ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ
Внимание к работе по развитию письменно-речевой деятельности в настоящее время связано с тем, что в условиях современной действительности, в которую вошли электронная почта, ведение диалогов и дискуссий через Интернет, письменная речь обретает большую социальную значимость. Но в то же время такая речь значительно упрощена, спотанна и наполнена сленгом, выработанный пользователями стиль, переходит и в употребительную речь. Для нас же важно, чтобы ребенок понимал ответственность по отношению к самому себе, к тому, что он говорит и пишет. Чтобы речь была грамотной, лексически богатой, интересной и понятной собеседнику.
Природа письменной речи, в отличие от устной, имеет свою неповторимость и управляется собственными законами. Она более отвлеченна, качественна и совершенна, но лишена ситуативности, звучания, экспрессии. Это, со своей стороны, обусловливает особый подход к методическим средствам, системе упражнений, к созданию стимулирующей и мотивирующей среды.
Начинать работу по выращиванию письменно-речевой деятельности с детьми, которые еще не владеют элементарными навыками письма, невозможно. Необходимо работать над развитием устной речи учащихся и умением слушать собеседника. На начальном этапе мы используем систему по аудированию текста, предлагаемую Е.Н.Черноземовой «Учимся слышать и слушать», которая решает следующие задачи: учит слышать и понимать услышанное, развивает речевую компетенцию, способствует выработке отрефлексированного речевого поведения, расширяет кругозор и словарный запас школьников.
Аудирование текста включается нами в занятия уже на этапе предшкольной подготовки и продолжается на протяжении всего периода обучения в начальной школе. Для аудирования мы используем произведения Н.К. Абрамцевой, А. Лопатиной и кузбасской писательницы В.Л.Лавриной, которые не просто интересны младшим школьникам, но и имеют большую нравственную ценность, воспитывают в детях лучшие человеческие качества. По мере взросления учеников и развития умения слушать и слышать литературный материал усложняется, становится более объемным.
Работа с текстом начинается с того, что учитель читает текст вслух. Затем детям задаются вопросы с тремя вариантами ответов, из которых нужно выбрать верный. Используются три типа заданий:
Первое задание на выявление насколько точно ученики восприняли суть звучащего текста.
В этом задании можно задать вопрос «О чем говорилось в тексте?» и предложить несколько вариантов ответов, один из которых правильный.
Второе задание на выявление запоминаний деталей текста, лексики текста.
Здесь можно задать вопрос «Были ли в тексте такие предложения?» Вместе с теми предложениями, которые были в тексте, даются предложения, которые: нарушают достоверность сведений, нарушают достоверность деталей, нарушают построение предложения, которое встречалось в тексте.
Третий тип заданий должен формировать представление о том, что 1) объем информации, которая содержится в тексте, может быть подан более развернутым или в более компактной форме, 2) изменение деталей может менять общий смысл текста или, не меняя его общего смысла, не соответствовать общему замыслу автора, 3) учитель может привносить мотивы поступков персонажей в кажущемуся ему необходимом объеме.
Для того, чтобы получение обратной связи было эффективно, мы используем сигнальные карточки трех цветов, которыми ученики дают ответы на общие вопросы, обращенные к классу. Карточки одного цвета нумеруются одинаково, например, зеленые карточки обозначены цифрой -1, желтые – 2, белые – 3. Ученики, отвечая на вопрос поднимают карточку с номером ответа. Для ответа на вопрос «да» или «нет» дети используют жесты, показывая пальцами или руками «+» или «-» (Приложение1).
Если работа по аудированию ведется систематически, то возможно натренировать и развить следующие умения:
1) умение слушать;
2) понимать услышанное;
3) помнить общее содержание текстов большого объема;
4) выделять главное в тексте;
5) озаглавливать текст;
6) выделять части текста;
7) определять роль частей в контексте целого;
8) помнить слышанное в предложенном порядке;
9) понимать смысловые изменения, связанные с перестановкой частей в тексте;
10) осознавать смысловые изменения, связанные с привнесением в текст информации, которая изначально в нем не содержалась.
Также аудирование может служить эффективной подготовкой для устного и письменного речевого высказывания, подготовительным этапом в написании сочинения и изложения.
На следующем этапе, когда у детей уже сформированы навыки письма, проводим работу по формированию письменно-речевой деятельности. Такая деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
Выращивание письменной речи ведётся по следующим направлениям: работа над красочностью слова и речи; использование особенностей интонирования речи в письменной форме; постижение нравственной стороны текстов, восприятие красоты и образности художественного слова; обогащение речи, чувств, поступков; воображаемые ситуации и их письменное оформление. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Но самое главное, чего достигает ребёнок – умение смотреть на мир и самого себя глазами других. Ребёнок приучается сопоставлять собственные поступки с действиями героев, привыкает задумываться над своим поведением при осмыслении тех произведений, которые специально подбираются и предлагаются ему.
Дети на каждом уроке заняты различными видами учебной деятельности, полностью вовлекающими их в познание речи как уникального дара:
Беседы о письменной речи.
Составление предложений из разрозненных слов.
Запись текста условными знаками.
Словесный «снежный ком».
Обогащение (пополнение) лексического запаса.
Интонирование речи (предложение, текста).
Беседы об особенностях русского рукописного шрифта.
Подготовительные письменные упражнения (
квазиписьмо
).
