Подходы к обучению монологической речи и система упражнений
С методической точки зрения обучение иноязычной монологической речи является крайне важным, что обусловлено трудностью для учащихся связно и последовательно излагать мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. Самое сложное в обучении монологической речи заключается в том, чтобы учащиеся научились экономно и творчески пользоваться активным языковым материалом и умели выражать свои мысли правильно. Для этого необходима систематическая тренировка, т. е. вышеперечисленные качества речевых монологических умений формируются в соответствующих упражнениях посредством одного из путей обучения монологу. В отечественной методике обучения иностранным языкам выделяют два подхода к обучению монологической речи:
Дедуктивный («сверху вниз»)
– предполагает
формирование умений в монологической речи на основе различных этапов работы с текстом.
Индуктивный («снизу вверх
») –
связан с развитием монологических умений без опоры на текст, на основе тематики обсуждаемых вопросов, лексического и грамматического материла, речевых структур.
Дедуктивный подход имеет ряд преимуществ. Во-первых, текст наиболее полно описывает речевую ситуацию. Во-вторых, правильно отобранные тексты обладают высокой степенью информативности, предопределяют содержательную сторону высказываний учащихся. В-третьих, аутентичные тексты составляют хорошую языковую и речевую базу, основу для составления собственных речевых высказываний по образцу.
Индуктивный подход предполагает последовательное, систематичное овладения отдельными высказываниями разного уровня к их последующему комбинированию. Данный путь может проходить успешно, если у учащихся есть достаточный информационный запас по данной теме, соответствующий уровень языка для обсуждения определенной темы на иностранном языке, необходимый запас речевых структур.
Обучение монологической речи по одному из двух вышеописанных подходов происходит с помощью последовательно выстроенного комплекса упражнений. Представляется необходимым описать систему упражнений, которую будем использовать при обучении монологической речи. В методической литературе существуют различные классификации упражнений. Н. И. Гез и Н. Д. Гальскова выделяют подготовительные/тренировочные и речевые/коммуникативные упражнения. С. Ф. Шатилов выделяет некоммуникативные (языковые), условно-коммуникативные (учебно-коммуникативные или условно-речевые) и подлинно-коммуникативные (речевые) упражнения.
Введем данные классификации упражнений в таблицу:
По Н. И. Гез/ Н. Д. Гальсковой
По С. Ф. Шатилову
Подготовительные упражнения
Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами
Языковые упражнения
Сгруппировать слова по темам
Условно-речевые упражнения
Связать предложения с помощью союзов
Речевые упражнения
Составить ситуацию по ключевым словам
Речевые упражнения
Описать картины, связанные с изучаемой темой
Табл. 2. Классификация упражнений для формирования умений в монологической речи
Подсистема подготовительных упражнений является крайне значимым для общей системы упражнений, хотя выполнение такого вида упражнений еще не составляет речевую деятельность. Она призвана обеспечить условия формирования речевого высказывания и успешность его осуществления. Эти упражнения учат:
широко пользоваться аналогией;
выявлять искомое по различным признакам;
выбирать правильное решение из двух противопоставленных;
восстанавливать в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст;
использовать выбранное решение в различных ситуациях;
разбираться в структуре предложения. Подсистема
речевых упражнений
способствует выработке умений воспринимать речевое сообщение в условиях приближенных к естественной коммуникации, к тому же без наличия опор, подсказок, предварительного объяснения ситуации или темы. Эти упражнения обучают:
формулировать мысль четко и однозначно;
синтезировать содержания, опираясь на собственный жизненный опыт или ассоциации;
излагать мысли последовательно;
выражать одну и ту же мысль разными средствами;
строить высказывание, учитывая его прагматическую ценность;
формировать и реализовывать речевое намерение.
Теперь перейдем к разбору классификации упражнений по С. Ф. Шатилову. Языковые упражнения – это упражнения, которые способствуют более глубокому пониманию и сознательному усвоению языкового материала (грамматического, лексического, фонетического). Для большинства этих упражнений характерно отсутствие связи с речевой ситуацией, их формальный характер. Характерной особенностью условно-речевых упражнений является то, что они позволяют осуществлять отработку языкового материала в учебной (условной) коммуникации, имитирующей естественную. Внимание учащихся должно быть направлено не на форму высказывания (отработка идет на хорошо отобранном материале), а на цель и содержание высказывания. Речевые упражнения направлены на формирование или развитие коммуникативных умений. Речевые упражнения – это всегда творческие упражнения.
Таким образом, чтобы обучение иноязычной монологической речи проходило эффективно, необходимо применять подходы к обучению данной форме речи и соответствующую последовательность упражнений.
