* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Title {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Заголовок Знак {font-size: 26pt; color: #17365D;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Методическая разработка занятий по хореографии

«Народно-сценический танец»

Пименова Татьяна Викторовна,

Педагог дополнительного образования

Описание материала

Разрабатываемый методический материал по хореографии содержит три плана уроков по народно-сценическому танцу. Разработанные уроки ориентированы на различные возрастные категории учащихся.

1. Обзор урока "Музыкально-ритмические упражнения как фундамент развития музыкальности и чувства ритма у детей младшего возраста (6-8 лет)"

2. Обзор урока "Формирование сценической фигуры в национальных танцах" для учащихся среднего возраста (9-12 лет).

3. Разработанный план урока по народному сценическому танцу для учащихся старшего возраста (13-15 лет).

4.Литература

Пояснительная записка.

Введение

Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей ещё маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формируют атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым. Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.п.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Хороводы: Эти танцы представляют собой простую, но выразительную форму народного искусства. Хороводы играют значимую роль в праздниках, символизируя единство и общность народа. Они могут варьироваться от медленных до быстрых, создавая различные настроения в зависимости от события.

Танцевальные движения: Основные элементы, такие как русский переменный шаг и различные варианты простого шага, составляют основу хороводов. Эти движения гармонично сочетаются, создавая яркий визуальный эффект и подчеркивая красоту исполнения.

Композиционное построение: Названия, такие как «Цепочка» или «Плетень», не только описывают рисунок танца, но и связывают его с культурным контекстом. Важно, чтобы исполнители осознавали значение названий, что делает их исполнение более глубоким и осмысленным.

Кадрили: Эти танцы имеют свои особенности и интересны благодаря разнообразию фигур. Использование четких линий и форм, таких как звезды и зигзаги, демонстрирует мастерство исполнителей и создает динамику и визуальный интерес. Таким образом, русские народные танцы не только представляют собой развлечение, но и несут в себе историческую и культурную ценность, отражая богатство русской традиции и народного духа.

Помимо танцев с завершенной формой, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Содержание танца проявляется не только в его композиции или рисунке, но и в языке движений. В русском танце значительное место занимает дробь. Красота исполнения дроби заключается не в силе удара о пол, а в легкости. Чем проще ритмический рисунок, тем интереснее танец. Дробь может исполняться в любом темпе — быстром, среднем и медленном. Мелкие окончания, «ключи», завершают мелодию и все движение.

В русском народном танце движения девушек и мальчиков имеют ярко выраженные различия, что отражает не только индивидуальные качества каждого пола, но и культурные традиции, связанные с этими танцами.

У девочек движения, как правило, плавные, спокойные и выразительные. Танцы исполнены сдержанности, благородства и грации. Каждая позиция ног и рук имеет важное значение; кроткое и скромное выполнение движений подчеркивает их женственность. В танцах девочек присутствуют элементы игривости и кокетства, которые придают им особую изюминку. Эти качества создают атмосферу легкости, а также демонстрируют их собственное достоинство.

В отличие от девочек, движения мальчиков в народных танцах отличаются большей резкостью и задором. Мальчики танцуют с таким же благородством, но их движения более ритмичные и четкие. Подскоки и присядки гармонично чередуются, простые дроби переходят в сложные ритмические рисунки. Одним из характерных элементов танца у мальчиков являются «хлопушки» — удары ладонью по ноге или по другим частям тела. Эти элементы исполняются с особой четкостью и ритмичностью и почти всегда сочетаются с притопами, подскоками и дробями, создавая динамичное и энергичное исполнение.

Таким образом, сочетание различных танцевальных стилей и элементов у девочек и мальчиков способствует созданию яркого и многогранного образа русского народного танца. Каждый стиль не только отражает характер исполняющего, но и подчеркивает культурные и исторические корни русского народа, создавая уникальную атмосферу праздника и радости в каждом танце.

Обзор урока "Музыкально-ритмические упражнения как фундамент развития музыкальности и чувства ритма у детей младшего возраста (6-8 лет)"

Тема занятия:

«Музыкально-ритмические упражнения как основа развития музыкальности и ритмичности детей в народном характере»

Возраст детей:

8 лет, первый год обучения (1базовый уровень)

Цель:

- способствовать развитию музыкально-ритмических способностей детей.

Задачи занятия:

- формировать умение выполнять движения под музыку;
- закрепить порядок и правила выполнения движений партера;
- развить музыкально-ритмический слух;
- воспитать навыки работы в коллективе.

Тип занятия:

практическое занятие.

Форма организации занятия:

фронтальная.

Организационно-педагогическое обеспечение занятия

1.Технические средства и оборудование:
- станок

- музыкальный центр
Предварительная подготовка.
С первых дней занятия проводились в определенной последовательности. В начале дети медленно изучали движения (вместе с педагогом), на каждом занятии добавлялись по 2-3 новых упражнения. Нагрузка на мышцы увеличивалась с каждой неделей, в соответствии с возрастными, физическими особенностями детей.

