Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Харада» с. Ульяновское, Республика Калмыкия

Согласовано

Заместитель директора по УВР

__________Манджиева Н.Х.

«______»__________2024г.

План работы по самообразованию

музыкального руководителя ВКК Трофименко Натальи Викторовны

на 2024-2025 учебный год

2024 год

 

1. Проблема.

2. Тема.

3. Этапы работы (цели, задачи, планирование работы, теоретическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования).

4. результат работы и формы его представления.

1.Проблема:

Не секрет, что плохая экология вызывает всѐ чаще у людей ухудшение здоровья, нервозные состояния, плохое настроение и утомляемость. Медики давно уже обратили внимание на благотворное влияние музыки и пения на здоровье людей. Причем, не обязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее.

Голос, данный человеку с самого рождения, является уникальнейшим музыкальным инструментом. Искусство пения – это, прежде всего искусство правильного дыхания, которое является важнейшим фактором нашего здоровья. Вокальные занятия являются профилактикой в первую очередь простудных заболеваний. Вокал нужен, чтобы “прокачивать” все наши трахеи и бронхи. Вокальная работа – отличная тренировка и вентиляция легких. Это очень важно для растущего организма ребенка, поэтому возникла необходимость большего внимания вокалу.

Актуальность:

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Пение это один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

- эмоциональная отзывчивость на музыку;

- ладовое чувство;

- музыкально слуховое представление;

- чувство ритма;

- кроме того, дети получают различные сведения о музыке.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением кровообращения, дыхания, улучшает детскую речь, развивает координацию голоса и слуха. В процессе пения активизируются умственные способности детей.

Наблюдая за детьми во время занятий, я сделала для себя несколько выводов - при исполнении произведения, дети поют:

- вяло, крикливо;

- весёлые песни исполняют тяжело;

- с песней, которая должна исполняться чуть подвижнее, дети не справляются, мало развита дикция.

- некоторые дети не слушают сидящих рядом и поют не дружно.

После таких наблюдений я поставила для себя нескольких задач:

- правильно работать с дыханием;

- помочь детям научиться правильно, владеть своим голосом;

- добиться чистого интонирования и исполнения произведений;

- развивать дикцию;

- учить слушать и слышать друг друга;

- развивать умение петь хором.

Имеется взаимосвязь певческих навыков:

- от правильной работы дыхания;

- от звукообразования;

- от звукоизвлечения;

- от дикции.

Поэтому на занятиях я планирую включать в работу речевые игры и упражнения, а так же пальчиковые игры, которые отвечают за речь, развивают творчество, фантазию.

Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижняя челюсть, губы, язык), поэтому для достижения

этой цели нужно применять артикуляционную и дыхательную гимнастику. Это такие упражнения как покусывание языка, верхней и нижней губы. Эти упражнения не только развивают певческий голос, но и способствует его охране, укрепляют здоровье ребёнка.

Планирую ввести в занятия приём игры с пением. Это такая вопросно - ответная форма упражнения закончить мелодию, начало которой уже спел педагог (или любой другой ребенок), эта игра способствует активизации внутреннего слуха, что тоже очень важно для пения.

Обязательно в работе над певческими навыками нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку, чтобы знать его возможности, его умения. Для работы над интонацией я применяю распевки и попевки.

Грамотное использование системы специальных упражнений, различных игр, позволит добиться положительных результатов в развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

2.Тема самообразования: «Пение как средство развития эстетического, психического и физического здоровья детей».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 г.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2025 г.

Цель самообразования:

- Укрепление физического дыхания детей, развитие психических способностей, совершенствование дикции и артикуляции, развитие музыкальной памяти.

Задачи:

Обучающие:
- обучать детей певческим умениям;
- выучить песни, указанные в программе;

Развивающее:

- развивать детский голос;

- формировать целостное представление об искусстве пения;

- формировать вокально-хоровые навыки; - выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;

- развить уровень исполнительского мастерства; - развить умение применять на практике полученные знания.

Воспитательные: - воспитывать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

3.Этапы работы по самообразованию:

1 этап - Подготовительный

Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.

2 этап - Основной

Предполагает внедрение в работу подготовительного материала.

3 этап - Заключительный

Предполагает самоанализ педагогической деятельности.

