Рабочая программа элективного курса для 9 класса ?Подготовка к ОГЭ по русскому языку? 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку ?рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Цели и задачи изучения элективного курса ?Подготовка к ОГЭ по русскому языку?. Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачи курса: 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом. 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку. 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков. 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ. Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением. Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6 связаны с использованием знаний из раздела ?Лексика?; задания 4-5 направлены на формирование орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны с использованием знаний из разделов ?Пунктуация? и ?Синтаксис?. Программа содержит практикум по анализу некоторых?языковых явлений,?опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания), проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания; продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др. Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности. Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. 3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. Подготовка к написанию изложения (10 ч) 1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. 4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (18 ч) 1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.) 2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.) 3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.) 4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) 5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.) 6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.) 7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.) 8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.) 9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.) 10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.) 11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.) 12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.) 13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.) Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 12 ч 1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. Контроль знаний-16 ч Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п Наименование тем, разделов Макси-мальная нагрузка учащегося Из них Теоретическое обучение Практикумы Уроки контроля 1 Подготовка к написанию изложения 10 2 6 2 2 Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 18 - 16 2 3 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 12 4 6 2 4 Контроль знаний 10 - - 10 Всего 50 6 28 16 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п\п Наименование разделов и тем Вид занятия Коли-чество часов Характеристика видов деятельности учащихся Дата проведения занятий Планируемая Факти ческая Подготовка к написанию изложения-10 ч 1-2 Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Урок новых знаний 2 Информационная обработка текстов разных стилей и жанров. Анализ текстов. 3 Композиция, логическая, грамматическая структура текста Урок-практикум 2 Анализ композиционных частей текста 4 Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Урок-практикум 2 Выделение микротем текста. Абзацное членение. 5 Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Урок-практикум 2 Использование разных способов компрессии текста. 6 Сжатое изложение. Урок контроля 2 Написание сжатого изложения. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (18 ч) 7 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.) Урок-практикум 1 Анализ текста 8 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.) Урок-практикум 1 Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов 9 Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. (Задание 4.) Урок-практикум 1 Отработка умения правописания приставок, суффиксов. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) 10 Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.) Урок-практикум 1 Подбор стилистических синонимов. 11 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.) Урок-практикум 1 Определение видов подчинительной связи в словосочетании. 12 Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.) Урок-практикум 1 Выделение грамматической основы предложения. Выделение обособленныъх членов предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.) 13 Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 10.) Урок-практикум 1 Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений. 14-15 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.) Урок-практикум 2 Различие односоставного и двусоставного предложений. 16-17 Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.) Урок-практикум 2 Расстановка знаков препинания в сложном предложении. 18-19 Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.) Урок-практикум 2 Определение видов подчинения в сложном предложении. 20-21 Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 14.) Урок-практикум 3 Определение разных видов связи в сложном предложении. 22-23 Выполнение заданий 2-13. Урок контроля 2 Выполнение заданий с кратким ответом Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-12 ч 24 Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Урок новых знаний 4 Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения. 25 Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Урок-практикум 1 Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции. 26 Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Урок-практикум 1 Работа над композицией сочинения. 27 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 15.1) Урок-практикум 1 Работа над сочинением. 28 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.2) Урок-практикум 1 Работа над сочинением. 29 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 15.3) Урок-практикум 1 Работа над сочинением. 30 Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок. Урок-практикум 1 Корректировка текста. 31. Урок-контроль 2 Контроль знаний- 10 ч 31-34 Репетиционный экзамен в формате ОГЭ Урок контроля 10 6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Литература для учителя: 1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель". 2.?Сычева В.П.?Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен". 3.?Иванова С.Ю.?ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен". 4.?Львова С.И., Замураева Т.И.?ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо". 5.?Егораева Г.Т.?Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен". 6.?Антонова Е.С.?Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010. 7.?Нарушевич А.Г.?Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011. 9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010. 10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. Материально-техническое обеспечение: Компьютер. Интерактивная приставка. 7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано: 1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации. 2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся: - работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания? и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); - четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; - выполнять различные? типы заданий; - самостоятельно распределять время на выполнение заданий; - правильно отмечать в бланке вариант ответа; - вносить исправления в бланк экзаменационной работы; - сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут. HYPER13PAGE HYPER15 2
Подготовка к ОГЭ по русскому языку