматривание и сравнение воробья и вороны»

Цель: Расширять знания детей о жизни птиц ближайшего окружения в зимний период: об их внешнем виде, питании.

«Как живут растения зимой», «Прогулка в зимний лес»

Цель: Обобщить представления детей о приспособлении растений участка к сезонным явлениям.

М/ф: «Верное средство». (приспособление животных к зиме).

Занятия: «Лесной санитар – волк», «Ель – кормилица и защитница»

Цель: Расширять представления детей об особенностях жизни растений и животных (ель, волк), взаимосвязи и взаимозависимости в живой природе.

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Путешествие на льдине»).

Выездное творческое музейное занятие: «По следам прошлого» (экскурс в историю жизни коренных народов Севера).

Занятия: «Клуб знатоков леса», «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель: Формировать умение применять на практике знания о приспособлении животных и растений северного региона к условиям жизни. Воспитывать желание помогать крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Беседы: «Ёлкины иголки» (лекарственные свойства хвойных растений), «С кем ель дружит?»

(взаимосвязи и взаимозависимости мира растений и мира животных).

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» (Лекарство от простуды).

Видео-сюжет о коренных народах ЯНАО.

Январь

Д/и: «Кто где живет», «Кто во что одет»

Цель: Формировать представления детей о том, чем покрыто тело зверей, птиц, рыб (на примерах животных северного региона).

Занятие: «Есть у ёлочки друзья»

Цель: Обобщить представления детей о деревьях ближайшего окружения: лиственных и хвойных (признаки сходства и отличия). формировать любовь к родной природе.

Д/и: «Угадай по описанию», «Кто что любит», «Кто кого боится» (дикие животные Севера).

Чтение: Т.Д. Нуждина «Чудо – всюду».

Д/и: «Найдите и покормите зимующих птиц» (птицы северного края).

Занятия: Север – царство льда и снега»

Цель: Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

Эк. игры: «Северные олени», «Звери заблудились» (жив. и раст. мир тундры и Арктики), «Похожи – непохожи» (раст. и жив. мир песчаных и ледяных пустынь).

Беседы: «Как зимуют животные Севера?».

Цель: Систематизировать представления детей о способах зимовки животных Крайнего Севера.

Видео-сюжет: «Животные ямальского севера».

М/ф: «Сармико».

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Маленький медведь»).

Опыт: «Когда в Арктике лето?»

Цель: Выявить особенности проявления сезонов в Арктике.

Февраль

Занятия: «Рассматривание снегиря», «Сравнение снегиря с вороной».

Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия.

Игры: «Узнай по голосу, какая это птичка», «В зимней столовой».

Беседа: «Холодно ли птицам зимой?». (Птицы ближайшего окружения, их пищевые пристрастия).

Д/и: «Кому что по вкусу», «Кто где живет» (птицы северного региона, места их обитания: у воды, в лесу).

Занятие: «Животные жарких и холодных стран».

Цель: Расширять и систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания. Учить по внешнему виду животного определять место его обитания; признаки сходства и отличия.

Д/и: «На поиски животных», «Похожи – непохожи» (животные жарких и ледяных пустынь).

Беседа: «Что такое полезные ископаемые?».

Цель: Формировать представления детей о полезных ископаемых Тюменского севера.

М/ф: «Умка».

Занятие: «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить представления детей о взаимодействии в экосистеме «Лес». Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу. воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Как лось друзей искал»).

Март

Беседа: «О птицах» (сравнение внешне-го вида воробья и синицы).

Цель: Знакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, учить сравнивать двух птиц ближайшего окружения, выделяя признаки сходства и различия.

Занятие: «Пернатые друзья».

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках весны (особенности северной весны), об образе жизни птиц в это время года.

Беседа: «Дикие животные Севера» (живущие в лесу)

Выездное творческое занятие: «Древняя земля»

Цель: Ознакомление дошкольников с особенностями культуры, быта первобытных людей, населявших территорию Ямала тысячи лет назад.

Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды).

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Про лису-воровку»); «Арктика» (животные арктических широт); рассматривание иллюстраций.

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Ледяное чудище»).

Эк. игра: «Сложи и расскажи» (схемы-модели).

Опыт: «Почему в тундре всегда сыро?»

Цель: Уточнить представления о некоторых особенностях природно-климатических зон земли.

Апрель

Д/и: «Кто быстрее найдет березу, сосну?».

Цель: Закрепить представления детей о деревьях ближайшего окружения, их особенностях, основных частях.

Занятие: «Шестиногие малыши»

Цель: Расширять представления детей о жизни насекомых (в том числе живущих рядом). Воспитывать бережное отношение ко всему живому. «Путешествие в весенний лес»

Цель: Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.

Опыт: «Как звери меняют шубку»

Цель: Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе (особенности линьки животных Крайнего Севера).

Д/и: «Кто где живет» (места обитания животных, приспособляемость к условиям среды).

Чтение: Н. Дудников «Мой дом – север» («Бег из волчьей стаи»).

Занятия: «Весенние заботы птиц» (возвращение птиц на родину – в северные края),

«Строим экологический город»

Цель: Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманные отношения к природе родного края, желание сберечь и сохранить красоту родной природы.

Эк. игра: «Что растет в родном краю?»

Беседа: «Зеленая аптека» (лекарственные растения Ямала).

Рассматривание проспектов, открыток, буклетов «Мой любимый город – Ноябрьск».