* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Специальная (коррекционная) школа №107»

Психологический урок с детьми начальной школы

с элементами сказкотерапии.

Тема «Погружение в мир сказки».

СОСТАВИЛА: КОВАЛЕНКО И.С.

«Погружение в мир сказки».

Цель: Формирование навыков адекватного общения и взаимодействия детей со сверстниками в ближайшем окружении, используя сказку «Золотая рыбка».

Задачи:

Обучение детей индивидуализированным приемам межличностного общения и взаимодействия (умение увидеть успехи других, оценить достоинства свои и других детей, умение договариваться, уступать, быть внимательными друг к другу и т.д.)

Закрепление навыков бесконфликтного общения друг с другом.

Развитие творческих способностей и познавательного интереса.

Воспитание бережного и заботливого отношения к другим людям.

Способствовать сплочению группы.

Снятие психо- эмоционального напряжения.

Развитие рефлексивных способностей.


 

Материал:

Свеча, световая труба, магнитофон с записями спокойной музыки, цветные карандаши, листы белой бумаги по количеству детей, текст сказки «Золотая рыбка» из книги И.В. Стишенко «Сказка в тренинге»

Ход занятия:

- Здравствуйте ребята. Какой у нас сейчас будет урок? (ответы детей).

- Вспомните, чем мы занимались на прошлом занятии? (ответы детей).

- А сегодня у нас с вами будет необычный урок:

Во-вторых, урок у нас будет сказочный, и нам поможет попасть в сказку «Живой огонь» вот этой свечи.

- Сейчас я буду передавать по рядам свечу, а вы каждый должен подержать ее в руках и сказать какое-то хорошее ваше качество или доброе слово. Тем самым мы зарядим свечу положительной энергией. Начинаем…

- Добрый (передаю свечу 1 ребенку; если дети затрудняются, то помогаю наводящими вопросами).

- Ну вот ко мне и вернулась наша свеча, наш «Живой огонь». Давайте все возьмемся за руки и будем внимательно, не отрываясь смотреть на огонь свечи. А огонь умеет творить чудеса, и может перенести нас, мысленно, куда захотим.

(включается спокойная музыка и зажигается свеча; дети внимательно смотрят 1-2 мин.)

- И так, с помощью нашей волшебной свечи, которую мы зарядили положительной энергией, мы попали с вами в сказочную страну.

- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, которая называется «Золотая рыбка», а вы внимательно слушаете, так как потом мы будем ее обсуждать.

- Чтение сказки «Золотая рыбка».

(дети внимательно слушают сказку)

-Обсуждение и анализ сказки.

Примерные вопросы для обсуждения сказки:

О чем эта сказка?

Какой характер был у Волнистого Хвостика в начале сказки?

Почему друзья решили обратиться за помощью к Зеркальному Карпу?

Что сделал Зеркальный Карп для разрешения конфликтной ситуации?

Что понял Волнистый Хвостик после путешествия с Карпом? Как он изменился?

Знакома ли вам такая ситуация, в которую попали Волнистый Хвостик и его друзья?

Чему научила нас эта сказка?


 

Рисование сюжетов сказки по желанию детей.

- А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картинку из этой сказки, что вам больше всего понравилось. Можно использовать цветные карандаши, ручки или фломастеры.

(дети рисуют под сопровождение спокойной музыки. 7 – 10 мин).

- Уже многие справились с заданием. Отложите, пожалуйста, свои работы на край стола.

Релаксация с элементами дыхательной психогимнастики.

- Сядьте удобно, облокотитесь на спинку стула, руки свободно опущены вниз, ноги вытянуты и поставлены на пяточки, и внимательно смотрим на наш волшебный аквариум.

- Рыбки в нашем аквариуме разные,

И по форме и по цвету разнообразные,

Всех их можно сосчитать

И немножко помечтать.

(включаю цветовую трубу)

- Дышим свободно, спокойно, глубоко, вдыхаем носом, выдыхаем ртом. (пауза)

- Сделайте вдох и на мгновение задержите дыхание. (2 -3 раза)

- Попробуйте широко улыбнуться, чтобы глазки заблестели, и зубки было видно. Молодцы, очень красиво улыбнулись. Давайте, выполним еще раз.

- А теперь давайте нахмуримся, сдвинем брови, надуем щеки, как будь-то, обиделись. (повтор 2 раза).

- Следующее упражнение: напрягите все мышцы тела от пальцев рук до пяток. Расслабились. (повтор 2 раза)

- В заключении: глубоко вдохните три раза и потянитесь, как после сладкого пробуждения. Молодцы. (выключаю трубу)

Игра «Волны»

- Сейчас я попрошу вас всех опять взяться за руки и немного с вами поиграем. Игра называется «Волна».

- Волна пошла с этого края спокойная, легкая…

- Подул ветер, волна стала сильнее, покажите какая…

(2- 4 раза с разных сторон)

- В наше море закинули невод. Поможем рыбке спастись и спрятаться. (2 – 3 раза)

- Молодцы, хорошо поиграли и теперь нам пора расставаться со сказочной страной.

(беру свечу)

-Давайте еще раз внимательно посмотрим на наш «Живой огонь», и каждый загадает одно самое сокровенное желание.

- Загадали, и теперь задуваем свечу… (дети задувают свечу)

Подведение итога занятия:

- Ребята, чем мы занимались сегодня на занятии? (ответы детей)

- Чему может научить нас сказка «Золотая рыбка»? (ответы детей)

- Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались. Все были активны, но не все были внимательны.

-Передайте, пожалуйста, мне ваши работы, за которые вам большое спасибо.

- У нас осталось совсем немного времени и давайте поиграем в игру «Море волнуется».

Игра «Море волнуется».

- Занятие окончено.

Литература:

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по креативной терапии»

Речь С-П 2003 г.

2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»

Речь С-П 2002 г.

3. И.В. Стишенок «Сказка в тренинге» Речь С-П 2005 г.