Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №76»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08.2023 г. №1
Введено приказом от 29.08.2021 г. №_____
Директор МАОУ «Гимназия №76»
_________________ Е.В.Плотникова
Рабочая программа
курса «Введение в языкознание» для 7 а, б класса
(1 час в неделю, 32 часа в год)
Составитель: Полянцева Наталья Васильевна,
учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
«Согласовано»
Заместитель директора_____________ Е.А.Динмухаметова от 29.08.2024 г.
«Рассмотрено»
На заседании кафедры, протокол от 29.08.2024 г. №1
Руководитель кафедры гуманитарных наук____________ А.О.Ермаков
от 29.08.2024 г.
г. Набережные Челны
2023 г.
Планируемые результаты изучения курса
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
ученик научится
ученик получит возможность научиться
Введение. Дорога к письменности.
Свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Регулятивные УУД
- умению контроля.
- принятию решений в проблемных ситуациях.
- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
Коммуникативные УУД
-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Сформированность ответственного отношения к учению.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Фонетика. Орфография.
Правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём.
Характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём.
Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.
Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма
Словообразование. Морфемы. Орфография.
Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
по лексике и
фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.
Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
находить в словах изученные орфограммы,
обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,
находить и исправлять орфографические ошибки;
правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Морфология и орфография.
Распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения.
Различать грамматические омонимы.
Содержание курса
Название
раздела
Краткое содержание
Кол-во часов
Введение. Дорога к письменности.
Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?
1
Фонетика. Орфография.
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. Смыслоразличительная роль звуков.
Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.
Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных.
12
Словообразование. Морфемы. Орфография.
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.
Правописание НЕ с разными частями речи.
Слитное написание приставки НЕДО- со словами Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Способы образования сложных слов. Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными.
13
Морфология и орфография.
Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е). Сравнение существительного и местоимения. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
6
Итого
32
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
№
Изучаемый раздел, тема занятия
Кол-во часов
Календарные сроки
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Планируемые сроки
Фактические
сроки
Введение. Дорога к письменности.
1
Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.
1
20.09
Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов.
Фонетика. Орфография.
2-3
Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.
2
27.09
Составляют таблицу. Просматривают видеоролик. Обосновывают литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста. Участвуют в дискуссии по теме занятия.
34
Тайна фонемы.
1
04.10
Составляют понятийный словарь. Проводят лингвистический эксперимент. Приводят примеры из своего жизненного опыта.
5
Ударение под гласной может сделать букву ясной.
1
11.10
Подбирают материал в школьной библиотеке. Оформляют материал в виде доклада с презентацией.
6
Коварные словарные слова.
1
18.10
Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов. Решают лингвистические задачи. Подбирают примеры из художественной литературы.
7-8
Орфографический словарь – наш главный помощник.
2
25.10
Работают с орфографическим словарём. Составляют словарные статьи.
9-10
Опасные согласные.
2
08.11
Подбирают материал в школьной библиотеке. Оформляют материал в виде доклада с презентацией.
11
Звонкие и глухие «двойняшки»
1
15.11
Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов. Решают лингвистические задачи.
12
Старые знакомые Ъ и Ь
1
22.11
Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь по определённой тематике.
13
Большие и маленькие (правописание имен собственных)
1
29.11
Составляют понятийный словарь. Проводят лингвистический эксперимент. Решают лингвистические задачи.
Словообразование. Морфемы. Орфография.
14-15
Слитно, раздельно, через дефис.
2
06.12
Конспектируют лекцию учителя. Изучают лингвистический текст. Решают лингвистические задачи.
16
Сколько писать: одну или две?
1
13.12
Слушают сообщения по теме. Решают лингвистические задачи.
17
Как справиться со сложными словами?
1
20.12
Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.
18-19
Решение орфографических задач.
2
27.12
Выявляют средства межфразовых связей и стиль текста. Устраняют логические ошибки в тексте.
20
История образования и написания числительных
1
11.01
Конспектируют лекцию учителя. Выполняют упражнения по теме.
21
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)
1
17.01
Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.
22-23
Орфографические головоломки.
2
24.01
Конспектируют лекцию учителя. Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь по определённой тематике.
24
Приставки труженицы (классификация приставок)
1
31.01
Работают со словарем лингвистических терминов. Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь грамматических трудностей для 7-классника.
25
Приставки-труженицы (классификация приставок)
1
07.02
Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.
26
Кто командует корнями?
1
14.02
Морфология и орфография.
27
Проверь себя. Тест.
1
14.02
Выполняют тест с взаимопроверкой.
28
Суффиксы - большие молодцы.
1
21.02
Решают лингвистические задачи. Делают сообщения по теме: «Это интересно».
29
Волшебный клубок орфограмм.
1
28.02
Составляют обобщающие тематические таблицы. Выполняют упражнения по теме.
30
Путешествие в страну русского языка.
1
07.03
Просматривают видеоролик. Слушают доклады по теме. Решают лингвистические задачи.
31
Значение орфографии.
1
14.03
Работают с орфографическим словарем. Выполняют упражнения по теме.
32
Итоговый урок
1
21.03
Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Принимают участие в лингвистической игре. Разрабатывают задания для школьной олимпиады по русскому языку.
Итого за год
32