Авторы: Киргизова Светлана Валерьевна,
Турова Татьяна Федоровна,
Цховребашвили Людмила Михайловна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 31» г. Перми
Должность: учителя начальных классов
1. Тема урока: «Понятие обыкновенной дроби»
2. Оборудование:
- Учебник «Математика. 4 класс» (авторы В.В. Давыдов, С.Ф Горбов, Г.Г. Микулина)
- Презентация (Приложение 1);
- Задания для работы в паре (Приложение 2);
· Наглядный материал, необходимый для создания сказочного сюжета с использованием школьной доски (фигуры Царя, Ивана-царевича, Кощея-Бессмертного, Бабы-Яги, Лешего); бумажные пояса у учителя и учащихся
3. Приемы, методы, технологии обучения: информационный, частично-поисковый.
4. Тип урока: урок изучения нового материала.
5. Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Цель: ввести понятие “Обыкновенная дробь”.
Задачи: 1) научить правильно читать и записывать обыкновенные дроби;
2) определить, что означает числитель и знаменатель дроби;
3) создавать у школьников положительную мотивацию к выполнению умственных и практических занятий.
4) воспитывать чувство удовлетворения от возможности показать на уроке свои знания и умения.
Образовательные: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.
Формируемые УУД
Образовательные: формировать умения ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания.
Развивающие: развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.
Формируемые УУД
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое «доли», где числитель дроби, знаменатель дроби, что показывает числитель, а что знаменатель дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
· Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое мнение.
· Коммуникативные: уметь излагать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
· Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Ход урока
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность учащихся |
(слайд 1)
(слайд 2)
(слайд 3)
На центральной доске - рисунки Елены Прекрасной и Бабы Яги (слайд 4)
Работа с учебником – стр.111
(слайд 5)
(прил. 2).
(слайд 6)
(слайд 7)
(слайд 8)
(слайд 9)
(слайд 10)
(слайд 11)
(слайд 12)
(слайд 13)
Работа с учебником – стр.112, № 4
(слайд 14)
(слайд 15)
Работа в тетради (слайд 16)
(слайд 17) Устно, фронтально всем классом (сразу проверка на слайде)
Работа с учебником – стр.116, № 20
Рефлексия.
(слайд 18)
(слайд 19)
(слайд 20)
Работа с доской работа по рядам, чтобы было организовано |
1. Организационный момент - Добрый день, уважаемые гости! Еще раз добрый день, ребята! - Сегодня мы с вами продолжим узнавать секреты математики. - Ребята, повернитесь, пожалуйста к гостям и поприветствуйте их. Спасибо, садитесь.
2. Мотивационный этап. - Я предлагаю начать наш урок математики необычно - со сказки. - Слушайте, ребята, сказку и будьте внимательны! В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил да был царь, и у него был сын Иван. Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве, есть какие-то дроби – обыкновенные. - Как вы думаете о чём сказка? – Как вы считаете, какова цель нашего урока, исходя из начала сказки? Наша с вами задача, помочь Ивану. Раскрыть с ним некоторые секреты страны “Обыкновенные дроби”.
- Кто знает? На уроках математики мы пользуемся натуральными числами. - Давайте вспомним, какие числа называются натуральными? Но не всегда результат измерения или стоимости товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось использовать части, доли меры. Так появились дроби. – Продолжаем наше путешествие. Встретились на пути Ивану-царевичу стражники и говорят: “В нашем царстве живет Елена Прекрасная и Баба Яга. Определите и попробуйте записать какая талия у каждой. Есть пояс и известно, что у бабы Яги талия составляет половину пояса, а у Елены Прекрасной четверть пояса”. - У вас на парте лежат бумажные ленты-пояса. (У учителя тоже лента.) - Определите в паре талию Бабы Яги, покажите, что получилось. - Как получили этот результат? Как записать? На доске появилась запись: 1:2 = - А сейчас определите в паре талию Елены Прекрасной, покажите, что получилось. На доске появилась запись: 1:4 = -Получится целое число при делении этих чисел? - Как тогда записать результат измерения? - Что означают в записи числа 2, 4? - Как называются числа в записи, что они показывают под чертой и над чертой? Давайте проверим. Откройте учебники на странице 111. Найдите в выводе, что в записи дроби показывают числа, и как правильно читать дроби.
- Прочитаем результат измерения талии Бабы Яги и Елены Премудрой. - У кого талия меньше?
У вас на партах лежат листы с заданием. - Выполните, пожалуйста, это задание в паре – заполните таблицу. (Проверка) - Предлагаю вместе выполнить такие задания: 1. Какую часть фонарей составляет красный фонарь, а красный и желтый?
