Урок истории в 8-м классе
"Пётр I является великим реформатором?
Цель урока:
Образовательная цель: создать условия для появления у школьников представления о событиях, способствующих формированию личности царя Петра, для понимания причин и объяснения характера проводимых им в будущем реформ. 
Развивающая цель: содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока. 
Воспитательная цель: способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны. 
Оборудование: карта европейской части Евразии в XVII веке, отрывки из документов,  презентация по теме урока, книги ?Пётр I ? Толстой А Н, Ключевский В.О. ?Исторические портреты?, ?Пётр I ? Павленко Н.
Ход урока
О мощный властелин судьбы!Не так ли ты над самой бездной,На высоте, уздой железнойРоссию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин
1. Организационный момент:
- Здравствуйте ребята.  Садитесь. Сегодня у нас урок обобщения знаний по разделу ?Россия при Петре I?.  
И сегодня на уроке, оказавшись в роли историков – исследователей, вспомним события и обсудим проблему, вынесенную в качестве темы: ?Пётр I является великим реформатором?. В течение урока будем доказывать и приводить аргументы и доказательства, что ?Пётр I является великим реформатором?
2. Проверка знаний учащихся, беседа по отрывкам из документов и сообщениям.
- В достижении цели урока нам поможет также разминка:
А) На листочках восстановить фрагмент “династического дерева” Романовых в течение 1 минуты ; проверка в парах; сверка с фрагментом на экране.(Учащиеся проверяют правильность заполнения фрагмента, сличая с заполненным фрагментом на экране, а затем сдают листочки учителю).
Б) Работа с отрывками из документов и сообщения учащихся:
Чтобы лучше понять личность Петра мы рассмотрим отрывки из документов, мнения историков. Постараемся определить о каком периоде жизни Петра идёт речь.
1 цитата-волна: Секретарь шведского посольства Кемпфер:
“В отличие от старшего брата, младший смотрел на всех. Лицо у него открытое, красивое, молодая кровь играла в нем… Удивительная красота его поражала всех присутствующих, а живость его приводила в замешательство степенных сановников московских”  
Как Вы думаете, о каком периоде жизни Петра идет речь? (предположения учащихся) (Детство Петра)
Заслушаем сообщение.  Детство Петра. 
Оказало влияние на формирование личности Петра, его воспитание в детстве?
2 цитата: историк М.М. Богословский:
“С той архангельской поры для Петра шум морских волн, морской воздух, морская стихия тянут его к себе и с годами сделаются необходимой потребностью. У него разовьется органическое стремление к морю”.
- А сейчас о каком событии в жизни Петра, о каком периоде идет речь? (Юность Петра)
- Заслушаем сообщение. Юность Петра. 
- Всё ли благополучно было в юности Петра? 
3 цитата: историк Е.В.Анисимов:
“Эта неудача только подстегнула его. Придала ему силы. Он имел мужество взять на себя ответственность за поражение, сумел трезво оценить собственные промахи… Представление о том, что он не просто сидит на престоле, а несет свою тяжелую службу во имя России наполняла всю его жизнь высшим смыслом, особым значением…”.
- О каком поражении идет речь? (мнения учащихся).(Азовский поход)
- Заслушаем сообщение. Азовский поход.
- Как Пётр повёл себя после поражения под Азовом?
4 цитата: современник: 
“…В его составе значились дипломаты, переводчики, волонтеры, ехавшие изучать военно-морское дело и кораблестроение, священники и лекари, слуги, солдаты и офицеры охраны, повара и даже четыре шута-карлика – всего более 250 человек. Обоз посольства насчитывал тысячу саней”. 
- Ребята, о чем идет речь? (мнения учащихся). (Великое посольство)
- С какой целью Пётр I отправился в путешествие? Какие специальности приобрёл за границий Петр I. 
 - Домашние задание было такое.  Найти просьбу  или благодарность людей,  которые жили во время Петра Великого? 
Письмо Петру Первому
“О, Великий государь, России матушки! России гордой, да великой! Да осмелилась написать тебе дочь боярина Василия да из роду то из Ивановых. Да пишу я тебе ночкой темною, да пишу я к тебе с благодарностью за перемены в моей жизни девичьей, за платья роскошные на европейский лад. Наряжаясь в них, я лишь радуюсь, да мне кажется, что я лучше всех. Да за великолепные, мною любимые ассамблеи. Я на них танцую, да все радуюсь. Ведь до селе отец меня и на улочку не пускал. Без тебя, о, великий царь, жизнь моя была затворною, без тебя, о, великий царь, жизни мне не было. Да прими ты мою благодарность искреннюю, да пойми, что освободил ты меня от муки затворной”. 
Ученица 
Письмо Петру Первому
Величайший наш царь Петр Алексеевич! Я, вечный раб и преданный слуга, купец из славного города Архангельска, шлю тебе челобитную, в надежде, что ты внемлешь моей просьбе. Мы чтим твои заслуги перед Россией: ты одержал победу в войне, ты создал новые мануфактуры, создал новый стольный град, не уступающий в красоте своей городам России-матушки. Но постройка Петербурга помешала торговле Архангельска, так как русским купцам приказано для продажи и покупки товаров ездить не в Архангельск, а в Петербург. Очень просим тебя, великий царь Петр Алексеевич, сделать Архангельск как прежде торговым городом.
Твой верный раб, купец Трифон из роду Беловых.                                                   Ученик 

4.  ?Политические дебаты?. Заполнение таблицы. 
Периоды жизни  Петра и реформаторская деятельность.

Является великим реформатором                              Не является великим реформатором                              - +

Детство Петра


Юность  Петра 


Азовский поход


Великое посольство 


Коллегии 


Правительствующий Сенат 


Мануфактуры 


Торговля 


Таможенный тариф 


Орудия труда 


Природоохранные мероприятия 


Налогообложения 


Крепостное право 


Народные восстания 


Культура 


5. Вывод:
- Ребята давайте посмотрим сколько + , и - . Что больше? Какой вывод можно сделать? Пётр I является великим реформатором? 
Ответы учащихся.  
Вопреки времени, историческая память сохранила его в веках как Петра Великого, что уже свидетельствует о его реформаторской деятельности. За четверть века он смог создать державу, с которой стали считаться в мире, прорубив ?окно?, он ?открыл? Россию для мира  и мир для России.
6. Оценки за работу на уроке.
 - Всем спасибо за активную работу, до свидания!
Литература: 
История России конец 16 -18 века поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Волгоград. 2005
Данилов А.А., Косулина Л.Г.   “История России. 17-18 века”: учебник для 8кл. общеобразовательных учебных заведений. М.: 2002.