Методы и приёмы:

- рассказ педагога;
- показ педагога;
- объяснение педагога;
- метод тренажа;
- показ детей;
- наглядные (показ движений учащимися);
- музыкально-ритмические игры.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть (3 мин.)
- поклон
- сообщение темы занятия
2.Основная часть (37 мин.)
- разминка на середине зала
- ритмопластика в партере
- одинарные и тройные хлопки
- движения по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки
- танцевальные элементы
3.Заключительная часть – (5 мин.)
- ритмические игры
- поклон

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационная часть:

настрой на занятие, поклон педагогу и гостям

2.Основная часть: разминка мышц шеи, плеч, корпуса.

Повороты, наклоны головы, наклоны корпуса выполняются точно под музыку. Первые 2-3 раза исполнения упражнения дети выполняют под счет и показ педагога, затем самостоятельно считают музыку и выполняют элементы. Этим проверяются знания детей о правилах и технике исполнения движений под музыку: детям предлагается «совершить путешествие в зоопарк».

Первое животное, которое дети «увидят» - жираф (вытянутая шея, прямая спина, высоко держит голову). Чтобы легко идти по зоопарку, исполняем движения стопой (натянутой, сокращённой), ногами (поочередное поднимание натянутых ног). Во время «прогулки» по зоопарку «увидели ежика» (упражнение на укрепление позвоночника - «кошка»).

На пути встречаем водоем, в котором живет лягушка (упражнение для выворотности бедер - «лягушка» с наклоном корпуса) и крокодил (упражнения лежа на спине «крокодил» - поочередное медленное поднимание и опускание ног («плуг»), поочередное быстрое поднимание и опускание натянутых ног «ножницы»).

Попрощавшись с обитателями водоема, идем дальше и видим на полянке избушку, в которой горит свечка (упражнение «свечка») и стоит береза (упражнение «березка»). «Течет речка» и, чтобы перейти на другой берег, надо пройти по мостику (упражнение на развитие эластичности и гибкости позвоночника - «мостик»).

Упражнения, выполняются лежа на животе.

«Начался» дождик, и мы вынуждены вернуться к избушке (упражнение – «велосипед»).

Дождик кончился» и мы спускаемся к речке, а там стоит лодочка (упражнение на развитие и укрепление мышц спины «лодочка»).

«Высоко светит солнце» - детям предлагается на него посмотреть (упражнение на развитие гибкости и эластичности позвоночника (перегибы корпуса назад - «колечко») «Посмотрев вниз в воду, увидели рыбку (упражнение «рыбка»).

«Вот причалили к берегу, достали свои корзиночки (упражнение «корзиночка») «Отдохнув, пошли дальше» (расслабление)

«Вот на встречу к нам выбегает кот» - (упражнение «кошка»), высоко держа свой хвостик (стоя на четвереньках: поочередное поднимание и опускание натянутых ног)

Педагог спрашивает: понравилось ли «путешествие по зоопарку»?

Дети отвечают, хлопают (упражнение с хлопками под музыку), прыгают (прыжки)

Выполнение одинарных и тройных хлопков (отдельно и в сочетании)

Выполнение движений по диагонали: поскоки, галоп, галоп с поворотом, шаг польки

Выполнение танцевальных элементов.

3. Заключительная часть.

Игра - миниатюра в народном характере. Этюд «Чаепитие у самовара»

Результативность.

Для того, чтобы проверить усвоение материала, детям дается возможность самостоятельно, без помощи педагога, выполнить упражнение ритмично, в соответствии с музыкой.

Педагог подводит итоги и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям.

Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.

Обзор урока "Формирование сценической фигуры в национальных танцах" для учащихся среднего возраста (9-12 лет)

Раздел:

Народно-сценический танец.

Возраст:

11-14 лет (4 год обучения 2 базовый уровень)

Тема занятия:

«Работа над созданием сценического образа в народном танце»

Цель занятия:

достичь эмоционального и выразительного исполнения танцевальных элементов народного танца

Задачи:

•закрепить теоретические и практические знания у воспитанников по основам народного танца
•применить полученные знания и умения для раскрытия сценического образа в исполнении танцевальных этюдов, композиций

•развивать технику исполнения упражнений народно-сценического тренажа у станка и на середине;

•воспитать чувство коллективизма
•формировать сценическую культуру

Тип занятия:

Комбинированное, практическое

Форма организации занятия:

фронтальная

Методы обучения:

• Словесные (объяснение, диалог)

• Практическая работа (показ обучающимися)

Организационно-педагогическое обеспечение занятия

Технические средства и оборудование:

- станок

- музыкальный центр

Структура занятия:

1.Организационный момент (3 минуты)
- построение детей на занятие, знакомство с темой занятия
- поклон приветствие педагогу и гостям.

