* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Title {font-size: 14pt; font-weight: bold;}
.Заголовок Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;}
.Body Text {font-size: 14pt;}
.Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;}
Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 13.3»
Учитель Ивонина Е.И.
Класс 8
Дата проведения
Цель
Цель урока: Получить опыт работы с критериями задания 13.3 для успешной сдачи экзамена
Планируемые результаты
Предметные: формировать понятия: рассуждение, структура рассуждения (тезис, аргументы, вывод); формировать способы деятельности учащихся: находить основную мысль текста, обосновывать тезис, подбирать аргументы умение собирать и систематизировать материал для сочинения.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, художественным текстом; выполнять логические операции.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе текста и языковых впечатлений.
Регулятивные УУД: формировать умение прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Личностные: формировать нравственные качества учащихся, воспитывать умения анализировать свои поступки и понимать их последствия.
Тип урока
Комплексное применение знаний
Форма урока
Урок-экспертиза
Методы урока
Проблемного изложения, частично-поисковый ( работа с алгоритмом), сравнительный анализ информации
Основное содержание
темы, термины и понятия
Рассуждение, тезис, аргумент, вывод.
Оборудование урока
Раздаточный материал (текст рассказа; вариант сочинения для анализа, памятка «способы толкования слова», «Структура сочинения-рассуждения», критерии оценивания экзам. сочинения)
Ход урока
№ п/ п
Этапы организации
учебной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку, пожелание успеха.
- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать сегодня вас на уроке. Надеюсь, что он для вас будет полезным и интересным.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Готовность класса к уроку, положительный настрой
2
Мотивация учебной деятельности,
определение
темы урока
Методический прием «Нестандартный вход»
Целеполагание -
Методический прием «Вставь слово»
Наш урок сегодня – продолжение цикла уроков по подготовке к ОГЭ.
Мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста - задание 13.3.
У нас сегодня нестандартная ситуация: в апелляционную комиссию поступило заявление ученика 9 класса о несогласии с выставленными баллами за задание 13.3.
Вы сегодня выступаете в роли экспертов и ваша задача перепроверить сочинение и выставить баллы, согласно критериям.
Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку и знаем, Что 13.3 – это сочинение –рассуждение на морально-этическую тему.
Прошу сформулировать цель нашего урока. В этом вам поможет прием «Вставь слово»
Цель: «…….. (отработать) навык написания сочинения-рассуждения (задание 13.3 ОГЭ русский язык) (будет на слайде)
Слушают учителя, формулируют цель урока
Сформулированы цели на урок, определены основные понятия урока
3.
Актуализация знаний
Для проведения экспертизы вам помогут справочные материалы: структура сочинения-рассуждения, критерии оценивания задания 13.3, памятка «Способы толкования слова. Этот материал у вас на парте. Вы можете работать индивидуально, парами или «четверками». По концу оценивания каждой части, я прошу вас озвучивать результат своей экспертной работы.
Проверяют наличие раздаточного материала. Работают с Памятками
Выбирают форму работы (индивидуально, парой, группой).
вспомнили основные понятия, осуществили выбор ФОПД
4
Применение знаний и умений в новой ситуации
Методический прием «Лови ошибку»
Итак, уважаемые эксперты, вы работаете над анализом первого критерияС3К1. Что вы должны оценить? (Верность данного определения и наличие комментария)
В вашем распоряжении …минут.
Приступаем к проверке согласно второму критерию С3 К2. Что должны оценить? (Наличие аргументов)
Сколько должно быть аргументов? Что значит аргумент из жизненного опыта?
Приступаем к экспертизе работы.
Работа с критерием С3К3. Что должны оценить? Обратите внимание на абзацное членение. Сколько должно быть абзацев?
Работа с критерием С3К4
Прошу экспертов подвести итог. Подсчитаем количество баллов и озвучить свой результат.
Эксперты-профессионалы поставили за данное сочинение …. баллов.
Как вы думаете, почему баллы, выставленные вами не совпали (или совпали) с баллами экспертов-педагогов?
Работают над первым критерием, комментируют полученный результат,
Работают над вторым критерием, комментируют полученный результат
Работают над третьим критерием, комментируют полученный результат
Работают над четвертым критерием, комментируют полученный результат
проводят сравнение, анализируют, высказывают причины несовпадения (совпадения) Делают выводы
Выставлены баллы по первому критерию
Выставлены баллы по второму критерию
Выставлены баллы по третьему критерию
Выставлены баллы по четвертому критерию
4
Организация итоговой рефлексии, домашнее задание:
Цель этапа: организация
рефлексивного анализа учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся, оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
Дома вы продолжаете работать над проверкой сочинения, но только с точки зрения грамотности. Результаты вы озвучите на следующем уроке.
Итоговая рефлексия.
Проанализируйте опыт, который вы получили на уроке. Продолжите предложение:
1. Я понял, что….
2. Данная работа мне поможет…
Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе
Записано ДЗ
проведена рефлексия собственной деятельности на уроке
(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. (2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства. (3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой. (10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги. (12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте. (14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания. (17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам. (22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал: – Ничего. (24)Поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь? (27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу. – (30)Достал? – (31)Достал, – засмеялся отец. (32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. 86 (34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её». (36)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет. (37)А потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек. (38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. (По В.М. Пескову*) *
Песков Василий Михайлович (1930–2013) – советский писатель, журналист, путешественник.
Задание 13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека бескорыстность?». Дайте определение понятию БЕСКОРЫСТНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.