План-конспект занятия по теме: «Роботы и робототехника».

Цель: формирование у детей интереса и желания заниматься робототехникой

Задачи:

образовательные:

- познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства;

- формирование политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике;

- учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.

воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение при работе на уроке;

- воспитать культуру общения.

развивающие:

- развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;

-развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;

здоровьесберегающая:

- соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация.

Материалы: схемы сборки роботов, детали конструктора.

Основные понятия, используемые на занятии:  роботы и их применение, конструирование.

Формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.

Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

Воспитывать чувства справедливости, ответственности.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в понятиях «роботы», «конструирование».

Выделять детали заданной формы на готовом роботе.

Анализировать расположение деталей в роботе.

Составлять робота из частей.

Определять место заданной детали в конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать робота из деталей.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.

Создавать стандартные модели роботов из деталей.

Коммуникативные УУД:

Формировать умения работать  в группах.

Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,

 дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

Уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

Формировать умение определять цель деятельности на занятии.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать оценку педагога.

Формировать умение осуществлять 

познавательную

 и личностную

рефлексию.

План занятия:

Организационная часть занятия. (2 минут)

Сообщение нового материала. (15 минут)

Планирование деятельности.(3 минут)

Практическая работа. (20 минут)

Подведение итогов работы. (5 минут)

Ход урока

Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я проведу у вас урок технологии.

На партах лежат листочки контроля. Подписать.

- А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока, а плохое к концу обязательно станет хорошим.

Посмотрите на экран, мы с вами очутились на планете робототехники.

А кто проживает на этой планете вы поймете прослушав стихотворение.

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»

Скажите о ком говорится в стихотворении. Ответы детей (о роботах)

Планета робототехника на ней живут роботы. Значит тема урока: Роботы и робототехника.

Формулирование темы урока .

Какую цель поставим.

Цель: познакомиться с видами роботов и основными направлениями робототехники.

Задачи:

1.Узнать кто такой робот.

2. Какие функции выполняет робот.

3.Выполнить макет робота.

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники.  И я предлагаю вам отправиться в путешествие ….

2.Знакомство с новым материалом.

Ведущий: Мы живём в удивительное время, время внедрения робототехники. Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»?

-А вы знаете, кто такие роботы?

Робот-это  Автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. Он самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может, как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать самостоятельно. Слово «робот» обозначает – трудная работа. Наука, которая разрабатывает, а потом и создаёт роботов, называется «роботехника». Как называют людей, кто непосредственно занимается их созданием? Да, это конструкторы.

Ещё в далёкой древности люди мечтали создать существо, с огромным количеством рук, чтобы оно выполняло сразу много дел, эти образы остались в истории.

Первые попытки создать робота были у Архимеда, его катапульта и баллиста, которые помогали в боях с врагами.

Но первый человекоподобный механизм изготовил в 1495 г. Леонардо да Винчи. Это был механизм, одетый в рыцарские доспехи, приводился он в движение с помощью тросов и роликов. Этот рыцарь так ни разу и не побывал в бою.

- А теперь давайте познакомимся с типами роботов и функциями, которые они выполняют, но для этого сначала я попрошу выполнить задание. (работа в парах собрать пазлы)

Аптечный робот -

 

мини-складское

оборудование, которое устанавливается в 

аптеке

, аптечных складах и медицинских учреждениях для оптимизации хранения, поиска и выдачи медикаментов к рабочему месту фармацевта (первому столу) или для продажи непосредственно 

Андроид

 (человекообразный робот) от греч. слова «человек»

и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный

Могут выполнять функции как бытовых

ак и военных и промышленных роботов. А также могут летать в космос

Биоробот -

 человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело - органическое.

Промышленный робо

т — автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое формирует управляющие воздействия, задающие требуемые движения исполнительных органов манипулятора. Применяется для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций

Транспортный робот

 — автоматическая машина, представляющая собой совокупность манипулятора, перепрограммируемого устройства управления и ходового устройства.

Подводный робот 

- применения роботов в подводной среде.

Бытовой робот

  — 

робот

, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни.

Боевой робот 

(

военный робот

) — устройства 

автоматики

, заменяющие человека в 

боевых ситуациях

 для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека,

 

в 

военных целях

разведка

боевые действия

разминирование

 и тому подобное.

Зооробот

  - 

это

 

робот

, внешне напоминающий какое-либо животное.

Медицинский робот

 широко используются в медицине для диагностики и хирургических вмешательств.

Микроробот, Наноробот

-это управляемые устройства, способные не только двигаться, но и выполнять определенные виды задач. Например, связывать токсические вещества или контролируемо доставлять лекарства или гены в определенную область тела.

Робот-игрушка

Робот-официант

Робот-экскурсовод

Физминутка 
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

3.Практическая работа. (Повторить технику безопасности)

Предлагаю вам попробовать себя в роли конструкторов и создать макет робота.

На парте у каждого присутствует набор для конструирования.(различные коробочки)

Большой коробкой будет туловище, а одной маленькой – голова. Чтобы замаскировать коробки и сделать вид настоящего робота, понадобится обклеить их цветной бумагой. Лучше всего для этого взять золотистую или серебристую бумагу. Чтобы голова походила на голову, приклейте также к ней глаза и рот. Подойдет все что угодно: глаза можно сделать из пуговиц, рот — из пружины от авторучки, и не забудьте про антенны (без них робот будет неполноценным). Уши — тоже важная часть, их можно сделать из старых транзисторов. Остальные маленькие коробки пойдут на ноги — их так же надо будет оклеить бумагой. Ну а на руки пойдут коробки из-под чая. Прикрепите их к торцу большой коробки-туловища.

Какими инструментами мы будем пользоваться. Повторить технику безопасности.

Теперь поделка почти готова. Остается только добавить аксессуары, которые превратят ваши коробки в самого настоящего робота. Для этого подойдут любые старые радиодетали. Ваш маленький механический друг готов к игре.

4.Закрепление пройденного.

-Молодцы, ребята. Я предлагаю вам вспомнить кто такой робот?

Какие функции он выполняет.

Рефлексия:

Сегодня я узнал …

Я понял, что …

Я попробую …

Меня удивило …

Особенно мне понравилось …

Мне захотелось …

5. Домашнее задание.

Подготовить доклад о роботах, используемых в промышленности.

6. Подведение итогов.  

А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). И оцените работу на уроке. (Заполнить лист контроля)