Подготовка к концертному выступлению учащихся класса фортепиано.

              Стремление к осуществлению заложенных в организме творческих программ и возможностей - главная движущая сила развития ребенка. Само это стремление есть не что иное, как природный инстинкт, который присущий человеческому роду вообще. Мы знаем из личного опыта, как маленькие дети любят выступать, как эмоционально и без всякого волнения они рассказывают о чем-то очень им понравившемся. Начинающие музыканты тоже с удовольствием играют перед публикой, не испытывая страх и волнение. По мере роста ребенка, увеличением творческих задач, возрастает у ученика ответственность перед выступлением, появляется волнение. И очень важно направить его на яркое, эмоциональное, артистическое выступление. Учимся выражать свои чувства через раскрытие содержания пьесы, то есть не ?что играю?, а ?о чем играю?. Трудности начинаются чаще всего по нашей собственной вине, поскольку грубо нарушаются какие-то фундаментальные, основополагающие нормы и правила творческой работы с детьми. Психика ребенка противится любому произволу, насилию над ним. Существует как минимум три фактора, которые, сочетаясь и взаимодействуя, создают особо неблагоприятный фон для творческого обучения, ведут к нервному перенапряжению волнениям, срывам. 
              Первый фактор. Это большой объем материала, нежели тот, который ребенку под силу. Переоценка возможностей ребенка проявляется непосредственно во время выступления. Обычно это происходит в период подготовки к концерту. Это пример нарушения некоторыми преподавателями дидактического принципа доступности в учебном процессе. 
               Второй фактор. Это сжатые сроки освоения материала.  Для каждого ребенка сроки освоения материала индивидуальны. Есть дети, которые учат программу быстро, тогда как другим нужно достаточно длительный срок для подготовки к концертному выступлению. Каждый ученик готовится индивидуально к концертному выступлению. 
             Третий фактор. Обучение с установкой на успех, когда нужен не просто высокий результат, а самый высокий - победный. Формирование высокого уровня ответственности, что, однако может привести как к положительным результатам, так и отрицательным. При этом необходимо учитывать индивидуальность ребенка. Методы овладения оптимальным концертным состоянием. Существует ряд особых методов психологической настройки. Но стоит сразу оговориться, для каждого они индивидуальные. Для одних - это талисманы, которые в большом почете у некоторых писателей, композиторов и людей сцены, для других - небольшая игрушка, сувенир, бант. 
               1. Психологическая адаптация к ситуации публичного выступления. 
             Перед днем выступления или за несколько дней до выхода на сцену музыкант должен представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будут проходить выступление. На первом этапе проводится погружение в аутогенное состояние, на втором - прорабатывается образная картина концертного выступления.
                Первый этап. Расслабление мышц тела. Садимся прямо. Дыхание должно быть совершенно спокойным. Надо закрыть глаза и сосредоточиться на своих ощущениях, которые будут вызывать эти слова. Сконцентрируйте внимание на своих руках. Говорите ?про себя? такие слова: ?Мои руки становятся теплыми. Мышцы рук, кистей, пальцев расслабляются. Я представляю, что погружаю их в приятную теплую воду, и они расслабляются, становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей рук поднимается по плечам. Предплечья и плечи расслабляются, я ощущаю приятное тепло в руках и плечах. Мои плечи спокойно опущены. Спокойно и ровно бьется мое сердце..?.
               Второй этап. ?Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. Я отчетливо могу представить сцену, слушателей если это конкурс то членов комиссии, перед которыми должно состояться выступление. Я спокоен, собран и сосредоточен. Уверенно и радостно я начинаю свое выступление. Мне нравится играть. Каждый звук я извлекаю с огромным удовольствием. У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника. Я выполняю все, что задумал. Я играю так же хорошо, как и в классе. Я могу хорошо играть. Я знаю, что я сделаю все, что задумал. Все, мои действия я четко вижу и выполняю. Я весь отдался моему вдохновенному исполнению. Какое, это наслаждение - красиво и хорошо играю. Я могу быстро перестроиться с одного произведения на другое. Мне легко и приятно держать всю программу в голове. С каждым разом аутогенное погружение будет помогать мне все больше и больше. Я легко расстаюсь со своим негативным волнением и заменяю его радостным ожиданием выступления?. 
              2. Игра перед воображаемой аудиторией. 
            На заключительных этапах работы над произведением оно проигрывается перед воображаемой аудиторией или очень взыскательной комиссией. Произведение можно записать на магнитофон. Вместо слушателей можно выставить ряд стульев и на них посадить игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при их возникновении не останавливаться, а играть дальше, как на концерте. Этот прием помогает определить влияние сценического волнения на качество исполнения. Повторные проигрывания с применением этого приема уменьшают влияния на исполнение. 
