Сегодня пешеходные переходы есть повсюду, без них практически невозможно представить улицы современного города. Но всегда ли это было так? Совсем недавно широко известной «зебре» исполнилось 74 года. Да-да, пешеходный переход, обозначенный белыми полосами, раньше не был чем-то само собой разумеющимся.
Первыми наносить полосы на дорогу додумались именно англичане. Раньше переходы выделяли металлическими кружками на дороге и так называемыми фонарями Белиша– по имени министра транспорта лорда Хор-Белиша, по инициативе которого полосатые столбы с оранжевыми шарами поставили в тех местах, где людям следовало пересекать проезжую часть.
Но, как показала практика, водителям требовалось более заметное предупреждение о переходе. Рассмотрев все имеющиеся варианты сочетания цветов, англичане пришли к выводу, что чередующиеся чёрные и белые полосы водители будут замечать лучше всего. Оптимальным вариантом было нанести их на дорогу шириной 2 фута (0,6 м) параллельно бордюру шириной. Первая «зебра» появилась 31 октября 1951 года в английском городе Слоу – именно тогда, согласно большинству источников, пешеходный переход через улицу был официально оформлен белыми полосами, нанесёнными на полотно дороги.
В нашей стране чтобы люди не выходили на проезжую часть, устанавливались заборы. В СССР «зебру» ввели только в середине 1960-х, наряду с другими элементами дорожной разметки. Знак «пешеходный переход», которым принято дублировать «зебру» в России, не так уж общеупотребим в других странах, как кажется. Без него обходятся многие пешеходные переходы в Японии, США, Германии, Англии. А там, где он встречается он выглядит зачастую совершенно непохожим на российский вариант.
«Зебра» – далеко не единственный формат обозначения перехода. Например, в Берлине и Лондоне его обозначают пунктирными линиями, а в США кроме привычного нам вида, есть ещё пять разновидностей разметки – сплошные линии вдоль перехода или сочетание их с «зеброй», пунктирные линии, диагональная «зебра», а также сплошное белое поле перехода, именуемое «solid». Впрочем, и классическая «зебра» в Европе и США встречается довольно часто.
В Германии пешеходы имеют право переходить проезжую часть не только по «зебре», но и вообще в любом месте дороги, если позволяет транспортная ситуация и нет специальных ограничений. Приоритет пешехода – не только на «зебре», но и на любом перекрёстке, даже лишённом разметки.
Что же такое правильная зебра?
Если пешеходный переход пересекает несколько полос движения, он должен быть оборудован светофорами и островком безопасности.
Тротуар и бордюр в районе перехода должны быть опущены на уровень полотна – это облегчает выход на «зебру».
Знак «пешеходный переход» должен быть установлен в месте, где он не будет закрыт
деревьями
,
в
идеале – прямо над дорогой.
«Зебра» должна быть подсвечена в тёмное время суток.
В поисках наилучшей безопасности периодически делаются попытки улучшить «зебры». Например, в начале 2000-х Тони Кавалери из Бельгии придумал зебру, которая автоматически загорается, если на неё наступает человек. Свечение возможно благодаря специальному составу краски и активируется с помощью датчиков движения.
Нередки эксперименты и с «объёмными» пешеходными переходами. Художники придают 3D-эффект полосам, чтобы сделать переход более заметным, причем немало случаев такого подхода зафиксировано и в России.
В Швеции строят пешеходные переходы со световой сигнализацией. Есть в Европе и другие умные приспособления на дорогах. Например, там давно используют световозвращатели и солнечные панели для подсветки переходов и обочин. В Испании оборудовали пешеходный переход со светодиодной подсветкой, вмонтированной прямо в дорожное покрытие. Стоит приблизиться к нему на определённое расстояние, как датчики давления тут же включают обрамляющие «зебру» LED-огни, сигнализирующие водителям о необходимости остановиться. Такие «зебры» называют «умными», но стоимость такой умной «зебры» 9–10 тыс. евро, что, конечно, дорогое удовольствие.
В России тоже разрабатываются «умные зебры». Есть проекты, по которым в покрытие проезжей части монтируют светодиодные маячки, которые обозначают границы перехода в темноте, а начертание разметки выполняют термопластиком, который хорошо заметен ночью. Светодиодное устройство разработано для обеспечения работы при любых погодных условиях и не подразумевает подключения к сетям электроснабжения. А на пешеходных переходах на региональной трассе Астрахань – Евпраксино установлены автономные комплексы искусственного освещения. Они работают за счёт энергии солнца, которая накапливается в аккумуляторах. Благодаря таким светильникам ночью водители видят приближение пешехода и снижают скорость.
В Москве осуществлен проект «Говорящие переходы» направленный на привлечение внимания пешеходов к их собственной безопасности. Пешеходов предупреждают: «Возьмите ребёнка за руку», «Посмотрите по сторонам», «Снимите наушники».
С 28 февраля 2014 года в России изменились государственные стандарты для пешеходных переходов. Новшества предложила Госавтоинспекция для снижения аварийности на этих участках дорог. Главный смысл изменений — сделать переходы заметнее. Якобы водители будут раньше замечать приближение опасного участка дороги, а пешеходам станет проще найти «зебру». Главное изменение — «зебра» теперь будет бело-желтого цвета, а каждый переход в городской черте должны будут оснастить «лежачим полицейским».
Получается, что «зебра» меняет полоски на бело-желтые, т.к они более заметны, значит уже и название «зебра» не актуально, однако люди так к нему привыкли, что я думаю это название сохраниться надолго!