Поиск решения задачи – это самое большое затруднение!

Для многих учеников математика становится «скучным» предметом, как только они сталкиваются с задачами, а особенно с нестандартными задачами. Для преодоления «Страха» перед задачей, есть приёмы, методы, технологии, то есть те инструменты, которыми дети воспользуются при решении задач, чтобы преодолеть трудности, проявить смелость и решительность.

Проект «Олимпиадная математика» направлен на выращивание способностей и одаренности учащихся в школе. Созданная система обучения нас педагогов, через курсовую подготовку, участие в вебинарах, различных сетевых событиях, таких как «Задача дня», «Олимпиада Петерсон», «Открываем двери школы», позволяет готовить учащихся к успешному участию в математических олимпиадах разного уровня.

Поиск решения задачи – это самое большое затруднение! Для преодоления затруднения в своей практике используем новый инструмент в обучении решению математических задач - МЕТОД РОЛЕЙ. Мы считаем, это очень интересный подход к решению задачи, ассоциативный подход, возможность перевоплотиться. А для наших учеников это возможность:

Осознанно проходить все этапы решения задачи;

Уметь преодолевать затруднение и открывать новое знание, не боясь затруднения;

Это возможность анализировать собственную деятельность, её результат. Выявлять точки собственного роста, а значит расти личностно.

Мы с детьми участвовали во всех сетевых событиях. Для вовлечения в проекты очень важно запустить механизм «спортивного» интереса детей к решению дополнительных задач по математике.

Начинаем в 1классе с проекта «Задача дня». Основной задачей данного этапа является мотивации для решения олимпиадных задач, приобретение первичного опыта решения задач повышенной сложности.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ На уроке математики обращаем внимание детей на задания «со звёздочкой», предлагаем ученикам выполнить одно из них или может указать конкретную задачу, а может предложить детям договориться и выбрать одну по желанию. Подготовленный лист с выбранным заданием, вывешиваем в классе в специально отведённом месте. Это может быть стенд «Задача дня», часть школьной доски или рубрика в классном уголке.

Выполнять задание, решать задачу, ученики могут как в школе (на переменках и во второй половине дня), так и дома. Поиск ответа на вопрос ученик может осуществлять как самостоятельно, так и в группе. В работе над решением «Задачи дня» дома могут участвовать и родители, поскольку совместный с ребёнком, вместе с ребёнком поиск решения обогащает опыт детей, демонстрирует ученику заинтересованность взрослых в такого рода интеллектуальной деятельности, позволяет школьнику почувствовать значимость его усилий для получения общего результата, разделить с близкими людьми радость одержанной победы над трудной задачей.

На следующий день до начала уроков или на уроке учитель организует разбор решения задачи. Результатом решения является совет, знак или подход, способ), который последующем используется учащимися при решении новых задач или задач данного типа. Задачи, решение которых не вызвало у детей затруднений (решены большинством), целесообразно проверить с использованием подробного образца (пошаговое решение задачи с пояснениями).

Задачи, решение которых у части детей вызвало затруднения, лучше разобрать, используя роли коммуникативного взаимодействия. При этом в роли «автора» может выступать ученик, предположительно решивший задачу, в роли «понимающего» и «критика» - остальные учащиеся, в роли «арбитра» и «организатора» - учитель.

Задачи, правильное решение к которым не было найдено ни кем из учеников, целесообразно разобрать, выстраивая проблемный диалог с учащимися.

В рамках работы лаборатории, мы апробируем новую технологию, предложенную в 2020 году методистами института - «Математический театр» — это новая деятельностная технология подготовки детей к математическим олимпиадам, в ходе которой они осваивают:

1) стратегии и способы решения задач по математике через ролевую игру и перевоплощение;

2) умение работать в команде и результативно преодолевать трудности.

Каждое отдельное занятие — это постановка нового спектакля, у которого есть своё название (тема занятия), свои сценаристы (учитель), сценарий (задачи, которые предстоит решить), режиссёр (учитель). А ученики выступают во всех ролях — они и актёры, и зрители, но при этом сценаристы и режиссёры своих выступлений, в ходе которых они представляют построенные ими способы решения задач.

Начинается все с этапа «Математического фойе».

ЭТАП 2. «Творческая мастерская»

ЭТАП 3. «Сцена»

ЭТАП 4. «Антракт»

ЭТАП 5. «Выход на бис»

ЭТАП 6. «Зеркало»

ЭТАП 7. «За кулисами».

При этом, даём возможность почувствовать удовольствие, познать радость совместного поиска решений, обменяться нестандартными идеями, разделить друг с другом успех.

Положительные результаты участия в олимпиаде станут еще одним источником вдохновения школьника и главное желания участвовать в олимпиадном движении в целом.