Шафрановская Елена  Петровна
                                                                          учитель русского языка и литературы
                                                  МБОУ ?Курская СШ?
                                                                              Белогорского района  Республики Крым

?Подготовка к сочинению - рассуждению на лингвистическую тему?

Аннотация. Отработка написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в формате ОГЭ: ?Функции однородных членов? тема -15.1.  
Ключевые слова и фразы: композиция сочинения-рассуждения, характерные признаки, формулировка задания на ОГЭ, возможные модели сочинений, повторение теоретического материала по теме ?Функции однородных членов?, практическая работа по теме ?Функции однородных членов?, сбор материала к написанию сочинения, написание сочинения и их оценивание по критериям; работа в парах, группах, взаимопроверка, проверка по образцу.
Мотивирующее  начало 
Здравствуйте. На доске написано число. Как вы думаете, какое отношение оно имеет к нашему уроку?
 ……….  Именно столько дней осталось до государственного экзамена по русскому языку. Много это или мало?  Работать мы сегодня будем на рабочих листках урока, а также у каждого из вас есть  оценочный лист., куда вы будете вносить  кол-во заработанных баллов,  в конце урока баллы суммируются, по итогам  каждый получит свою отметку.
Актуализация знаний
1.Напишите сочинение-миниатюру (3-4предложения) об отношении   к экзамену по русскому языку, высказываясь:
- о необходимости сдавать экзамен по русскому языку;
- о содержании и форме экзамена;
- о системе оценивания.
В свою работу включите вводные слова.
К СЧАСТЬЮ, К НЕОПИСУЕМОМУ ВОСТОРГУ,  К РАДОСТИ, УДИВИТЕЛЬНОЕ ДЕЛО
К НЕСЧАСТЬЮ, К СОЖАЛЕНИЮ, К ОГОРЧЕНИЮ, К ПРИСКОРБИЮ, 
К ДОСАДЕ, К УЖАСУ,  НА БЕДУ, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ОЧЕВИДНО, ПОДЛИННО
КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ. 

2.  Сейчас вы написали  мини-сочинение.    
У вас все получилось.    На экзамене вам тоже предстоит написать сочинение. Одно  из них на лингвистическую тему –  тема 15.1.  Исходя из этого, сформулируйте тему урока , его цели и задачи.
 Задача и цель:
Тема:Блок 1. Композиция сочинения -рассуждения                                
1) Повторить теорию сочинения- рассуждения  предлагаю, выполнив задание ? Зачеркните  лишнее?. 
                                                                Сочинение – рассуждение 
какой?
что произошло
тезис
событие
развязка
статичная картина

повествование от 3 лица
развязка
аргумент
что?где?когда?
 обилие прилагательных
с кем произошло

одна фотография
несколько
фотографий
вывод
Почему?
нет фотографии



   
2)  Формулировка  задания 15.1    ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Внимательно прочитайте инструкцию.
Напишите сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания Александра Александровича Реформаторского  ?Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности? 
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая   тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами   К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или  полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было  комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 


   На основе прочитанного заполните таблицу  ?Требования к сочинению?  в карте урока.
НЕОБХОДИМО обязательно1.?раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;2. раскрывать смысл высказывания?на лингвистическом материале;3. привести?не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;?4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять?не менее 70 слов
МОЖНО:1. приводя примеры,?указывать номера?нужных предложений или применять?цитирование;2. писать работу?в научном?или?публицистическом стиле;3. начать сочинение?с высказывания
НЕЛЬЗЯ:?1. писать сочинение?без опоры на прочитанный текст;2. вместо сочинения?пересказывать?или?
переписывать?исходный текст.


3) Рассмотрите                    ПЛАН     СОЧИНЕНИЯ-рассуждения    ( ТЕЗИС            Аргумент1. Аргумент 2 = Вывод )
План 11. Объясняем смысл высказывания  ( Высказывание лингвиста я понимаю так:……. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.3. Приводим пример №2 из прочитанного текста. 4. Делаем вывод(цитатой- N.был прав, утверждая….
План 21. Цитируем высказывание (N. утверждал,что ?…2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.4. Объясняем смысл высказывания (1пункт по-другому)

!?Помните о том, что каждый пункт плана - это?новый абзац. Таким образом,   количество абзацев в экзаменационном сочинении - 4.?За несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы.


