План-конспект урока по истории России для 9 класса Учитель истории: Безух Т.Ю. Тема урока: "Развитие науки и техники"Учебник: История России, 9 класс, часть 1, под редакцией Торкунова, Просвещение, 2019. Цели урока: Предметные: Познакомить учащихся с развитием науки, образования и географических открытий в России в первой половине XIX века. Показать влияние реформ Александра I и образовательной политики Николая I на развитие образовательной системы. Изучить вклад русских ученых и путешественников в развитие науки и освоение новых территорий. Метапредметные: Развитие навыков анализа исторических источников и учебного текста. Формирование умения работать с картами, исторической хронологией, таблицами. Развитие коммуникативных умений через групповую работу, обсуждения и презентации. Личностные: Воспитание уважения к труду ученых, педагогов и путешественников. Формирование интереса к российской истории и культуре, развитие патриотизма. УУД (универсальные учебные действия): Предметные УУД: Понимать и характеризовать реформы Александра I и Николая I в области образования. Описывать достижения русских ученых и путешественников первой половины XIX века. Метапредметные УУД: Познавательные: умение находить и выделять нужную информацию в учебнике; работать с историческими картами и таблицами. Коммуникативные: умение сотрудничать в группах, выражать свое мнение в обсуждениях, формулировать выводы. Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование своей работы, рефлексия о ходе и результатах учебной деятельности. Оборудование: Учебник "История России, 9 класс, часть 1" под редакцией Торкунова. Презентация по теме урока. Рабочие листы. Раздаточный материал. Тип урока: Урок изучения нового материала. Формы работы: Лекция учителя, беседа, работа с учебником, работа в группах, обсуждение, презентация. Ход урока I. Организационный момент (2-3 минуты) Приветствие учащихся. Проверка присутствующих. Настрой на работу: краткое объяснение значимости темы урока. II. Введение в тему (5 минут) Мотивация: Вопрос к классу: ?Как вы думаете, почему развитие науки, образования и географических исследований важно для любой страны, особенно в XIX веке??(Ответы учеников — развитие технологий, промышленности, расширение территорий, прогресс общества). Краткий обзор ситуации в России начала XIX века: формирование новых общественных запросов, необходимость модернизации экономики, образования и расширение географических знаний о мире. Формулировка темы: ?Развитие науки и техники?. III. Изучение нового материала (35 минут) Реформы Александра I в области образования (7-8 минут) Создание Министерства народного просвещения (1802): введение централизованного управления системой образования. Четыре образовательных округа: деление страны на учебные округа для повышения доступности образования. Учреждение новых учебных заведений: открытие университетов (Казанский, Харьковский, Петербургский), Царскосельский лицей (1811). Создание уставов: уставы университетов и гимназий, регулирующие их деятельность, были более либеральными. Развитие всех уровней образования: от начальных училищ до университетов. Задание для учащихся: работа с текстом учебника, выписать основные реформы в образовании при Александре I. Образовательная политика Николая I (7-8 минут) Консервативная образовательная реформа: сосредоточение на подготовке верноподданных граждан. Жёсткий контроль над университетами: ограничение студенческих свобод, ужесточение требований к преподаванию. Три разряда учебных заведений: Учреждения для дворян (лицеи и гимназии). Училища для детей городских сословий. Обучение детей крестьян и низших сословий. Цензура и контроль: усиление цензуры над книгами и учебной литературой. Задание для учащихся: сравнить реформы Александра I и политику Николая I в образовании, выписав ключевые различия. Развитие науки в первой половине XIX века (5 минут) Основные научные направления: естественные науки, история, география, математика. Выдающиеся ученые: Н.И. Лобачевский: создание неевклидовой геометрии. В.В. Петров: исследования в области электричества. Н.М. Карамзин: ?История государства Российского?. Задание для учащихся: заполнить таблицу "Научные достижения первой половины XIX века", указав ученого, его открытие и значение его работы. Русские путешественники и географические открытия (10 минут) Кругосветные экспедиции: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский (1803–1806) — первая русская кругосветка, исследования Тихого океана. Ф.Ф.Беллинсгаузен: вторая кругосветная экспедиция. Команда достигла берегов Антарктиды, став первооткрывателями этого континента. Е.В.Путятин: в 1822-1825 гг. совершил еще одно кругосветное путешествие. В 1855г. с дипломатический миссией побывал в Японии и заключил договор. Г.И.Невельской: доказал, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. Он открыл и исследовал Амурский лиман, установив, что устье реки Амур свободно для мореплавания. Также он основал Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), закрепив эти территории за Россией. Задание для учащихся: на карте показать маршруты кругосветных экспедиций и географических открытий русских путешественников. IV. Закрепление материала (10 минут) Беседа по вопросам: В чем заключались основные реформы Александра I в области образования? Какие изменения в образовательной политике произошли при Николае I? Какие достижения русских ученых и путешественников вы запомнили? Работа в группах: Ученики делятся на 3-4 группы. Каждая группа готовит мини-презентацию (1-2 минуты) о реформах Александра I или Николая I, либо о конкретной экспедиции. V. Итоги урока (5 минут) Обобщение: Повторение основных моментов урока. Оценивание активности учеников. Домашнее задание: Прочитать материал учебника о развитии науки, образования и географических исследований в первой половине XIX века стр.97-102 Подготовить сообщение о вкладе одного из ученых или путешественников первой половины XIX века. VI. Рефлексия (2-3 минуты) Вопрос к классу: Что нового вы узнали на уроке? Что было самым интересным? Рабочий лист по теме: "Развитие науки и техники"История России, 9 класс ФИО ученика: _________________________ Дата: ________________________________ Задание 1. Реформы Александра I в области образования Прочитайте соответствующий раздел в учебнике (стр.101) и выполните задания: Заполните таблицу. Впишите основные реформы Александра I в области образования: Направление реформ Описание реформы Министерство народного просвещения Система образовательных округов Учреждение университетов Развитие начального и среднего образования Вопросы для обсуждения: Как создание Министерства народного просвещения повлияло на систему образования в России? В чем заключалась особенность образовательных округов? Задание 2. Образовательная политика Николая I Сравните образовательные реформы Александра I и политику Николая I, используя текст учебника. Заполните таблицу, выписав ключевые особенности образовательной политики Николая I: Направление образовательной политики Николая I Описание Система образования для разных сословий Контроль над университетами Цензура и контроль над учебными материалами Вопросы для обсуждения: Почему политика Николая I в образовании считается более консервативной по сравнению с Александром I? Как изменения в образовательной системе сказались на обществе? Задание 3. Научные достижения в первой половине XIX века Изучите раздел учебника(стр.98-99) о развитии науки и заполните таблицу: Ученый Достижение Открытие Значение открытия Н.И. Лобачевский В.В. Петров Н.М. Карамзин Б.С.Якоби П.Л.Шиллинг П.П.Аносов Н.И.Пирогов Задание 4. Русские путешественники и их открытия Используя текст учебника и карту (стр.99-101), заполните таблицу: Путешественник Экспедиция и исследование Значение для науки И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский Первая русская кругосветная экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузен Е.В.Путятин Г.И.Невельской Задание 5. Обсуждение в группах Подготовьте короткую презентацию (1-2 минуты) по одному из предложенных вопросов: Каковы были основные реформы Александра I в области образования? Чем образовательная политика Николая I отличается от реформ Александра I? Какие открытия русских ученых или путешественников оказали наибольшее влияние на науку?
Развитие науки и техники