План-конспект урока по истории России для 9 класса
Учитель истории: Безух Т.Ю.
Тема урока: "Развитие науки и техники"Учебник: История России, 9 класс, часть 1, под редакцией Торкунова, Просвещение, 2019.
Цели урока:
Предметные:
Познакомить учащихся с развитием науки, образования и географических открытий в России в первой половине XIX века.
Показать влияние реформ Александра I и образовательной политики Николая I на развитие образовательной системы.
Изучить вклад русских ученых и путешественников в развитие науки и освоение новых территорий.
Метапредметные:
Развитие навыков анализа исторических источников и учебного текста.
Формирование умения работать с картами, исторической хронологией, таблицами.
Развитие коммуникативных умений через групповую работу, обсуждения и презентации.
Личностные:
Воспитание уважения к труду ученых, педагогов и путешественников.
Формирование интереса к российской истории и культуре, развитие патриотизма.
УУД (универсальные учебные действия):
Предметные УУД:
Понимать и характеризовать реформы Александра I и Николая I в области образования.
Описывать достижения русских ученых и путешественников первой половины XIX века.
Метапредметные УУД:
Познавательные: умение находить и выделять нужную информацию в учебнике; работать с историческими картами и таблицами.
Коммуникативные: умение сотрудничать в группах, выражать свое мнение в обсуждениях, формулировать выводы.
Регулятивные: постановка учебной задачи и планирование своей работы, рефлексия о ходе и результатах учебной деятельности.
Оборудование:
Учебник "История России, 9 класс, часть 1" под редакцией Торкунова.
Презентация по теме урока.
Рабочие листы.
Раздаточный материал.
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Формы работы:
Лекция учителя, беседа, работа с учебником, работа в группах, обсуждение, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент (2-3 минуты)
Приветствие учащихся.
Проверка присутствующих.
Настрой на работу: краткое объяснение значимости темы урока.
II. Введение в тему (5 минут)
Мотивация:
Вопрос к классу: ?Как вы думаете, почему развитие науки, образования и географических исследований важно для любой страны, особенно в XIX веке??(Ответы учеников — развитие технологий, промышленности, расширение территорий, прогресс общества).
Краткий обзор ситуации в России начала XIX века: формирование новых общественных запросов, необходимость модернизации экономики, образования и расширение географических знаний о мире.
Формулировка темы: ?Развитие науки и техники?.
III. Изучение нового материала (35 минут)
Реформы Александра I в области образования (7-8 минут)
Создание Министерства народного просвещения (1802): введение централизованного управления системой образования.
Четыре образовательных округа: деление страны на учебные округа для повышения доступности образования.
Учреждение новых учебных заведений: открытие университетов (Казанский, Харьковский, Петербургский), Царскосельский лицей (1811).
Создание уставов: уставы университетов и гимназий, регулирующие их деятельность, были более либеральными.
Развитие всех уровней образования: от начальных училищ до университетов.
Задание для учащихся: работа с текстом учебника, выписать основные реформы в образовании при Александре I.
Образовательная политика Николая I (7-8 минут)
Консервативная образовательная реформа: сосредоточение на подготовке верноподданных граждан.
Жёсткий контроль над университетами: ограничение студенческих свобод, ужесточение требований к преподаванию.
Три разряда учебных заведений:
Учреждения для дворян (лицеи и гимназии).
Училища для детей городских сословий.
Обучение детей крестьян и низших сословий.
Цензура и контроль: усиление цензуры над книгами и учебной литературой.
Задание для учащихся: сравнить реформы Александра I и политику Николая I в образовании, выписав ключевые различия.
Развитие науки в первой половине XIX века (5 минут)
Основные научные направления: естественные науки, история, география, математика.
Выдающиеся ученые:
Н.И. Лобачевский: создание неевклидовой геометрии.
В.В. Петров: исследования в области электричества.
Н.М. Карамзин: ?История государства Российского?.
Задание для учащихся: заполнить таблицу "Научные достижения первой половины XIX века", указав ученого, его открытие и значение его работы.
Русские путешественники и географические открытия (10 минут)
Кругосветные экспедиции: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский (1803–1806) — первая русская кругосветка, исследования Тихого океана.
Ф.Ф.Беллинсгаузен: вторая кругосветная экспедиция. Команда достигла берегов Антарктиды, став первооткрывателями этого континента.
Е.В.Путятин: в 1822-1825 гг. совершил еще одно кругосветное путешествие. В 1855г. с дипломатический миссией побывал в Японии и заключил договор.
Г.И.Невельской: доказал, что Сахалин является островом, а не полуостровом, как считалось ранее. Он открыл и исследовал Амурский лиман, установив, что устье реки Амур свободно для мореплавания. Также он основал Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), закрепив эти территории за Россией.
Задание для учащихся: на карте показать маршруты кругосветных экспедиций и географических открытий русских путешественников.
IV. Закрепление материала (10 минут)
Беседа по вопросам:
В чем заключались основные реформы Александра I в области образования?
Какие изменения в образовательной политике произошли при Николае I?
Какие достижения русских ученых и путешественников вы запомнили?
Работа в группах:
Ученики делятся на 3-4 группы. Каждая группа готовит мини-презентацию (1-2 минуты) о реформах Александра I или Николая I, либо о конкретной экспедиции.
V. Итоги урока (5 минут)
Обобщение: Повторение основных моментов урока.
Оценивание активности учеников.
Домашнее задание:
Прочитать материал учебника о развитии науки, образования и географических исследований в первой половине XIX века стр.97-102
Подготовить сообщение о вкладе одного из ученых или путешественников первой половины XIX века.
VI. Рефлексия (2-3 минуты)
Вопрос к классу: Что нового вы узнали на уроке? Что было самым интересным?
Рабочий лист по теме: "Развитие науки и техники"История России, 9 класс
ФИО ученика: _________________________
Дата: ________________________________
Задание 1. Реформы Александра I в области образования
Прочитайте соответствующий раздел в учебнике (стр.101) и выполните задания:
Заполните таблицу. Впишите основные реформы Александра I в области образования:
Направление реформ
Описание реформы