                                                                        Блок 2.    ОДНОРОДНЫЕ  ЧЛЕНЫ
Повторим теорию. Выполните тест  ?Однородные члены предложения? .Взаимопроверка.
  ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2)        
2)   Прочитайте предложения (работа по таблице), определите функцию однородных членов, в случае затруднения вы можете использовать материалы СПРАВОК. Проверка по образцу.
3) Прочитайте исходный текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).  Выделите предложения с однородными членами. Распределите номера найденных вами предложений с учетом их значения (работа в  парах).                                   
                                                             Функция однородных членов  
1.Значение однородных членов
2.           примеры

3.           № предложений

Обозначают одновременность,последовательность действия
1)В большом лесу во время бури деревья?стонут, трещат, ломаются.?

 1,7,27-28,38,43,47

обозначают разные признаки одного предмета
2)Странный, ? резкий, болезненный?крик раздался вдруг над водой?

35

противопоставляет что-либо.
 3) 3)Не от росы урожай, а от поту.

.6


помогают обрисовать детали, конкретизируют предмет или явление
4)Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.



31,35

выражают динамичность, чтобы передать быстро меняющиеся картинки  
5)Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки,лавки фонари….



придают речи образность и выразительность;
 6) Поля, просторные, немые, блестят, омытые росой.

 18,32


 
Фронтальная работа- проверка материалов таблицы.
4. Лексическая работа.
Однородные члены предложения занимают достойное место в эмоциональной речи и являются одним из важнейших изобразительно-выразительных средств  В художественной речи с помощью однородных членов предложений создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы. Найдите  пример  градации в предложенном для анализа тексте (45). Запишите в карту урока новый термин.
                                              Блок 3.  Работа над сочинением на лингвистическую тему
1.Напишите сочинение, взяв за основу высказывания Александра Александровича Реформаторского  ?Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности?. Вы можете использовать  Модель 1  или Модель  2, используя в качестве аргументов материалы таблицы ? Грамматическая и лексическая роль однородных членов?, не забывая указать разные функции однородных членов, а также номера этих предложений.

Вы можете работать как самостоятельно, так и в паре.
2.  Анализ письменных работ по критериям (ПРИЛОЖЕНИЕ4) 
1) Взаимопроверка. Выставление оценок.
Рабочая карта урока                               учени___  класса                              _________________________
МИНИ-сочинение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача:
Цель:
Тема:

2) ?Зачеркните  лишнее?
какой?
что произошло
тезис
событие
развязка
статичная картина

повествование от 3 лица
развязка
аргумент
что?где?когда?
 обилие прилагательных
с кем произошло

одна фотография
несколько
фотографий
вывод
почему
нет фотографии
БАЛЛЫ

3) Требования к сочинению
НЕОБХОДИМО   ОБЯЗАТЕЛЬНО1.?раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;2. раскрывать смысл высказыва?– ния на ____                      материале
3. привести?     не менее ……….  примеров из                      ___текста, аргументируя свой ответ;?4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять?не менее   ___  слов
МОЖНО:1. приводя примеры,?указывать _________нужных предложений или применять?_________________;2. писать работу _______________ ________________________ стиле;3. начать сочинение? с  __________
___________________________
НЕЛЬЗЯ:?1. писать сочинение?без опоры на  _______________________текст;2.вместосочинения?____________
или?  переписывать?исходный текст.


