Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №76»

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от 29.08.2023 г. 1

Введено приказом от 29.08.2021 г. №_____

Директор МАОУ «Гимназия №76»

_________________ Е.В.Плотникова

Рабочая программа

курса «Введение в языкознание» для 7 а, б класса

(1 час в неделю, 32 часа в год)

Составитель: Полянцева Наталья Васильевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

«Согласовано»

Заместитель директора_____________ Е.А.Динмухаметова от 29.08.2024 г.

«Рассмотрено»

На заседании кафедры, протокол от 29.08.2024 г. №1

Руководитель кафедры гуманитарных наук____________ А.О.Ермаков

от 29.08.2024 г.

г. Набережные Челны

2023 г.

Планируемые результаты изучения курса

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Введение. Дорога к письменности.

Свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Познавательные УУД

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УУД

- умению контроля.

- принятию решений в проблемных ситуациях.

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Коммуникативные УУД

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Сформированность ответственного отношения к учению.

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Фонетика. Орфография.

Правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём.

Характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма

Словообразование. Морфемы. Орфография.

Объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;

по лексике и

фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов.

Характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;

использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

находить в словах изученные орфограммы,

обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами,

находить и исправлять орфографические ошибки;

правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Морфология и орфография.

Распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения.

Различать грамматические омонимы.

Содержание курса

Название

раздела

Краткое содержание

Кол-во часов

Введение. Дорога к письменности.

Как возникла письменность. Как обходились без письма? Древние письмена. Что обозначается в русском языке буквами. Меня зовут фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

1

Фонетика. Орфография.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии. «Ошибкоопасные» места. Тайна фонемы. «Фонемные» и «нефонемные» правила. Правило о непроизносимых согласных — «фонемное»! «Нефонемное» правило. Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных.

12

Словообразование. Морфемы. Орфография.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО- со словами Классификация приставок: смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова. Способы образования сложных слов. Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными.

13

Морфология и орфография.

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О (-Е). Сравнение существительного и местоимения. Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

6

Итого

32

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

Изучаемый раздел, тема занятия

Коло часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки

Введение. Дорога к письменности.

1

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

1

20.09

Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов.

Фонетика. Орфография.

2-3

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

2

27.09

Составляют таблицу. Просматривают видеоролик. Обосновывают литературного редактирования с практической стилистикой и лингвистикой текста. Участвуют в дискуссии по теме занятия.

34

Тайна фонемы.

1

04.10

Составляют понятийный словарь. Проводят лингвистический эксперимент. Приводят примеры из своего жизненного опыта.

5

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

1

11.10

Подбирают материал в школьной библиотеке. Оформляют материал в виде доклада с презентацией.

6

Коварные словарные слова.

1

18.10

Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов. Решают лингвистические задачи. Подбирают примеры из художественной литературы.

7-8

Орфографический словарьнаш главный помощник.

2

25.10

Работают с орфографическим словарём. Составляют словарные статьи.

9-10

Опасные согласные.

2

08.11

Подбирают материал в школьной библиотеке. Оформляют материал в виде доклада с презентацией.

11

Звонкие и глухие «двойняшки»

1

15.11

Конспектируют лекцию учителя. Работают со словарем лингвистических терминов. Решают лингвистические задачи.

12

Старые знакомые Ъ и Ь

1

22.11

Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь по определённой тематике.

13

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

29.11

Составляют понятийный словарь. Проводят лингвистический эксперимент. Решают лингвистические задачи.

Словообразование. Морфемы. Орфография.

14-15

Слитно, раздельно, через дефис.

2

06.12

Конспектируют лекцию учителя. Изучают лингвистический текст. Решают лингвистические задачи.

16

Сколько писать: одну или две?

1

13.12

Слушают сообщения по теме. Решают лингвистические задачи.

17

Как справиться со сложными словами?

1

20.12

Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.

18-19

Решение орфографических задач.

2

27.12

Выявляют средства межфразовых связей и стиль текста. Устраняют логические ошибки в тексте.

20

История образования и написания числительных

1

11.01

Конспектируют лекцию учителя. Выполняют упражнения по теме.

21

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1

17.01

Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.

22-23

Орфографические головоломки.

2

24.01

Конспектируют лекцию учителя. Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь по определённой тематике.

24

Приставки труженицы (классификация приставок)

1

31.01

Работают со словарем лингвистических терминов. Выполняют упражнения по теме. Составляют словарь грамматических трудностей для 7-классника.

25

Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

07.02

Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Составляют обобщающие тематические таблицы.

26

Кто командует корнями?

1

14.02

Морфология и орфография.

27

Проверь себя. Тест.

1

14.02

Выполняют тест с взаимопроверкой.

28

Суффиксы - большие молодцы.

1

21.02

Решают лингвистические задачи. Делают сообщения по теме: «Это интересно».

29

Волшебный клубок орфограмм.

1

28.02

Составляют обобщающие тематические таблицы. Выполняют упражнения по теме.

30

Путешествие в страну русского языка.

1

07.03

Просматривают видеоролик. Слушают доклады по теме. Решают лингвистические задачи.

31

Значение орфографии.

1

14.03

Работают с орфографическим словарем. Выполняют упражнения по теме.

32

Итоговый урок

1

21.03

Конспектируют лекцию учителя. Составляют понятийный словарь. Принимают участие в лингвистической игре. Разрабатывают задания для школьной олимпиады по русскому языку.

Итого за год

32