Рабочая программа 
элективного курса для 9 класса
?Подготовка к ОГЭ по русскому языку?








1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку ?рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. 
Цели и задачи изучения элективного курса ?Подготовка к ОГЭ по русскому языку?.
Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. 
      Задачи курса:
 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.
 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку. 
 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.
 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. 
 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. 
 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.
Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи. 
                 


















2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.
Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                                 
Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6  связаны с использованием знаний из раздела ?Лексика?; задания 4-5 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны  с использованием знаний из разделов ?Пунктуация? и ?Синтаксис?.  
Программа содержит практикум по анализу некоторых?языковых явлений,?опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
      Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений: 
 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания), 
 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания; 
 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      
 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; 
умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст; 
умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.
Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.
 Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.
 Подготовка к написанию изложения (10 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования. 
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (18 ч)       
1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)
9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)
12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
13.Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)
 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 12 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 
5. Корректировка текста. 
Контроль знаний-16 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
             



4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ 
п\п
Наименование тем, разделов
Макси-мальная нагрузка учащегося
Из них




Теоретическое обучение

Практикумы

Уроки контроля

1
Подготовка к написанию изложения 
10
2
6

2

2
Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом    
18
-
16

2

3
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  
12
4
6
2

4
Контроль знаний
10
-
-
10


Всего
50
6

28

16





5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Коли-чество часов
Характеристика видов деятельности учащихся
Дата проведения занятий






Планируемая
Факти
ческая

Подготовка к написанию изложения-10 ч

1-2
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Урок новых знаний
2
Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.
Анализ текстов.



3
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Урок-практикум
2
Анализ композиционных частей текста 



4
Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
Урок-практикум
2
Выделение микротем текста. Абзацное членение.



5
Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 
Урок-практикум
2
Использование разных способов компрессии текста.



6
Сжатое изложение.
Урок контроля
2
Написание сжатого изложения.



Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (18 ч)

7
 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)
Урок-практикум
1
Анализ текста 



8
 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)
Урок-практикум
1
Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов



9

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)
Урок-практикум

1

Отработка умения правописания приставок, суффиксов.




 Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)






10
 Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)
Урок-практикум
1
Подбор стилистических синонимов.



11
 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)
Урок-практикум
1
Определение видов подчинительной связи в словосочетании.



12

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)
Урок-практикум

1

Выделение грамматической основы предложения.
Выделение обособленныъх членов предложения.




Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)






13
 Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)
Урок-практикум
1
Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.



14-15
 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)
Урок-практикум
2
Различие односоставного и двусоставного предложений.



16-17
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)
Урок-практикум
2
Расстановка знаков препинания в сложном предложении.



18-19
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)
Урок-практикум
2
Определение видов подчинения в сложном предложении.



20-21
Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)
Урок-практикум
3

Определение разных видов связи в сложном предложении.



22-23
Выполнение заданий 
2-13.
Урок контроля
2
Выполнение заданий с кратким ответом



Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-12 ч

24
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 
Урок новых знаний
4
Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.



25
Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
Урок-практикум
1
Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.



26
Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 
Урок-практикум
1
Работа над композицией сочинения.



27
Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
(Задание  15.1)
Урок-практикум
1
Работа над сочинением.



28
 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
(Задание 15.2)
Урок-практикум
1
Работа над сочинением.



29
Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста
(Задание 15.3)
Урок-практикум
1
Работа над сочинением.



30
Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок. 
Урок-практикум
1
Корректировка текста.



31.                                                            Урок-контроль           2



Контроль знаний- 10 ч



31-34
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
Урок контроля
10


























6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
 Литература для учителя:
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2.?Сычева В.П.?Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3.?Иванова С.Ю.?ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4.?Львова С.И., Замураева Т.И.?ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5.?Егораева Г.Т.?Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6.?Антонова Е.С.?Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.
7.?Нарушевич А.Г.?Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
Материально-техническое обеспечение:
Компьютер.
Интерактивная приставка.

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. 
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся: 
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания? и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные? типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут. 









HYPER13PAGE  HYPER15


2