                  3. Медитативное погружение.  
               Исполнение на основе этого приема основано на глубоком осознании и концентрации внимания на произведении. Погружение в звуковую материю происходит при следующих видах упражнений: - пропевание (сольфеджирование) без инструмента; - пропевание с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания; - пропевание про себя; - пропевание вместе с мысленным проигрыванием. При фиксации внимания на отдельных ощущениях осознается характер прикосновения к клавише, проверяется свобода движений и наличие в мышцах ненужных зажимов, которые должны быть моментально сброшены. Следует прислушаться к ощущению кончиков пальцев, суставов, мышц рук, плеч, лица. Контролировать, доставляет ли игра физическое удовлетворение. Медитативное проигрывание произведения с полным погружением в него осуществляется сначала в медленном темпе с установкой на то, что ни одна посторонняя мысль не посетит исполнителя. Если же это произошло, а пальцы играют сами, следует плавно вернуть внимание к исполнению, стараясь при этом не отвлекаться. Воображение, что кроме тебя и музыки никого на сцене нет и, есть объектно-центрированное отношение, при котором музыкант становится жрецом искусства. В этом случае возникает ощущение целостности исполнителя и произведения. Медленная игра с динамикой на два пиано (пианиссимо) усиливает тормозные процессы, ослабление которых провоцирует громкую и торопливую игру на сцене.
               4. Обыгрывание программы. 
              Лучше всего делать это перед зрителями и так часто, чтобы, говоря словами Константина Станиславского, ?трудное стало привычным, привычное - легким, а легкое - приятным?. 
                5. Ролевая подготовка. 
               Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель входит в образ хорошо известного ему музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии это называется имаготерапия, то есть терапия при помощи образа. Пред концертом состояние ученика в значительной мере зависит от педагога. Нет ничего более нелепого и травмирующего психику ученика, как вид педагога, волнующего за выступление воспитанника до дрожи в голосе и руках, но в то же время призывающегося к спокойствию и уверенности в своих силах.
            6. Выявление потенциальных ошибок.
            Как бы хорошо не было выучено произведение, в нем всегда может быть выявленная ошибка, которая, как правило, и вылезает во время публичного выступления. Для обнаружения возможных ошибок предлагается несколько приемов.
 1) Сыграть произведение с повязкой на глазах в медленном темпе с крепким туше. Проследить, чтобы не было мышечных зажимов.  
2) Играть с помехами и отвлекающими факторами. Сыграть произведение с включенным приемником на среднюю громкость. 
3) Сделать несколько прыжков или приседаний до большого учащения пульса и начать играть программу. Это состояние похоже на состояние в момент выхода на эстраду. 
                7. Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния. 
               Эмоциональный компонент складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания играть для других людей, принося им радость своим искусством. Такого состояния добиваются легче экстраверты, нежели интроверты, но и у интровертов эмоциональное состояние может быть оптимизировано.
               8. Мыслительный компонент оптимального концертного состояния. 
              Мыслительный компонент зависит от волевой концентрации внимания на том и только на том, что ты в данный момент играешь - задача почти неразрешимая для невнимательного человека. Отвлекающие мысли в момент игры почти всегда приводят к ошибкам. Во время концерта в связи с волнением могут появиться какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, за полтора два часа игры на публике не мудрено где-то и пассаж смазать или зацепить не ту ноту. Важно научиться, не придавать этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей. Главное сохранить самоконтроль течение исполнения музыки. Свобода психики и аппарата дает большую уверенность, и наоборот, уверенность в своих силах помогает  освободиться от скованности. Здесь все взаимосвязано. Настоящему артисту, музыканту- исполнителю постоянно приходится доказывать и самому себе, и публике и критикам соответствие своего мастерства собственной завоеванной славе. Лучано Паваротти в одном из интервью говорил: ?...