Подвижничество святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба. ?…К душевным подвигам относятся чтение …слова Божия, писаний святых отцов и житий святых Божиих…покорность воле Божией в судьбе своей жизни…? иеромонах Софроний. Святые благоверные князья страстотерпцы?Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид память 24/6 июля Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб – ?первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью родились около 90-х гг.10 века . Новая вера отражалась в душе и жизни их, как в чистой воде луч света. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, родившимися незадолго до Крещения Руси (не позднее 988 г.). Дети одной матери-христианки, они росли и развивались в благочестии и под влиянием дивных подвигов любви христианской, которыми так цвела жизнь их отца Владимира. Юные князья были не тронуты заразой язычества и ?любили только назидательные книги, как и их праведный отец. Борис, старший из братьев, наученный грамоте, брал книги и прилежно читал их, а младший, Глеб, слушал брата со вниманием. Они любили читать Святое Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Борис под их влиянием имел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих. Глеб ?разделял стремление брата посвятить жизнь ?исключительно служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца. Братья любили его, любили друг друга, и, когда пришлось назначить им уделы, отец назначил Борису – Ростов, Глебу – Муром, чтобы значительные расстояния не разделили любящих братьев. Борис управлял своим княжеством, проявляя мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении православной веры и утверждении благочестивого образа жизни подданных. Молодой князь прославился как храбрый и искусный воин, именно поэтому незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил с войском против печенегов, слух о приближении которых сильно тревожил больного князя. Владимир при этом хотел объявить князя Бориса наследником своего престола, минуя не только старшего брата Святополка, но и Ярослава правившего в Новгороде, так опечалившего его старость, отказавшись выплачивать полагающуюся Киеву дань. ?Готов на все по твоей воле?, ответил Борис и отправился с войском против печенегов. Старший брат Святополк не был родным сыном Владимира и в душе оставался язычником с дикими страстями. Он возмущался против отца и против святой веры. Жил он Вышгороде, где легче было за ним наблюдать. Жадный до власти, он видел в Борисе врага, думая, что тот готов оспорить его право на власть. 24 июля 1015 года святой Владимир умер в Вышгороде. Святополк объявил себя великим князем Киевским. Он поспешил задобрить киевлян, раздавал им богатые подарки. Борис же, не встретя печенегов, которые бежали в степи от него, стоял на стоянке близ Переславля на реке Альте. Здесь и застала его весть о смерти отца. Узнав об этом, он сильно огорчился и горько плакал. Окружавшие его воины предложили ?идти на Киев и силой выгнать Святополка. ?Нет, ответил Борис, – не подниму руку на старшего брата, умер отец мой, пусть он будет мне вместо отца?. Между тем Святополк заручившись поддержкой нескольких известных ?бояр послал убийц истребить Бориса. Борису дали знать, что его хотят убить. Он же велел поставить шатер и долго молился Богу. Потом призвал священника и велел петь утреню, сам читал шестопсалмие. ?Господи, Ты пострадал за грехи наши, удостой меня пострадать за Тебя. Умираю не от врагов, от брата, не поставь ему того в грех?. Затем, простясь со всеми, лег на постель. Убийцы ворвались в шатер и ударили его копьем, после, завернув? в шатер, повезли еще дышавшее тело Святополку. По приказу брата-зверя два варяга докончили убийство. Тело Бориса тайно привезли в Вышгород и схоронили при церкви св. Василия. Но Святополку мало было смерти Бориса, он решил убить и Глеба, отправив к нему гонца с приглашением брата в Киев. Глеб поспешил в Киев. Спустившись по Оке в Волгу, плыл до устья Тмы, потом Вогузою до Волочка, где перевезли ладьи в Днепр. На реке Смядынь у Смоленска он получил известие от Ярослава, что отец умер, а брат его Борис убит Святополком. Глеб оплакивал смерть отца и любимого брата. Убийцы знали, что другого пути у Глеба нет, и поджидали его у Смоленска. Когда люди Глеба увидели убийц, то взялись за оружие, защищая своего князя. Но Глеб приказал оставить его и сойти на берег. Поступая так, он думал, что спасет жизнь свою и своих слуг. Но убийцы закололи Глеба, как агнца кроткого – перерезав ему горло. Тело Глеба было брошено в глухом лесу. Так взошел в вечную обитель юный праведный Глеб ?5 сентября 1015 года. За смертью страдальцев последовали кровавые волнения по всей Руси. Святополк, решивший удержать власть, убил еще одного брата Святослава; вступил в отчаянную борьбу с Ярославом, одновременно отбиваясь от печенегов и поляков. Так продолжалось четыре года. В 1019 году на реке Альте, где было совершено тяжелое злодеяние, Святополк был разбит Ярославом и сбежал в Польшу. Ярослав же занял киевский престол. По расспросам очевидцев в Вышгороде Ярославом были отысканы мощи Бориса, а 1020 году охотниками были найдены останки Глеба. Чудное дело! Тело Глеба, пролежавшее пять лет на открытом воздухе, осталось нетленно. Тела Бориса и Глеба были похоронены вместе в Вышгороде, в церкви св. Василия. Скоро у могилы мучеников стали совершатся чудеса и знамения, то увидят ночью огненный столб, то услышат благоговейное пение. Многие люди получали исцеление. Прославление Бориса и Глеба произошло при Ярославе Мудром в 1021 году 24 июля во время перезахоронения тел. Но официально считается, что канонизированы Борис и Глеб были в 1072 году при князе Изяславе, при перенесении тел в новый построенный для них храм. Произошло это 2 мая, в день, празднуемый сейчас каждый год. В этом храме произошло три чуда. Выздоровел немой с отнявшейся ногой. Стала здоровой рука женщины, которая долгое время не работала. Слепец прозрел. В чем же состоит подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так без сопротивления погибнуть от рук убийц? Святые мученики Борис Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву христианскому доброделанию. ?Кто говорит: ?Я люблю Бога?, а брата своего ненавидит, тот лжец?. Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти. ?Не бойтесь, убивающих тело, души же не могущих убить?. Перед смертью святой благоверный князь Борис промолвил: ?Слава Тебе, Господи, за все, ибо удостоил меня зависти ради принять сию горькую смерть и претерпеть все ради любви к заповедям Твоим?. Конечно, Борис и Глеб понимали, что сопротивление Святополку неизменно превратит их противостояние в междоусобную войну, в которой будут убиты многие люди. Что это борьба за власть. Поэтому они смиренно приняли смерть, как волю Божью, не противясь. Мы с трудом понимаем ту великую жертвенность и строгое соблюдение христианской веры. Множество храмов и монастырей посвящены в России святым князьям Борису и Глебу; фресками и иконами святых братьев-страстотерпцев украшены многочисленные храмы Русской Церкви. Мы молимся, прося их защиты и молитв о нас грешных пред Господом. Икона святых братьев Бориса и Глеба есть и в нашем храме. Окончу повествование? повторением священной песни, которую пели в честь священномучеников при Ярославе: Придите новокрещенны соборы Русские, и увидим, как без вины судится Борис завистью брата. Копием пронзили его тело и пролили кровь по наущению дьявола; и Глеб – зарезан ножом, рукою того же брата Святополка и брошен между колодами. Они увенчаны, а тот погиб без следа. Они молят Христа о спасении душ наших.
Подвижничество святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба