Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования АПРЕЛЕВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

« Подросток-музыка-школа»

Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитывать и развивать музыкально, мы должны узнать и понять их. Понять, как нужен им добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир музыки. Понять, как сильна в подростках потребность серьёзного общения с нами на «музыкальной почве». А разве не случается, что наш разговор сводится лишь к запретам и нотациям, к негодованию по поводу дурных вкусов и невысоких требований?

Им необходимо стать интеллигентными в подлинном смысле слова. И в этом плане роль музыкального воспитания поистине незаменима.

Любовь к большой музыке не врождённое чувство. Слушать музыку учатся. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальном инструменте, когда деятельность в музыкальной сфере становится привычкой, она перерастает в потребность, нередко в очень сильную.

Конечная цель музыкального воспитания мыслится в сфере общего развития школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает перед школьником - подростком в роли проводника определённых идей и идеалов.

Особенности подросткового возраста

Младший подростковый возраст охватывает период от десяти до двенадцати лет. К числу особенностей этого возраста относится повышенная утомляемость. Это связано с расходованием всё возрастающего количества энергии, особенно нервной, в условиях, когда возникает несоответствие между развитием сердца, сосудов и общим ростом тела. Страдает и мозг, не получающий требуемого количества крови. Малокровие мозга является одной из причин быстрого переутомления, вялости, иногда обмороков.

Если младшему подростку не создан щадящий режим труда и отдыха, чрезмерные затраты энергии неизбежны. Это приводит, во-первых, к угрозе здоровью. Кроме того, к немотивированным поступкам. Поэтому следует вести урок по мозаичному принципу, то есть чередуя формы работы. Если учащийся устал, естественно теряется нужный контакт, и тогда в первую очередь следует позаботиться о снятии усталости шуткой, занимательным музыкальным фактом.

Очень велико у младших подростков желание отмеживаться от всего детского. Они боятся прослыть маленькими и проявляют высокую чувствительность к любой попытке подчеркнуть, что они ещё дети.

Интересными и важными представляются вопросы отношения младших подростков к учителю. Возраст учителя сам по себе не обладает значимостью в глазах подростка. Приходилось не раз убеждаться, что вчерашний студент пользуется у учащихся 4-5 классов огромным авторитетом и как музыкант и как учитель. И учителю любого возраста следует учитывать, что авторитет его зависит самым непосредственным образом от того, сумел ли он оправдать ожидания своих воспитанников.

Подростки ждут от своего учителя своеобразного « всезнайства». Учитель, по мнению подростков, должен знать о музыке всё. Ребята ждут искреннего, увлечённого разговора о ней, преподнесённого в живой увлекательной форме. Важно, чтобы уроки оставляли у учащихся ощущение увлекательной, активной деятельности.

Вступление в младший подростковый возраст ознаменовывается и отрицательным отношением учащихся к запретам и поучениям. Но ребята не уважают и учителей, потакающих им во всём. Учитель, идущий на поводу своих учащихся, не выигрывает ни в авторитете, ни в процессе обучения.

Сказанное убеждает нас в том, что необходимо специально готовиться к работе в подростковых классах, чтобы учитывать «подводные камни» этого возраста.

Старший подростковый возраст. По данным современной психофизиологии это возраст – от 12 до 15 лет, то есть шестые – восьмые классы школы. Наблюдения физиологов показывают, что характернейшая черта организма подростка заключается в определённом выравнивании развития сердца и сосудов, приводящее к окончанию малокровия мозга. Поэтому, старший подросток испытывает избыток энергии. Отсутствие экономии в поступках, атмосфера преодоления трудностей – едва ли не самая приятная и характерная их черта. Переизбыток жизненной энергии влечёт за собой появление другой возрастной особенности: старший подросток не переносит ситуации ожидания.

Физиологическая перестройка организма влечёт за собой кардинальные перемены в психологической перестройке личности. Зарождается интерес к миру взрослых. И эта особенность обязательно должна учитываться на уроках. Недаром программа включает в себя пьесы, обращённые к чувствам и эмоциям, к внутренним переживаниям человека.

Возрастной особенностью является гипертрофированность чувства собственного достоинства. Стремление «быть» становится одним из главных. Очень велика жажда популярности. Серия безрассудно-дерзких выходок, единственное назначение которых – привлечь внимание, стать знаменитыми, появляется периодически. Цель, жизненное кредо – прославиться. Опыт показывает: старшие подростки не в меру самолюбивы. Следует помнить, что ни на одном другом возрастном уровне не стоит так остро вопрос о педагогически грамотном заполнении вакуума доброты, как в работе со старшими подростками. Ни эрудиция, ни блестящее владение фортепиано, ни внешняя корректность, ни строгость не спасут в 6 -7 классе авторитета учителя, заподозренного в чёрствости и равнодушии.

К 12 -13 годам у подростков обнаруживается ярко выраженная потребность в самовоспитании. Большинство их ставит цель научиться владеть эмоциями, волей, воспитывать в себе самодисциплину.

Выдающийся швейцарский педагог – музыкант Эмиль Жак – Далькроз, обращаясь к своим ученикам, не раз говорил: «Дорогие мои художники – ученики! Воспитывайте себя так, чтобы не нуждаться в развлечениях». Эта мысль не потеряла своего значения и в сегодняшние дни. Музыка в современном мире – это не предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности, это огромная работа. Многое закладывается именно в подростковом возрасте.

И дело чести учителя музыканта сделать всё, чтобы каждый из воспитанников в наибольшей мере развил музыкальные способности.

Автор: Почкаева Лариса Дмитриевна, преп. фортепиано

г. Апрелевка, Наро-Фоминский г.о.

Московская обл

Январь 2024