МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 15 г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
План-конспект урока
по предмету: «Изобразительное искусство»
на тему: «Одежда говорит о человеке. Китай»
5 класс
Разработала:
Учитель ИЗО
Абибуллаева Л.Х.
Феодосия, 2024
Цели и задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая, показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой и мифологией, показать отличия в одежде разных сословий Китая; научить создавать эскиз костюма, передавая единство формы и декора;
Развивающие: развивать умения видеть и создавать красивые образцы искусства, умения наблюдать и фантазировать при создании образных форм, передавая их единство силуэта и декора, знания по построению композиции украшения, цветовой гармонии;
Воспитательные: воспитывать интерес искусству на примере образцов искусства Средневековья, расширять культурный кругозор, воспитывать любовь к труду через успешное выполнение творческих работ, аккуратность при их выполнении.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать какую роль играет декоративное искусство в жизни человека; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; использовать средства информационных совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.
Личностные: понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе
Оборудование и материалы: презентация «Одежда говорит о человеке. Древний Китай», китайская музыка, мультимедийное оборудование; наглядный материал по теме (папка), художественные и раздаточные материалы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Организационный момент.
Звучит тихо китайская классическая «Чистая музыка гуцинь».
Учитель: Добрый день ребята! Давайте улыбнемся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация опорных знаний:
Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Это мировоззрение проявляется в архитектуре, национальном костюме и предметах обихода. Мы на прошлом уроке рассматривали культуру Древнего Египта. В чем отразилось мировоззрение древних египтян?
Ученик: Мировоззрение древних египтян отразилось в декоративном искусстве.
Учитель: Как переводится слово «декор»?
Ученик: Украшать.
Учитель: В чем суть декора?
Ученик: Выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять
и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и
профессиональному признакам
Учитель: Для чего человеку нужна одежда?
Ученик: Греет, защищает, скрывает недостатки фигуры, позволяет различать людей по профессиональным признакам.
Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения
человека в обществе, т. е. его социальной роли. Какие вы знаете отличия в
одежде высших и низших сословий общества?
Ученик: У людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд и постарайтесь определить
тему урока.
(Слайд 2)
Вспомогательные вопросы:
- Из какой страны эти люди?
- Как вы догадались?
- Как вы думаете, когда так люди одевались?
Ученики: Из Китая, определили по одежде.
Учитель: Попробуйте назвать тему нашего урока.
Ученик: Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая.
Актуализация знаний
Учитель: Одежда может быть особым знаком положения человека в обществе. На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством
народов Востока, в частности, Древнего Китая.
Китай – страна властных императоров, удивительных изобретений и не менее удивительных традиций, которые бережно хранятся китайцами и чтутся по
сей день. Что вы можете рассказать о Китае?
Ученик: Китай – от старославянского «кита» - стена (отсюда Китай –
страна, расположенная за Великой китайской стеной).
(Слайд 3)
Ученик: Китай – третья по величине страна в мире.
Ученик: Великая китайская стена – самая длинная стена в мире. Она так
велика, что ее видно даже из космоса! Она простирается почти на 6000 км. И
достаточно широка: по ней бок – обок могут проскакать пять лошадей.
(Слайд 4)
Ученик: Терракотовая армия – состояла из 7000 воинов, 600 лошадей и 125
колесниц. У каждого воина было настоящее оружие. У всех терракотовых воинов
разное выражение лица.
(Слайд 5)
Ученик: Пагоды – это хранилища священных реликвий. Пагоды обозначают святые места.
(Слайд 6)
Ученик: Традиционная одежда китайцев – халат с широкими рукавами. Халаты знатных вельмож и богатых людей украшали вышивкой и росписью.
(Слайд 7)
Учитель: Декоративно-прикладное искусство Китая, так же, как и искусство других народов, тесно связано с мифологическими представлениями, уходящими в глубокую древность
Ученик: Согласно китайскому мифу первоначально мир состоял их многочисленных мельчайших частиц, в какой-то момент легкие светлые частицы поднялись вверх, а тяжелые, темные упали вниз. Из светлых частиц, получивших
название ян, образовалось небо, из темных – инь – земля. Взаимосвязь ян и инь
породила в природе тепло и холод, свет и тьму, добро и зло. Существование ян
и инь является необходимым условием жизни, их сосуществование и чередование неизбежно, как чередование лета и зимы, дня и ночи.
Союзом ян и инь были порождены пять первоэлементов (пять стихий):
земля, вода, огонь, дерево, металл, от которых и произошло всё во Вселенной.
Взаимодействие пяти первоэлементов определило многообразие явлений и предметов природы: пять состояний погоды (дождь, холод, жара, ветер, ясная погода), пять цветов (желтый, белый, красный, синий, черный).
Ученик: Существует четыре священных существа: дракон, тигр, феникс и черепаха.
Китайцы верят, что дракон приносят удачу. Поэтому изображения этого животного можно увидеть повсюду: на стенах домов, крышах, одежде. Эти животные «принимают участие» во всех праздниках.
