Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №71
Принят на педагогическом совете
МДОУ д/с №71 Утверждён Зам. зав. по ВМР МДОУ д/с №71
Протокол № 1 от_______________ 2024 г _______________ (О. В. Хатунцовой)
План работы по самообразованию
Ф. И. О. Молокова Любовь Васильевна, воспитатель МДОУ д/с №71
Группа старшая
Срок реализации 2024 – 2025 учебный год
Тема самообразования: "Развивающие игры В. В. Воскобовича в проектной деятельности старших дошкольников"
Работа начата: 01.09.2024 г.
Окончание работы: 31.05.25 г.
Форма самообразования: индивидуальная
г. Комсомольск – на – Амуре
2024 г.
Цель:
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;
развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала;
формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических, речевых умений;
развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Ожидаемые результаты:
Наличие у детей знаний об развивающих играх, значимости, умение использовать самому и научить другого, возникновение
стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему данной технологии, чувства ответственности, гордости, любви и
уважения.
Привлечение семьи к обучению и приобретению игр развивающего характера.
Блок: «Дети» (должны знать):
5–6 лет.
Знать тематику игр, и уметь их применять в разнообразной деятельности
Блок - «Родители» Критерии:
Укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом по вопросам игровой технологии;
Расширение знаний об играх и умение поддержать интерес в домашних условиях;
Включенность родителей в деятельность ДОО:
Участие в родительском клубе «Играй - ка!» по использованию технологии В.В. Воскобовича.
Актуальность темы:
«Самое лучшее воспитание — это воспитание желаний.
Можно бороться с желаниями ребенка,
можно потакать его случайным прихотям.
А можно воспитывать сами стремления, обогащать их.
Создавать почву, на которой попросту
не будут расти желания-сорняки.
Помогать человеческой природе
ребенка проявиться в её лучшем виде».
В.В. Воскобович
На настоящий момент математика продолжает проникать в разные области жизни и поэтому проблема обучения математике приобретает все большую актуальность на всех ступенях обучения. Нужно развивать интеллектуальные способности детей, начиная с дошкольного возраста, об этом сказано не только в ФГОС ДО, дошкольных образовательных программах, но и в Концепции развития математического образования в РФ.
Игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича - это одно из средств, развивающее интеллектуальные представления дошкольников.
Его игры погружают детей в мир сказки, помогают развить творческий потенциал, психические процессы и сенсорное
восприятие, а полноценное сенсорное развитие - основа успешного обучения ребенка в детском саду и школе. Это фундамент
общего умственного развития ребенка.
Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в проектной деятельности позволяет перейти от привычных занятий с
детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает
условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое
количество образовательных задач.
Нормативно – правовое обеспечение:
- Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» с изменениями от 01 сентября 2024 года от 29декабря 2012г. №273-Ф3 ред. от 25.12.2023 г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 08.11.2022 г. № 955) «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2021г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.03.2022г. № 9 «О внесении изменений в
санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», утвержденные Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».
Перспективы работы:
• направленные на творческое конструирование;
• развивающие логику и воображение;
• обучающие чтению;
• развивающие математические способности.
- работа по теме: «Развивающие игры В. В. Воскобовича в проектной деятельности старших дошкольников»
(согласно возрастной группе).
При выстраивании проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с развивающими играми технологии
В,В, Воскобовича положены следующие принципы:
Принцип доступности. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых развивающих игр
и сводится к двум понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации. Предполагает умение воспитателя встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не
игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на
высшие общечеловеческие понятия – любовь к темам игры, разновидностям.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в
процессе освоения знаний о развивающих играх с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей
эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской библиотекой, детским домом
творчества и т.п.
Содержание разнообразного материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с развивающими играми.
Перспективный план работы
Выводы:
Таким образом, Ведущая роль в проектной деятельности дошкольника играет практическое взаимодействие с предметами. Любая предметно – развивающая среда должна направлять внимание детей на то, что их окружает, заставляет размышлять, экспериментировать, делать выводы
Игры В. В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в проектной деятельности дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе. Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности. Работая по технологии развивающих игр В. В. Воскобовича, можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей дошкольного возраста.