Когда я на телевидении давал впервые концерт, который транслировался по всей территории Соединенных Штатов Америки, я знал, что должен доказать что-то миллионам людей. И я был словно парализован страхом и волнением. Только певец высокого ранга знает, в какие ловушки можно попасть и не к месту споткнуться?. Важную роль в стабилизации концертного состояния и пути преодоления волнения играет регулярность выступлений. Тогда эстрадное волнение, возникавшее в каждом предшествующем концерте, не успевает уйти, а как бы подспудно остается в памяти в достаточно актуальном виде. Сознание удерживает некоторые его структуры, поскольку известно о предстоящем концерте. Возникающее вновь эстрадное волнение носит в таком случае смягченный характер и быстро исчезает, уступая место успокоению. Положительная черта исполнителя - это игра по слуху. Способность к импровизации дает исполнителю ощутимое преимущество. Богатое воображение, импровизационный дар и талант необходимы настоящему артисту. Момент импровизации всегда подкупает. Говоря о роли импровизационного начала в музыкальном исполнительстве, мы должны обратить внимание на то, что стихийная эмоциональность, спонтанность творчества на сцене должна быть под контролем разума. Творческий процесс несовместим с внутренней напряженностью и взвинченностью. Напряженность всегда искажает, деформирует чувство и мысль, сковывает фантазию и воображение, ведет к психологическим зажимам. Часто внутреннее напряжение, беспокойство у ребенка педагог принимает за вдохновение. Чтобы помочь ребенку войти в творческое состояние, безусловно, нужна привычка к каждодневному, регулярному труду. Все, что становится привычным - делается лучше, увереннее, смелее. Привычное само по себе успокаивает. Большую роль во всем, что делается человеком, играет установка - его внутренняя предрасположенность, его готовность действовать в определенных обстоятельствах, так или иначе. Установка, сформированная родителями или педагогами у ребенка, ни в коем случае не должна порождать у него чрезмерно высокой, гнетущей ответственности за результат его деятельности. Слишком высокий уровень ответственности может привести к психологическим трудностям и терзаниям. Ребенок слабеет от ответственности, возложений на него, это привносит в его душу беспокойство, неуверенность, тревогу. Оптимальный уровень заинтересованности, необходимый, для достижения успеха, как правило, не есть максимально возможный. Лучше всего, если ребенок сосредоточен на самом процессе исполнения, а не на будущих результатах. При этом правильно подобранный репертуар - это тоже один из путей к удачному выступлению. Правильность не только в практической, технологической целесообразности. Разучиваемая концертная программа должна нравиться, вызывать живой, непосредственный отклик. Горячая влюбленность в то, что играешь, помогает преодолеть волнение, стрессовые состояния с их шлейфом повышенной тревожности, болезненной возбудимости?. И все это должен знать и чувствовать преподаватель. Выходу на концертную эстраду предшествует большая кропотливая работа с учащимися над деталями. Можно мысленно представить себе, что и как делать во время исполнения, вникнуть еще раз во все детали, проиграть  их ?в уме?, что будет способствовать подавлению очагов возбуждения и беспокойства в коре головного мозга. Игра на сцене выявляет и ряд особенностей психики, которые должны  учитываться педагогом в системе общей методики воспитания в системе начального музыкального образования, то есть в детских музыкальных школах и в школах искусств. За несколько дней до концерта желательно несколько раз обыграть пьесу или программу, чтобы почувствовать большую уверенность и в ?главном? концерте мобилизовать свои силы и нервную энергию на исполнение, а не растрачивать их, излишне волнуясь. В день концерта следует, прежде всего, хорошо отдохнуть. Полезно проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу, на что уйдет час. Это время индивидуально для каждого в зависимости от программы для кого потребуется больше для кого меньше, а кому-то будет вполне достаточно и тридцати минут. Ни в коем случае не следует переутомлять свои руки и чувства в этот день, не стоит навязывать ребенку то, что он не хочет делать. К тому же, творческие результаты ребенка, как правило, тем выше, чем меньше беспокоятся о них родители и педагоги. Вхождение в творческий процесс во многом осложняется необходимостью выходить на сцену, встречаться с широкой публикой. Когда ребенок выходит на сцену, чувствуя себя в центре всеобщего внимания - он поневоле зажимается. И пока не пройдет первая, самая высокая волна эстрадного волнения, пока не пройдет психическая скованность, - о подлинно творческом самочувствии можно и не мечтать. В это время чаще всего могут быть какие-либо неточности, помарки, технические погрешности. Процент неточности, как правило, прямо пропорционален уровню волнения. Поэтому очень важно научить ребенка правильно, без паники реагировать на случайную ошибку, неточность, сбой в начале выступления. Главное, чтобы это не выбило ребенка из колеи, и он не растерялся и удачно вышел из этой ситуации, без потерь проскочив неудавшееся место. Иногда в подобных  обстоятельствах возникает ощущение внутреннего противодействия, не хочется поддаваться этой неудаче, не дам себя сломить нелепой случайности.  Необходимо подготовить ребенка к возможному психологическому дискомфорту, научить преодолевать его. У ребенка есть право на случайную неудачу. Зачем лишать его совершенно естественного человеческого права сделать что-то лучше, а что-то — нет? ?Сделаю все, что смогу, а там как получится? - такая внутренняя ориентация приносит большое психологическое облегчение. У ребенка возникает ощущение свободы, независимости. Дает себе право на относительную неудачу; ребенок самым фактически открывает себе путь к удаче. 