(Слайд 8)
Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Откройте учебник, прочитайте текст и попробуйте найти в нем
ответы на вопросы. Символом кого является дракон? (работа с текстом учебника)
Ученик: Дракон символ императора. Китайские императоры считались сынами небесного дракона. На протяжении веков именно дракон был символом императорского дома. Дракон красовался на государственном гербе. Среди изображений двенадцати символов на халате императора одним из главных был дракон.
Учитель: Какой цвет использовался как цвет символ императора?
Ученик: Символом императора Китая был желтый цвет. Желтый цвет –
цвет золота, как и дракон, был символом императора.
Управлять страной императору помогали чиновники.
Учитель: Как вы считаете, какое животное может являться символом чиновников в Древнем Китае?
Ученик: Символом чиновников были летящие птицы.
На одеждах чиновников обычно были вышиты летящие птицы. На халате
чиновника высшего ранга был вышит – журавль. А всего было 9 рангов, каждый
из которых символизировала своя птица (желтый сазан, павлин, дикий гусь, серебряный фазан, белая цапля, утка-мандаринка).
Учитель: Какой цвет является символом чиновников?
Ученик: Коричневый и красный цвета являются символов чиновников.
Одежда могла быть коричневого или красного цвета.
Учитель: Какое животное может быть символом военных?
Ученик: Хищные животные являются символом военных. Халат военного
чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного: барса, тигра, льва.
Цвет халата был белый или красный. У молодого война – голубой или синий.
Учитель: Как были одеты простые люди?
Ученик: Халаты простых горожан были гораздо проще. Не такие яркие и со
скромным орнаментом. Одежда бедняков была однотонной, чаще белого цвета.
(Слайд 9)
Учитель: Попробуйте угадать, что обозначают эти символы.
Ученик: Пионы – символ знатности, богатства, прихода весны.
Персики – символ бессмертия, долгожительства.
Цветы персика – символ юной девушки.
Бабочка – символ бессмертия, красоты.
(Слайд 10)
Физкультминутка
Учитель: Ребята, давайте немного отдохнем и повторим движения китайского народного танца.
Стали дети наклоняться,
Стали дети выпрямляться, (Наклоны туловища вперед.)
Наклоняться, выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться.
Стали дети приседать, (Приседания.)
Потом вместе всем вставать,
Приседать, потом вставать,
Приседать, потом вставать. (Ходьба на месте)
Практическая работа
Учитель: Сейчас вы займетесь украшением китайской одежды (шаблонов)
декоративными элементами и подберёте нужный цвет одежды и украшений. Вы
можете выбрать один или два образца из предложенных (работа по группам).
Эта практическая работа может выполняться цветными гелиевыми ручками,
акварелью, гуашью или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А1 учитель
заранее выполняет шаблоны – «китайского императора», «придворной китайской дамы», «китайского воина», «китайского чиновника».
Задание по группам:
I группа – выполнить декоративные орнаменты (геометрические или растительные) для деталей китайского женского костюма: воротника, низа рукавов и
низа халата. Шаблоны костюма готовятся заранее и выдаются на уроке. В группе
может быть до 5 человека: один выполняет орнамент для воротника, другой –
для рукавов, третий – для низа верхнего халата, четвертый – для нижнего, пятый
подбирает цвета одежды, работает с учебником. Важно договориться о цветовой
гамме и элементах узора, чтобы орнаменты гармонировали друг с другом.
II группа – украсить халат китайского императора соответствующими изображениями и орнаментом.
III группа – выполнить декоративный рисунок для веера в виде цветущей
ветки персика. Рисунок для веера выполняется на половинке альбомного листа,
затем складывается гармошкой.
IV группа – украсить костюм китайского воина соответствующим орнаментом и выбрать цвет одежды
V группа – подобрать нужный цвет одежды чиновника и украсить орнаментом.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Обратите внимание, по каким критериям будут оцениваться ваши работы.
1. Оригинальность.
2. Соответствие изображения и принадлежности выбранного эскиза.
3. Эстетичность (гармоничное расположение на листе, соразмерность частей, уровень законченности графического или цветового решения изображения)
Учитель: Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (Учитель вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся). Что у вас получилось выполнить лучше всего? Что не получилось?
Поднимите руки, кто считает, что в полной мере справился с задачами этого
урока? (Предлагает критерии самооценки).
Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели.
Учащиеся закрепляют свои эскизы костюмов на доску.
Ребята объясняют значение декора (анализ, построение логической цепи рассуждений)
Просмотр и анализ выполненных работ (самооценивание)
Информация о домашнем задании.
Учитель: Урок подходит к концу. На доске и слайде записано домашнее задание:
Попробуйте создать костюм на выбор:
Китайского горожанина (горожанки)
Китайского крестьянина (крестьянки)
Используйте знания, полученные в ходе урока!
(Слайд 11)
Итоги урока. Реклефсия:
Учитель:
1. Где мы с вами сегодня «побывали» и с каким искусством познакомились?
2. Что вы узнали нового?
3. Какие образы вам запомнились? Назовите, объясните почему?
4. Можно ли по одежде судить о месте и роли человека в обществе?
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…