4)                        ПЛАН     СОЧИНЕНИЯ-рассуждения (Тезис    ---     Аргумент 1,Аргумент2 =Вывод)
Модел1. Объясняем смысл высказывания  ( Высказывание лингвиста я понимаю так:……. 2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.3. Приводим пример №2 из прочитанного текста. 4. Делаем вывод(цитатой- N.был прав, утверждая….
Модель 21. Цитируем высказывание (N. утверждал,что ?…2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.4. Объясняем смысл высказывания (1пункт по-другому)


5) ТЕСТ                                                                                                                                                                  
6) Функции однородных членов (работа в четверках)
Роль однородных членов
пример
№ предложений


1)В большом лесу во время бури деревья?стонут, трещат, ломаются.?
 


2)Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг над водой.



 3)Не от росы урожай, а от поту.
.




 


4)Тонкий дожди сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.


 


5)Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки,лавки фонари….



 6)Поля, просторные, немые, блестят, омытые росой.
  


Материал для справок:    придают речи образность и выразительность, помогают обрисовать детали, конкретизируют предмет или явление ,   выражают динамичность, чтобы передать быстро меняющиеся картинки, противопоставляет что-либо, обозначают одновременность, последовательность действия                                                                                                                                                                                                          
7) Новый термин-  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, -расположение однородных членов (синонимов) по убыванию или возрастанию. Предложение №  ……..
8) Напишите сочинение, взяв за основу высказывания Александра Александровича Реформаторского  ?Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности, обозначают разные признаки одного предмета
10) Анализ письменных работ по критериям (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Взаимопроверка. Выставление оценок.

 







  


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Напишите сочинение-рассуждение,  раскрывая  смысл  высказывания Александра Александровича Реформаторского  ?Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности? 
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая   тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами   К.Г. Паустовского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или  полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было  комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ ?Однородные члены предложения? 
1)Укажите неверное утверждение.1) Однородными могут быть только главные члены предложения.2)  В предложении может быть не один ряд однородных членов, а два и больше.
3) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
2) Укажите  неверное утверждение.
1) в основном  выражаются словами одной части речи.2) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной интонацией и сочинительными союзами 
3)однородные члены предложения могут соединяться подчинительными союзами.
3) Укажите  неверное утверждение.
1)равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;
2) являются одним членом предложения.
3)между однородными членами всегда ставится запятая.4) Укажите неверное утверждение.
1)   Однородные члены предложения показывают  последовательность действий.
2) однородными могут быть любые члены предложения
3)однородными могут быть только второстепенные члены предложения.
5) Укажите  неверное утверждение.
1)однородные члены предложения могут быть только в простом предложении.
2) Однородные члены предложения показывают одновременность действий
3) могут иметь при себе зависимые слова