           Внутреннее ощущение - ?могу?, ?получится? - непременное условие творческой удачи.  
              К счастью, существуют проверенные практикой правила, следуя которым, можно, если не полностью избавиться от волнения, то хотя бы приспособиться к нему. 
              Во многом внутреннее самочувствие ребенка на сцене определяется тем, к кому он мысленно обращается во время исполнения. При исполнении концертной программы слушатель — это собеседник, как и в жизни, человек близкий, тебя понимающий, человек, с которым говоришь на одном языке.               То, что лучше обращаться во время выступления к какому - то одному ?своему? слушателю - иногда реальному, а иногда придуманному - подчеркивали многие мастера сцены. Психоневролог В.Леви рекомендовал некоей исполнительнице, жаловавшейся на панический страх во время концертов: ?Сочините себе Слушателя. Любящего, верящего, обожающего. Когда будете выступать, берите его с собой. Играйте только для него одного...?. ?Люблю играть для одного человека, к которому я хорошо отношусь?, - говорил Г. Нейгауз. 
                Очень важно, чтобы ребенок относился к выступлению на концерте не как к испытанию или к экзамену. Это, прежде всего, для него должен быть праздник. А если это действительно праздник, то все вокруг  сразу меняет свою эмоциональную окраску. Творческий процесс становится таким, каким ему и положено быть - светлым и радостным.
               Едва ли не главная, наиболее ответственная и трудноразрешимая задача педагога, - сделать так, чтобы работа на музыкальном инструменте не внушала ему острой и стойкой неприязни. При умелом и гибком руководстве приходят интерес и увлеченность. Самые сложные технические проблемы получают решение, если ученику интересно работать, если он увлечен.         Ребенок по разному делает что-либо в зависимости от того, ?хочется? или ?надо? это делать. ?Хочу? как обычно раскрепощает, освобождает. ?Надо? многих сковывает, угнетает. ?Хочу? - как особое психологическое состояние, сориентировано на процесс, на ?деление?, а не только на практический результат. Оно стимулирует у человека такое качество, как уверенность в себе. Состояние ?надо? сопровождается сомнениями, различными отрицательными переживаниями. Особенно когда ребенку внушают, что это очень надо, надо во чтобы это ни стало. Возникает сразу вопрос - ?А вдруг не сумею, не смогу??. Беспокойство, мнительность от этого только усиливается. Поэтому особенно важно, чтобы педагог при необходимости умел превращать ?надо? в ?хочу?, тем самым не разрушая творческий процесс, не нарушая атмосферу праздника. 
                В кругу людей искусства аутотренинг часто не особенно пользуется популярностью. Но надо говорить о том, что творческая работа требует соответствующего расположения духа. Различные волнения, сомнения не должны мешать творческим процессам. Многие люди искусства, в том числе и музыканты, как-то сторонятся аутотренинга, относятся к нему с опаской и недоверием. Скорее всего, из-за недостатка информации.
                Говоря в общих чертах, аутотренинг складывается из трех основных компонентов:
 - нормализация дыхания; 
- произвольное расслабление мышц; 
- словесно-образное внушение. 
               Известно, например, какое большое значение для всей жизнедеятельности имеет хорошо постановленное дыхание. Дышать плавно, спокойно, размеренно ровно, означает во многом нейтрализовать разного рода стрессы, напряжения, зажимы. Концентрация на дыхании помогает справиться с излишним беспокойством, отделаться от навязчивых мыслей.  Не менее важны в общей структуре аутотренинга и приемы, направленные против мышечных ?зажимов?. Освобождаясь от мышечных  напряжений, мы тем самым освобождаемся от напряжений нервнопсихических. Кому не приходилось наблюдать, как аккордеонист, пианист или баянист, устроившийся на стуле, слегка поводит плечами, шеей, головой, потряхивает кистями рук. Рука должна во время работы испытывать физическое удовольствие и удобство, так же как слух должен испытывать все время эстетическое наслаждение. Полная мускульная свобода ему нужна не только для того, чтобы удобнее было играть в чисто физическом отношении, но и для того, чтобы раскрепоститься эмоционально, быть готовым к творчеству. Упорядоченное дыхания, операции связанные с расслаблением мышц, все это, в общем, достаточно элементарно и доступно детям любого возраста. Необходимо научиться объективно, распознавать степень напряжения, а тем более зажатия своих мышц, особенно в условиях эстрадного волнения. Нужно уметь расслаблять их, достигая оптимального для игры активного состояния всей мышечной системы организма. Индикатором мышечного напряжения служит ощущаемый ?тремор? рук, высокая степень зажатия мышц всего тела, особенно лица. При этом существует закономерность: достаточно расслабить хотя бы одну мышцу, как этот процесс рефлекторно влечет за собой и снижение излишнего тонуса и других мышц.
                Подводя итоги вышесказанному, можно обнаружить определенные закономерности, некие правила, следуя которым можно научить ребенка контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием на сцене. Это: основательность и тщательность предварительной подготовки, неоднократная обыгранность концертной программы, необходимость уделять внимание внутреннему самочувствию ребенка. Научить ребенка распознавать реакции своего организма на различные ситуации, на те или иные приемы воздействия. То, что помогло хотя бы один раз, должно браться на ?вооружение?, внедряться в практику. 
              Важный педагогический момент: перед концертным исполнением ученика, педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У ученика своя психика, он уже настроился по-своему, и советы перед выходом на сцену могут лишь, вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу. В той или иной степени волнуются все. 
              Многие из тех, кто испытал на себе состояния волнения и тревоги, начинают сильно бояться повторения этого состояния. Что вполне понятно - переживания не самое приятное. Причем все дело в том, что чем больше их боятся, тем легче они возникают, болезненнее проявляют себя, чем решительнее пытаются оттолкнуть их от себя, тем меньше это удается.  Но лучше всего излечивает успех. Удача не просто объективна, приятна, она ведет зачастую к довольно существенным структурным изменениям психики исполнителя. Меняется самооценка, повышается мнение о собственной персоне, укрепляется доверие к себе. ?Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям?, - советовал Дейл Карнеги. Ребенок тоже волнуется, но волнение проявляется у него в иных формах, и ответственность дети ощущают не меньшую, а в своих пределах относительно равную с взрослым. Кроме того, у ребенка от природы несколько большая энергетика сравнительно с взрослым. А автоматизация игрового процесса, работа памяти, целостность восприятия устойчивее и менее зависят от внезапно возникающих внешних факторов.
                Психологическая поддержка перед выступлением необходима каждому учащемуся. Желательно даже похвала: почти каждого, если захотеть, можно за что-то похвалить. После выступления, особенно неудачного, нужно найти положительные моменты (не растерялся, хорошо звучал такой-то эпизод, выдержал темп). Только педагог, зная своих воспитанников, сможет решить - что и когда сказать. Подробное обсуждение желательно организовать в ближайшие дни с участием других учащихся класса. В зависимости от возраста, характера, темперамента, прилежания усилить или ослабить положительные или отрицательные моменты выступления. Смягчить максимализм сверстников, воспитать доброжелательность друг к другу, научить культуре обсуждения. Обсуждать само исполнение, поведение на эстраде, но не личность учащегося.                   Преподаватель, сам прошедший все испытания связанные с выступлением и волнением на сцене, понимает состояние учеников - путаницу мыслей, дрожание рук, ног, судорожные движения. Зажатость психологическая переходит в зажатость физическую и усугубляется скованностью. Решительность, энергия, самоконтроль - прямо и непосредственно связана с музыкально - исполнительской деятельностью. Наличие сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего плана на пути движения к цели, необходимо музыканту. Умение затормозить нежелательные импульсы и усилить те, которые представляют желательными, составляют суть волевого поведения. В деятельности музыканта такие ситуации чаще всего возникают в процессе публичного выступления.
              Совсем не обязательно вводить все приёмы в работу с каждым учеником. Главное, чтобы процесс применения каждого упражнения сопровождался положительными эмоциями, предельным доверием, пониманием, терпением, контактом. Недостаточно ясно поставленные задачи, мало помогающие осознанию цели, нервозность, нетерпеливость и поспешность со стороны педагога могут приводить к нежелательным, необратимым последствиям. 
              Педагогика и психология музыкального образования подтверждает, что можно значительно снизить отрицательные стороны эстрадного волнения и тем самым лучше подготовить учащихся к концертному выступлению, к будущей концертной деятельности. Для успеха в подобных ситуациях музыканту необходимо уметь приводить себя в оптимальное концертное состояние, которое имеет три компонента - физический, эмоциональный и мыслительный. Каждый из этих компонентов нуждается в целенаправленной тренировке соответствующих действий. 








HYPER13PAGE  HYPER15


13