Министерство народного просвещения




Система образовательных округов




Учреждение университетов




Развитие начального и среднего образования


Вопросы для обсуждения:
Как создание Министерства народного просвещения повлияло на систему образования в России?
В чем заключалась особенность образовательных округов?
Задание 2. Образовательная политика Николая I
Сравните образовательные реформы Александра I и политику Николая I, используя текст учебника.
Заполните таблицу, выписав ключевые особенности образовательной политики Николая I:
Направление образовательной политики Николая I
                  Описание

Система образования для разных сословий
  


Контроль над университетами




Цензура и контроль над учебными материалами


Вопросы для обсуждения:
Почему политика Николая I в образовании считается более консервативной по сравнению с Александром I?
Как изменения в образовательной системе сказались на обществе?
Задание 3. Научные достижения в первой половине XIX века
Изучите раздел учебника(стр.98-99) о развитии науки и заполните таблицу:
Ученый
          Достижение  Открытие
                                  Значение открытия

Н.И. Лобачевский




В.В. Петров




Н.М. Карамзин
Б.С.Якоби

П.Л.Шиллинг

П.П.Аносов

Н.И.Пирогов




Задание 4. Русские путешественники и их открытия
Используя текст учебника и карту (стр.99-101), заполните таблицу:
Путешественник
Экспедиция и исследование
Значение для науки

И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский

Первая русская кругосветная экспедиция


Ф.Ф.Беллинсгаузен








Е.В.Путятин


Г.И.Невельской






Задание 5. Обсуждение в группах
Подготовьте короткую презентацию (1-2 минуты) по одному из предложенных вопросов:
Каковы были основные реформы Александра I в области образования?
Чем образовательная политика Николая I отличается от реформ Александра I?
Какие открытия русских ученых или путешественников оказали наибольшее влияние на науку?