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

1)Олеська буквально выпала из переполненного автобуса, с трудом удержала равновесие, чтобы  не упасть, поправила пальто, кинула взгляд на сумку и обмерла: молния на ней была расстегнута, внутренний карман вывернут наружу. (2)?Кошелек!? — мелькнуло в голове. (З) Секунды хватило, чтобы понять, что его на самом деле вытащили.
(4)От обиды перехватило дыхание. (5)Все и так с утра шло просто из рук вон плохо, а тут ещё и это... (6)И случись это в другой день, когда ещё были сбережения дома, было бы не так обидно, но сегодня в злосчастном кошельке оставалась последняя до зарплаты тысяча, одна бумажка, на которую предстояло прожить ещё далеко не один, а несколько дней.
(7)Олеська, мигом осознавшая всё это, вдруг резко втянула в себя воздух, запрокинула голову и уже не смогла сдержать слез.
(8)?Ненавижу! (Э)Не-на-ви-жу! — завертелось в голове. (10)— Ну что за люди? (11)Что за люди?! (12)Всех ненавижу!?
(13)Она обессиленно села на корточки и закрыла голову руками: ещё никогда в её душе не было столько злобы, ненависти  на весь окружающий мир. (14)?Не-на-ви-жу! (15)Ну как можно??
(1б)Слёзы ручьями катились из глаз, и Олеська даже не пыталась их остановить.
(17)— Тетенька!..
(18) Тонкий, детский голос прямо над ухом заставил вздрогнуть.
(19)— Тетенька!
(20)?Попрошайка!? — мелькнуло в голове, и новая волна болезненной ненависти поднялась откуда-то из самой глубины её обиженной души. (21)Девушка подняла голову — и точно: на неё из-под грязной шапки смотрели озадаченные глаза не знакомого чумазого мальчонки.
(22)— Пошел вон! (23)Нет у меня ничего! (24)У меня кошелек украли!!! — и Олеська от жалости к себе снова зашлась в рыданиях,
(25)— Теть, ты это... — спустя пару секунд снова произнес детский голос. (26)— Ты это... на!
(27)— Ну что тебе ещё? — Олеська подняла голову и увидела, что мальчишка протягивает ей пирожок, завернутый в газетный обрывок. (28)— Теть, ты это... ты не плачь, на, съешь. (29)Ты вон какая; без кошелька, такие еды не раздобудут...
(ЗО)Олеська замерла. (31)Она не верила своим ушам и глазам, и слёзы буквально застыли на щеках.
(32)Мальчишка просветленно, по-доброму улыбнулся.
(33)— Я вообще-то Лизке купил, ей кутёнков кормить надо. (34)Но ничего, у ней ещё кости есть, да и сама она молодец.
(35)Олеська оторопело взяла мягкий, еще теплый пирожок.
(36)— А кто эта Лизка?
(37)— А вон она и сама пришла, — мальчуган показал грязной ручонкой влево, откуда, радостно виляя хвостом и повизгивая, подбежала большая дворовая собака. (38)Мальчик обнял её за шею и улыбнулся.
(39)— Ну ты это, ты не плачь больше. (40)А мне идти надо. (41)Ещё сестренке надо на пирожок заработать, люблю я её.
(42)И, не дав Олеське опомниться, мальчишка скрылся в подземном переходе...
(43)Девушка медленно встала, растерянно утерла нос и щеки.
(44)— Спасибо тебе ... — только и шепнула она вдогонку.(45)Вся обида куда-то вдруг исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной, мелкой.
(46)Лизка подошла ближе и сочувственно лизнула её в руку с зажатым в ней пирожком.
(47)Олеська невольно улыбнулась, развернула газету и протянула его собаке.
(48)— Ешь, милая, ешь... — растроганно прошептала она. — (49)Теплый ещё пирожок-то... а кошелек... (50)Да Бог с ним, проживу! (51)А тебе ещё кутёнков кормить. (52)Ешь...
(По О. Павловой)
















Модель №1 
Цитата

Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности 



Тезис
 Известный филолог утверждал:

 


Докажу эту мысль на конкретных примерах .



 Аргумент 1










Аргумент 2









 Вывод













 
















Модель № 2

Однородные члены предложения являются не только средством стройного логического изложения мыслей, но и ярким источником речевой образности 


Вступление1
Высказывание Реформаторского А.А.я понимаю так:





Докажу на примерах из предложенного для анализа текста.

Аргумент 1







Аргумент 2













Вывод






Следовательно, Реформаторский был прав, утверждая, что ?





  
 
 





















                     КРИТЕРИИ ?ПРОВЕРКИ ?И ?ОЦЕНИВАНИЯ ?СОЧИНЕНИЯ
Критерии оценивания задания 15.1
 .
№
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Баллы

С1K1
Наличие обоснованного ответа


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет
2


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса
1


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,?или тезис не доказан,
или?дано рассуждение вне контекста задания,?или?тезис доказан на бытовом уровне
0

С1K2
Наличие примеров-аргументов


Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте
3


Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста. но?не указал их роли в тексте,
или?привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,или?привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте
2


Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте
1


Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,или?экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста
0

С1K3
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
логические ????????ошибки ????????отсутствуют, ????????последовательность ????????изложения ????????не нарушена;
в работе нет нарушений абзацного членения текста
2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,?нодопущена одна логическая ошибка,
и/или?в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста
1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,?но?допущено более одной логической ошибки,
и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста
0

С1К4
Композиционная стройность работы


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет
2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,?но?допущена одна ошибка в построении текста
1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста
0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям  С1К1 – С1К4 
9