Полипредметность в преподавании общеобразовательных дисциплин в колледже искусств

(на примере учебной дисциплины «Литература»)

Преподавание Общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в учебном заведении творческого направления всегда представляло большую сложность: почти круглосуточная занятость студентов затрудняет процесс реализации программных требований ФГОС СОО. Хотя значение общеобразовательных дисциплин нельзя недооценивать: они – необходимый компонент подготовки специалиста: закладывая фундамент творческой личности, дисциплины ООД и ОГСЭ циклов дают базовые знания, формируют кругозор, наделяют обучающегося необходимым интеллектуальным инструментарием. Общегуманитарные знания создают широкий контекст и для освоения профессиональных компетенций.

Вектор современного образования направлен на воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, в связи с этим в последнее время меняются подходы к органи- зации образовательного процесса. Задача научить детей учиться, т.е. сформировать у них универсальные общеучебные действия (самостоятельная постановка познавательной цели, поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств, смысловое чтение, речевая компетентность и др.), побуждает преподавателей-предметников искать соответствующие требованиям времени формы и методы работы. Как нам кажется, одним из результативных средств повышения интенсификации обучения и развития интереса студентов к дисциплинам ООД и ОГСЭ циклов является принцип полипредметности, суть которого состоит в применение комплексных форм организации обучения. Он требует рассмотрения одного того же объекта с разных сторон, будь то культурно-исторические эпохи, художественные направления, отдельные явления исторической действительности, соотносимые с художественными произведениями. Такой выход за рамки изучения монопредметов способствует

формированию общих представлений и понятий о связи явлений;

выработке умений видеть в частном проявлении общие закономерности;

воспитани

ю

интереса и способности к анализу явлений и их обобщению;

создани

ю

целостного представления о мире как о бесконечном разноо

б

разии явлений, подчиняющихся общим закономерностям

.

Проектная деятельность, нацеленная на приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач представляет инновационный прием, позволяющий реализовать принцип полипредметности в максимальной степени. В процессе выполнения задания обучающиеся используют широкий спектр возможностей для развития ключевых образовательных компетенций вне зависимости от узкой предметной специализации.

Помимо проектов в практике работы предметниками давно используются формы нестандартных уроков: творческие мастерские, интегрированные уроки, деловые игры, конференции и т.д. У них существует ряд преимуществ перед классическими урочными формами:

формир

ование

устойчив

ого

интерес

а

к изучаемому материалу

через с

а

мостоятельный

или интерактивный

поис

к сведений

,

побужд

ение

обучающихся

к творчеству,

разви

тие

фантази

и

,

креативност

и

, образно

го

мышлени

я

,

широкое

использова

ние

технических средств и наглядных материалов.

Вполне успешными примерами внедрения инновационных форм урочной и внеклассной работы Предметной (цикловой) комиссией «Общеобразовательные, общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» можно считать групповые исследовательские и творческие проекты: Книга памяти, «Афганский ветер» (преп. С.М. Гулак), Музыкальный атлас, заочная экскурсия «По беловским местам» (Е.Ф. Иванова), «Битлз – вчера, сегодня, завтра» (преп. Г.С. Гладковская), «Здесь души моей Родина…», «От храмов и ликов к судьбам великим» (преп. Е.Е. Зайцева); «Интеллектуальный день здоровья»коллективный проект преподавателей; индивидуальные проекты обучающихся: «Ритмико-мелодическая организация лирики Лермонтова» (студ. II курса С. Соколова, рук. Е.Е. Зайцева), «Я родилась не в жизнь, а в музыку» (студ. II курса А. Шашерина, рук. Е.Е. Зайцева); интегрированные уроки: «Погружение в культуру и искусство Японии (на материале знакомства с поэзией Басе)» (преп. Е.Е.Зайцева), «Пусть поколения помнят» (преп. С.М. Гулак, Е.Е.Зайцева) и др.

Присутствие литературного материала практически во всех приведенных примерах свидетельствует о тесном взаимодействии Литературы с другими предметными областями. Особое место и значение этой дисциплины в учебном плане задается ее содержанием, в котором ощутимы масштабы пространства духовной, художественной деятельности человечества, а полипредметный характер материала предоставляет широкие возможности для поиска интегративных связей в рамках изучения гуманитарных, естественнонаучных и общественных дисциплин. Поэтому курс Литературы, основанный на взаимодействии с другими предметами (Русский язык, История мировой культуры, Музыкальная литература, История и др.), мог бы стать решением вопроса оптимизации обучения и создал бы необходимые условия для формирования у обучающихся системного восприятия явлений жизни и искусства. При этом знание основ истории и теории художественной речи (культуры), реальных фактов, стилей, имён, течений и направлений явилось бы базой для достижения главной цели – формирования у обучающихся готовности и способности к самостоятельному освоению художественных ценностей, пробуждению стремления к духовному раскрытию собственного (индивидуального) духовного мира и познанию себя в мире литературы как части культуры и мира культуры в себе.