Этапы работы

Формы работы

Сроки

Подготовительный

1. Изучение передового педагогического опыта и литературы по выбранной теме.

2. Проведение и анализ диагностики музыкального развития с целью выявления одарённых детей и детей, нуждающихся в коррекционной помощи.

3.Формирование дидактического обеспечения: музыкального репертуара, фонотеки.

1.Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития музыкальных способностей.

2.Обработать диагностический материал.

3. Составление каталога литературы по изучаемой теме.

4. Посещение курсов, семинаров, работа в Интернете.

октябрь

В течение года

Основной

1. Создание развивающей среды

2. Работа с педагогическим коллективом.

3. Работа с родителями.

1. Осуществлять отбор содержания работы с учётом данной темы.

2. Составить картотеку нетрадиционных видов упражнений (пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения, музыкально - подвижные игры, игры- путешествия).

3. Изготовить демонстрационный материал и атрибуты к занятиям.

1. консультации

1.Провести анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в вопросах музыкального развития детей.

2. Консультации

3. Выступление на родительском собрании.

В течение года

Заключительный

1. Анализ результатов работы, затруднений.

1. Откорректировать планы для дальнейшей работы.

2. Проанализировать и дать оценку результатам работы за год.

Апрель- май

Ожидаемые результаты:

- дети смогут воспринимать песни разного характера, проявлять устойчивый интерес к вокальному искусству;

- петь естественным голосом, протяжно. Будут правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонировать;

- различать звуки по высоте, слышать движение мелодии, поступенное и скачкообразное;

- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок;

- сумеют контролировать слухом качество пения.

- выработается певческая установка. Смогут петь без музыкального сопровождения;

- будут проявлять интерес к вокальному искусству.

- внятно произносить слова, понимая их смысл, правильно пропевать гласные в словах и правильно произносить окончания слов;

- будут проявляться активность в песенном творчестве; петь дружно не отставая и не опережая друг друга.

План по самообразованию

Сроки

Работа с детьми

Работа с воспитателями

Работа с родителями

Литература

сентябрь

мониторинг

Консультация «Охрана детского голоса и её особенности»

Информация в родительский уголок об «О внешнем виде на музыкальных занятиях, на утренниках».

«Учите детей петь». Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина.

октябрь

Занятия для совершенствования дикции и артикуляции «Язычок -наш дружок».

консультация «Говорим ритмично и поём отлично»

Информация в родительский уголок и рекомендация «Язычок -наш дружок».

«Игровая методика обучения детей пению» О.Кацер.

«Распевки с элементами игры» Музыкальный руководитель №1.2010.с.5.

ноябрь

Использование упражнения для речи

«Встреча с любимым героем»

Занятие практическое «Упражнения для развития речи».

Информация в уголок для родителей.

Логоритмика Ю.А.Картушина. «Упр-я для подготовки голосового аппарата» «Муз.палитра»№5.06г№5.07г.

декабрь

Занятие с игровыми упражнениями «Дышится легко»

Показ с пояснением и рекомендацией «Работа с детьми над певческим дыханием».

Изготовление атрибутов к утренникам

Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду»

январь

Разучивание музыкальных попевок и приветствий.

Консультация «Колыбельные песенки»

Информация в родительский уголок «Народные игры в семье»

«Распевки с элементами игры» журнал Музыкальный руководитель №1.10.с.5., И.Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду»

февраль

Занятие «Распевки для развития певческого голоса»

Консультация «Применение распевок с игровыми приёмами»

Информация в уголок «Распевки, потешки, стихи»

«Распевки с элементами игры» Музыкальный руководитель 2№1.2010.с.5.ж. «Музыкальная палитра»№4.13г.

март

Разучивание народных закличек, весенних песен, припевок.

Разучивание с детьми народных закличек, потешек, игр, песен. игры

Консультация

"Народный фольклор"

«Музыкальные игры и упражнения» ж. «Музыкальный руководитель» №4.11.с.25

апрель

исполнение любимых песен

Консультация «Роль ведущего на музыкальных праздниках»

Информация в уголок "Помощники – родители"

« Эстетическое воспитание в детском саду» г.2007 № 5 «Музыкальная палитра»

май

мониторинг

результаты мониторинга

4. Результат работы:

1.Участие воспитанников в конкурсах и фестивалях.

2. Отчёт о проделанной работе за учебный год.