2. Какую часть шаров составляют красный и желтый шары, а синий, зеленый и красный?
3. Какую часть составляют белые свечи из общего числа свечей?
4. Какую часть из общего числа яиц составляет синее яйцо?
5. Какую часть из общего числа конфет составляют зеленая и желтая конфеты?
6. Какую часть составляет зеленая игрушка из общего числа игрушек?
Молодцы! Идём дальше.
Встретилась на пути Ивана-царевича Кикимора и спрашивает: “Силён ли ты в учении?” – А мы с вами? Откройте, ребята, учебники на странице 112 № 4. Прочитайте задание. Что нужно сделать?
– Итак, ребята, мы с Иваном-царевичем двигаемся дальше. Давайте зайдем в кафе, там как раз Баба Яга и Кощей Бессмертный едят мороженное. · Баба Яга съела 1/5 всей порции мороженного, а Кощей Бессмертный 1/2 порции мороженного. Кто съел больше? Почему? · После мороженного решили они поесть пирог. Баба Яга съела 1/3 часть пирога, а Кощей 1/15 часть. Кто сытнее поел? Почему?
Наелся Кощей и решил померяться с Иваном – царевичем не силой, а умом. – Кто поможет Ивану? Конечно, мы с вами, ребята! Откройте тетради, запишите число 1) Запишите дроби под диктовку: 2/7, 4/9, 1/100, 1/48, 6/8, 3/25, 1/2. Сверьте со слайдом
2) Решите задачу · Сколько в сутках часов? · Какая часть суток пройдёт, если будильник будет показывать: а) 1 час, б) 3 часа, в) 5 часов, г)11часов?
3) А сейчас самостоятельно попробуйте выполнить задание № 20 на стр. 116. Тот, кто сделает, поднимает руку, объединяетесь в пары и проверяете.
Молодцы! Мы с вами сегодня очень здорово помогли Ивану-царевичу.
– Но на этом, наше путешествие не закончилось! Давайте подведем итог нашего урока. Я буду читать начало строк, а вы заканчивать. (Учитель читает стихотворение, делая паузу, чтобы обучающиеся вставили нужное слово): Каждый должен за версту видеть дробную ______(черту). Над чертой - ________(числитель) знайте, Под чертою - __________(знаменатель). Дробь такую, непременно, Надо звать - _______(обыкновенной). Очень хорошо.
- У каждого из вас на столе есть 2 листочка разного цвета (зеленый и желтый). Выберите сейчас цвет и прикрепите его на доску с помощью магнитов в зависимости от того, понятен ли вам сегодняшний учебный материал или нет. Зеленый – всё понятно, желтый – ещё есть вопросы. - Сколько учащихся класса всё поняли сегодня на уроке? А сколько человек не совсем? - Кто сможет записать результат дробным числом? - Назовите это число. (Учитель с детьми подводит итог по результатам рефлексии) Молодцы! Благодарю за продуктивную работу. Урок закончен. |
Поворачиваются лицом к гостям и кивают.
– узнать о дробях обыкновенных! …
(Дают определения: Натуральное — это число, которое применяется при счете. С его помощью можно определить количество любых предметов, их осязаемую последовательность.)
У каждой пары на парте лежат бумажные ленты-пояса. Работа в паре (вынести результат на доску)
Работа в паре (вынести результат на доску)
Высказывают мнения. На сколько частей разделили и сколько частей взяли
½, ¼ Читают про себя. Затем вслух
Одна вторая, одна четвёртая у Елены Премудрой
у Елены Премудрой
Заполняют таблицу
Ответ: одна пятая и две пятых
Ответ: две шестых и три шестых
Ответ: три девятых
Ответ: одна третья
Ответ: две шестых
Ответ : одна четвертая или четверть
Прочитать дроби Читают друг за другом по порядку
Высказывания ребят
Записывают Сверяют
24 часа а) б) в) г) Выполняют задание, проверяют в парах
Ответы хором
Вывешивают листочки на доску
Два учащихся записывают на доске, затем кто-то читает |
Приложение 1
Презентация
Приложение 2
Задание для работы в паре
Заполнить таблицу по образцу:
Делимое |
Делитель |
Частное |
Числитель |
Знаменатель |
Дробь |
7 |
20 |
7 : 20 |
7 |
20 |
|
13 |
8 |
||||
35 : 12 |
|||||
51 |
100 |
||||
6 |
1 |
||||
25 :1 |
|||||
125 |
25 |