Пока же такого курса нет, мы пытаемся использовать в работе элементы интеграции с близкими Литературе областями. Оптимальной формой работы в этом направлении становится урок-мастерская, где и преподаватель, и ученик заняты одним общим делом – «чтением как трудом и творчеством», открывающим глубинный смысл произведения. Мастерская как особая форма организации творческой самостоятельной деятельности ученика на уроке дает возможность раскрыться и высказаться каждому, не рассыпая урок на множество мелких вопросов. Интересный опыт работы над художественными произведениями в рамках творческой мастерской дали интегрированные уроки «Тема гениальности и зависти в маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», «Лики эпохи» А. Блок и М. Врубель (цвет как способ выражения характера времени)».

Но идеальным материалом для поддержания живого интереса к литературе, развития читательской интуиции и для создания модели-интегратора является поэзия. Ведь поэзия – это переживание всего строя языка во всех аспектах и концентрат этого переживания. Попытаемся на небольшом примере показать, как можно, анализируя поэтическое произведение, вести работу параллельно над метрическими элементами (теорией в чистом виде), языком и художественным целым произведения, используя эффект соавторства. Этот путь в итоге приводит читателя к убеждению в том, что в поэзии не бывает ничего случайного, не связанного с авторским замыслом. Здесь всё, в конечном счёте, превращается в содержание.

Рассмотрим это на примере фрагмента стихотворения Ф.И. Тютчева. Студентам предлагается реконструировать текст: заполнить пропуски, подобрав подходящие ритмически и по смыслу эпитеты.

Фонтан

Смотри, как облаком - - живым

Фонтан - - - - клубится; сияющий

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце - - дым. влажный

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты - - - — заветной

И снова пылью - - - - огнецветной

Ниспасть на землю осужден

«Фонтан» Ф.И. Тютчева является ярким примером лирики, основанной на принципах живописной образности. Пропущенные здесь эпитеты связаны с восприятием цвета (фонтана в лучах солнца). Такая работа наглядно показывает, что отбор прилагательных обусловлен не только метрикой стиха (количеством слогов, местом ударения и пр.), но и тем оттенком смысла, которые они в себе несут. Результаты показали, что успешность выполнения задания зависит не от теоретической подготовленности учеников, а от развития их интуиции и багажа читательского опыта. Нет смысла предугадывать тютчевские эпитеты, так как реконструировать их практически невозможно, поэтому учащиеся встают перед необходимостью давать свои варианты (а это уже серьезная языковая работа). И в этом как раз и кроется главная цель – побуждение к творчеству.

Подобного рода приемы работы с поэтическим текстом можно использовать в процессе изучения звуковой и ритмической природы литературы, что роднит ее с музыкой, поскольку выразительность речевой интонации и выразительные средства музыки сближает способность передавать в звуке эмоциональное состояние человека. Рождаются слуховые ассоциации, представления – возникает звуковой образ. И если одно из важнейших качеств поэзии – умение воссоздать словом музыку окружающего мира, то умение услышать эту музыкунеобходимое качество читателя. И это особенно актуально в обучении музыкантов.

Конечно, наш опыт преподавания литературы как интегративного курса нельзя назвать системным, но рано или поздно (будем надеяться) отдельные фрагменты сложатся в концепцию, а применение принципа полипредметности поможет дать ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры, и в конечном итоге может стать фундаментом и для достижения результатов обучения профессионального плана.

Использованная литература:

Смелкова

,

З.С. Литература как вид искусства: Книга для учителя и учащихся / З.С.

Смелкова

.

М.: Изд-во Флинта, 1998.

Шолпо

, И. Л.

Урок литературы

урок искусства: (Интерпретация

худож

. текста и содружество искусств на уроке

лит

.): Метод

.

р

екоменд

а

ции для учителей / И. Л.

Шолпо

;

Науч

. ред. В. Г.

Маранцман

.

М.: Изд-во МАИ, 1995.