Трудности обучения монологической речи
Для того, чтобы выявить трудности монологической речи, определим, какие трудности возникают у учащихся при обучении говорению вообще. Основные трудности обучения говорению связаны с формированием установки на общение. Именно потребность и внутреннее желание высказаться расценивает американский психолог У. М. Риверс как первое и необходимое условие общения на иностранном языке. [Риверс, 1976]
К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как боязнь учащихся сделать ошибки, подвергнуться критике; непонимание учащимися речевой задачи; нехватка языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;
Из вышеперечисленных трудностей можно выявить, что уровень мотивации общения у учащихся зависит как от деятельности учащихся, так и от деятельности учителя. Но стиль работы учителя на уроке может положительно влиять на учебный процесс. Для того чтобы создать мотивы для общения на уроке, учителю следует отказаться от дидактических методов работы, не прерывать в частности общение резкой констатацией ошибок, а просто подсказать правильный вариант и побуждать к его повторению, поддерживая таким образом атмосферу общения и все глубже вовлекая в нее учащихся. Отсюда вытекает очень важный вывод: приемы, упражнения, организация, создание определенных условий при организации речевых упражнений способны воздействовать на силу мотивации.
Трудности, проистекающие из проблемы коммуникативной мотивации, являются преградой и в процессе обучения монологической речи. Учащиеся часто сталкиваются с такими трудностями, как:
– неумение работать над разными функционально-смысловыми типами текстов, такими как повествование, описание, рассуждение;
– невладение средствами выражения субъективно-эмоционального отношения по предмету высказывания, или по-другому неумение выразить личное отношение по обсуждаемой проблеме;
– отсутствие целостности, связности, логичности высказывания.
Таким образом, при порождении монологического высказывания говорящий сталкивается со следующими трудностями: 1) выявлением предмета высказывания; 2) построением последовательного, логичного высказывания; 3) выбором языковых средств. Первые две трудности составляют план содержания, а последняя – план выражения. Отсюда, исходя из особенностей монологической речи, трудности монологической речи также можно рассмотреть на двух уровнях:
на
психологическом уровне;
на
лингвистическом уровне.
На психологическом уровне трудности связаны со следующими особенностями монологической речи:
Монолог – это высказывание одного лица, что зачастую является причиной неудачного построения монологического высказывания среди учащихся, поскольку психологическая подготовка говорящего к выступлению перед аудиторией предварительно не отрабатывается, что ведет к неловкости говорящего, а, следовательно,
к длительным
и необоснованным паузам между фразами.
Последовательность, логичность изложения. Следовательно, учащимся тяжело связно и последовательно излагать мысли. В высказываниях учащихся на иностранном языке может отсутствовать смысловая и коммуникативная целостность.
В лингвистическом плане трудности монологической речи обусловлены усложненным синтаксисом, присущим монологическому высказыванию. Так, учащиеся могут затрудняться при структурно-грамматическом построении высказывания, поскольку монологическому высказыванию характерны сложные полносоставные предложения, например:
“The City of London which is the financial district of the capital has its own historic delights, such as the 15th century Guildhall and churches designed by Sir Christopher Wren”.
На лексическом уровне учащиеся могут столкнуться с трудностью незнания достаточного количества вводных слов и предложений для построения связного монологического высказывания, на фонетическом уровне – с незнанием особенностей произнесения каких-то слов, на грамматическом уровне – с незнанием грамматических структур. Поэтому необходимо вводить слова-связки в процессе обучения монологической речи: In the first place, To begin with, Finally, What is more, Moreover, Besides, In addition, However, On the contrary, On the other hand, etc, которые придают высказыванию четкость и логичность:
“London is not a historical theme park. On the contrary, it is a lively and exciting metropolis which is well-known for its popular culture, music, clubs and street fashion. Besides, many of its wide variety of restaurants claim to be as good as in any other European capitals”.
В зависимости от формы монолога, т.е. от функционально-смыслового типа текста, у учащихся могут возникать трудности относительно выбора лексических единиц: для монолога-повествования необходимо владения глаголами действия, тогда как для монолога описания требуется использование в основном прилагательных для развернутой характеристики объекта.
Отдельной группой представляется необходимым рассмотреть организационные трудности, которые в основном связаны с неумением учащихся организовать высказывание. Например, учащиеся могут столкнуться с незнанием структуры монологического высказывания. Кроме того, хотя монологическая речь предполагает продолжительное высказывание, учащиеся часто не могут уложить свое монологическое высказывание в необходимое количество времени; объем информации или недостаточен, или избыточен.
Таким образом, можем заключить, что в процессе обучения монологической речи учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны с тем, что монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности изложения, композиционно-структурного и лексико-грамматического оформления высказывания.