План самообразования на тему: «Пальчиковые игры как средство развития речи»

                                                                             Воспитатель: Кныш Ю.Г.  2023-2026учебный год

Срок работы над темой: 3 года

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;

2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 2 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;

3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Форма отчѐтности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики

дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Играем и развиваем»

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик,

дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность педагога с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии);

• дидактические игры;

• шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки

Ожидаемый результат:

- Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

- Расширение словарного запаса у детей.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,

2007

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –

М.: ТЦ Сфера, 2006

3.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

4.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие

мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007

5.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006

6. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом

собрании.

Актуальность:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский»

В раннем возрасте речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе

Пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

У ребенка улучшается двигательная координация, преодолеваются скованность и зажатость.

Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепная автоматическая память и запомнить двух-четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не составляет особого затруднения. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот- жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов.Если подросшему ребенку напомнить известную потешку«Сорока, сорока кашку варила…», он сразу начнет выполнять движения руками.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движе-ний пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять

4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим. Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей двух-трех лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научим его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками. Несовершенство развития мелкой моторики пальцев рук вызывают трудности при обучении навыкам самообслуживания, в предметно-практической деятельности, ИЗО деятельности (рисовании, лепке, конструированию).

 

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Работа с воспитателями

Работа с родителями

2023-2024г.г.

Младший дошкольный возраст (1-3.)

. Продолжение работы по теме самообразования: «Пальчиковые игры как средство развитие речи»

-Участие в вебинарах по данной тематике:

-Распространение собственного педагогического опыта путем представления педагогической общественности.

-Распространение собственного педагогического опыта посредством участия в конкурсах разного уровня.

-Публикация материалов.

-Подготовка воспитанников к участию в конкурсах по направлению.

01.09.2023г. -31.05.2024г.

-Педагогический час: «Пальчиковые игры как средство развитие речи»

-Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»;

-Как проводить с ребенком речевые

пальчиковые игры».

-Мастер-класс: «Волшебные пальчики».

-Мастер-класс: «Изготовление «книжки – складушки» и использование их в работе с детьми»;

-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

-Родительский час: «Лэп-бук: «Потешки для Стешки» ;

-Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой

моторики рук детей

2024-2025г.г.

Младший дошкольный возраст (1-3.)

-Начало работы по теме самообразования: «Приобщение детей к русской народной культуре посредством сказки».

-Участие в вебинарах по данной тематике:

-Распространение собственного педагогического опыта путем представления педагогической общественности.

-Распространение собственного педагогического опыта посредством участия в конкурсах разного уровня.

-Публикация материалов.

-Подготовка воспитанников к участию в конкурсах по направлению.

01.09.2024г. -31.05.2025г

-Педагогический час: «Роль сказки в развитии ребенка-дошкольника»;

-Викторина «Сундучок сказок»;

-Мастер-класс: «Знакомство со сказками посредством разных видов театра»;

-Драматизация сказки: «Жил на свете Слоненок»;

-Представление проекта: «Непослушные герои сказок»;

-Педагогический час: «Использование раскрасок, как средство знакомства детей со сказками»;

-Педагогический час: «Использование мнемотехники для знакомства детей со сказками»

-Родительский час: «Чему учит сказка?»;

-Творческая мастерская: «Моя любимая сказка»;

-Мастер-класс: «Любимая сказка нашей семьи»;

-Викторина: «В гостях у сказки»;

-Драматизация сказки: «Жил на свете Слоненок».

2025-2026г.г.

Младший дошкольный возраст (1-3.)

-Начало работы по теме самообразования: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

-Участие в вебинарах по данной тематике:

-Распространение собственного педагогического опыта путем представления педагогической общественности.

-Распространение собственного педагогического опыта посредством участия в конкурсах разного уровня:

-Публикация материалов.

-Подготовка воспитанников к участию в конкурсах по направлению.

.01.09.2025г. -31.05.2026г

-Семинар: «Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр»;

-Педагогическая мастерская: «Изготовление дидактических сенсорных игр из нетрадиционного материала»;

-Педагогический час: «Использование игр с крупами в работе с детьми»;

-Представление проекта: «Жила-была Пробочка».

-Родительский час: «Использование игр с песком, как средство сенсорного развития детей»;

-Развивающий час: «Играем дома»;

-Представление Центра «Развивай-ка»;

-Представление проекта: «Жила-была Пробочка».