2.Основная часть(40 минут)
Экзерсис у станка:
Упражнения для развития подвижности стопы:
• маленькое, большое приседание в русском характере
• скольжение ногой по полу в белорусском характере
• бросок ноги на 45* в украинском характере
• круговые движения ногой по полу в венгерском характере
• каблучные упражнения в татарском характере
• бросок ноги на 90* в русском характере.
На середине зала:
Теоретическая часть:
Работа над созданием сценического образа в постановках «Зареченская напарочка», «Яблочко». Формы, методы и приёмы, способствующие его созданию и раскрытию.
Практическая часть:
Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных элементов и комбинаций (упражнения выполняются точно под музыку с эмоциональным и выразительным исполнением).
Вращение по диагонали в народном характере. Танцевальная постановка «Яблочко» и «Зареченская напарочка»
3.Заключительная часть занятия (2 минуты)
• подведение итогов занятия
• поклон.

Ход занятия

1.Организационная часть включает в себя ознакомление детей с темой занятия и поклон педагогу и гостям.

2.Основная часть начинается с диалога педагога с обучающимися.

Перед началом народного тренажа педагог спрашивает об отличии народного тренажа от классического. Дети четко и подробно отвечают на поставленные вопросы педагога, тем самым напоминают себе о правильности и характере исполнения народных комбинаций у станка. Во время исполнения народного тренажа, педагог следит за правильной осанкой, постановкой головы, позициями рук, грамотном выполнении движений. После исполнения каждой комбинации педагог проводит краткий анализ работы с выявлением ошибок, сделанных обучающимися.

После выполнения народного экзерсиса у станка педагог приглашает группу на середину для отработки движений из танцевальных композиций, этюдов с передачей соответствующего характера.

Педагог напоминает тему, замысел и идею танцевальной постановки «Яблочко», рассказывает историю событий и фактов, которые отражает хореографическая постановка. Такой подход помогает детям настроиться и сконцентрироваться на самом главном, на передаче сценического образа в композиции, на эмоциональном и выразительном исполнении танцевального номера. На середине зала педагог предлагает повторить и отработать наиболее сложные танцевальные комбинации, акцентируя внимание обучающихся на грамотном выполнении каждого элемента движения.

В заключении группа показывают композицию «Яблочко», «Зареченская напарочка» с эмоциональным и выразительным исполнением, создавая сценический образ в каждой постановке.

3. В заключительной части занятия педагог подводит итоги проведенного занятия и благодарит обучающихся за трудолюбие и добросовестное отношение к занятиям. Занятие заканчивается поклоном педагогу и гостям.

Разработанный план урока по народному сценическому танцу для учащихся старшего возраста (13-15 лет)

Раздел:

Народно-сценический танец.

Группа:

14-17 лет (7год обучения продвинутый уровень).

Тема занятия:

«Работа над созданием образа в хореографической композиции «Ради будущего...»

Цель занятия:

достичь эмоционального и выразительного исполнения хореографической композиции «Ради будущего...»

Задачи:

-продолжить знакомство с замыслом, темой и идеей хореографической постановки «Ради будущего»

- повторить наиболее сложные танцевальные комбинации из постановки, акцентируя внимание обучающихся на характере их исполнения
- применить полученные знания умения и навыки для раскрытия сценического образа в хореографической постановке «Ради будущего...».

Тип занятия:

Занятие закрепления знаний

Форма организации занятия:

Фронтальная

Методы обучения:

- словесные (объяснение, рассказ, диалог)
- методы практической работы
Оборудование:
- станок
- музыкальный центр
Структура занятия:

1.Организационный момент (3 минуты)
- построение группы на занятие, знакомство с темой занятия.
- поклон педагогу и гостям.
2. Основная часть (40 минут)
3. Заключительная часть (2 минуты)
- подведение итогов занятия.
- поклон.

Ход занятия:

1.Организационный момент: поклон - приветствие.
Построение группы на занятие, знакомство с темой, основной целью занятия.
2. Основная часть.
I часть Экзерсис у станка (15 минут)
1. Приседания
2. Упражнения развития подвижности стопы
3. Маленькие броски
4. Круговые движения ногой по полу и по воздуху
5. Каблучные упражнения
6. Деволюпе
7. Низкие развороты стопы
8. Упражнение с ненапряженной стопой;
9. Наклоны корпуса;
10.Подъём ноги на 90°;
11.Большие броски.
II часть (на середине зала) теоретическая часть (5 минут):
- История событий и фактов;
- Понятие «сценический образ»
- Формы, методы и приемы, способствующие его созданию и раскрытию
Практическая часть (20 минут)
- Повторение и закрепление ранее изученных танцевальных комбинаций
- Соединение танцевальных комбинаций в композицию «Ради будущего...»
3. Заключительная часть занятия (3 минуты)
1. Подведение итогов занятия. Педагог совместно с обучающимися обсуждают результаты занятия.
2. Поклон.

Литература
Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка. Учебное пособие для вузов [Текст]/ Г.П. Гусев. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
Ивинг В.П., Окунева В.В. Русские пляски для детей [Текст] / В.П. Ивинг, В.В. Окунева. – М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979
Климов, А. А. Основы русского народного танца [Текст] / А.А. Климов.- М.: Искусство, 1981. – 270с