Составление графической схемы слова, словосочетания, предложения и письмо по ней.
Письмо словосочетаний, предложений с последующей корректировкой написанного по графической схеме.
Формирование умения контроля и самоконтроля в процессе выполнения письменных упражнений.
Оценка письменных работ учителем.
Работа детей над ошибками.
Представление детьми воображаемых ситуаций и их речевое оформление.
Прослушивание художественных текстов (приобщение к красоте слова, к
духовности, доброте).
Описание аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций в жизни детей.
Составление детьми рассказов по сюжетным картинкам.
Преодоление трудностей на каждом уроке и переживание чувства успеха и взросления делают занятия желанными и увлекательными для детей. Многоплановое, объемное понимание речи обусловливает выделение компонентов, по которым шаг за шагом постигаются особенности общения человека с людьми, с самим собой, с чистым листом бумаги посредством слова.
Кроме того, такая система работы над речью развивает нравственные качества и общеучебные умения и навыки, совместно с усвоением конкретных знаний и умений. (Приложение 2).
Итогом этой работы становятся необычайно красивые письменные тексты ребят, наполненные уважением к языку. (Приложение 3)
Приложение 1
Н.К.АБРАМЦЕВА КТО ЛУЧШЕ ПРЫГАЕТ?
На берегу лесной речушки-ручейка, возле старой елки, сидели лягушонок Лашка, бельчонок Прыгалка и ежонок Ежинка. Лашка и Прыгалка вопросительно смотрели на Ежинку, а Ежинка нерешительно пошевеливала иголками и что-то соображала. Наконец она сказала:
— Даже и не знаю… Никак не пойму!
— Ну, что же ты?!
— Ну, почему же ты?!
— Внимательней бы смотрела!
— Судья называется!
— Пять раз показываем!— наперебой зашумели бельчонок и лягушонок.
Дело в том, что они поспорили, кто лучше прыгает, а Ежинку выбрали судьей. А она все не могла решить. Пять раз демонстрировали зверята свое умение. Прыгалка прыгала по старой косматой елке, которая росла тут же. Прыгала, как рыжий лохматый мячик, с ветки на ветку. Прямо-таки перелетала. А Лашка запрыгивал на середину ручейка на лист кувшинки и, подпрыгивая, проделывал в воздухе совершенно невообразимые пируэты.
И Прыгалка и Лашка прыгали так хорошо, что Ежинка просто не могла понять, кто же лучший прыгун.
Вдруг зверята вздрогнули от резкого, противного голоса.
— И непррравильно! И неверррно! И все наоборррот!
Посмотрели вокруг. На соседней рябине сидит ворона. Незнакомая.
— Здрррасте!— сказала она и насмешливо раскланялась— Пррриветик!
— Здравствуйте!— ответили зверята.— А вы?..
— А я издалека. Но я все про все знаю. Вот!
— А что неправильно?— спросила рыженькая пушистая Прыгалка.
— А что неверно?— подхватил пучеглазый презеленый Лашка.
— А что наоборот?— заинтересовалась колючая Ежинка. Ворона слетела с рябины на пенек. Гордо посмотрела на лягушонка, бельчонка, ежонка и важно сказала:
— А то наоборррот, что все наоборррот!
— Что?— не могли понять зверята.
— То,— говорила ворона, глубокомысленно расхаживая по пеньку,— то, что эта рыжая должна делать то, что делает зеленый, а зеленый — то, что рыжая!
— Правильно!— обрадовалась и завертелась Ежинка.— Быстрее меняйтесь местами. И давайте: Лашка — на елку, а Прыгалка — на кувшинку в воду! Быстренько!
— Попробую… Постараюсь…— сказали бельчонок и лягушонок.
Нерешительно очень сказали. И понятно. Лягушонок — на елке?! Белка — на кувшинке в ручейке?! Странно! Но раз такая важная всезнающая ворона советует, зверята решили попробовать.
И вот по зеленой елке скачет зеленый Лашка, вернее, пытается удержаться на колючей ветке. Запрыгнуть-то было легко, но попробуй удержись на еловой покатой ветке, если у тебя на лапках вместо беличьих коготков лягушачьи перепонки!
Вот и шлепнулся зеленый Лашка с темно-зеленой старой елки в ярко-зеленую траву и застеснялся…
А в это время из ручейка вылезла мокрая, хоть выжимай, Прыгалка. Лист кувшинки не удержал белку, и… вот результат: не пушистая белка, а мокрый-премокрый комочек меха оказался под елкой. До слез смутилась Прыгалка.
— Отвррратительно!!! Безобррразно!!! Не умеете прррыгать!!! Оба! Оба! И рррыжая! И перррепончатый!— донеслось с вороньего пенька.
Сначала ей поверили и расстроились ужасно. Но вдруг Ежинка взвизгнула от удовольствия и заверещала на весь лес:
— Я поняла! Все ерунда! Глупая и злая ворона все путает! Ребята! Вы отлично прыгаете! Оба! Только по-разному, кому как нужно. А ну, быстро: Лашка в воду, Прыгалка — на елку!
— Рррезонно,— тихо, чтобы никто не слышал, сказала ворона. А во все горло прокаркала:— Пррротестую!
Только ее уже никто не слышал. Зверята с удовольствием прыгали, кто как умел, но оба замечательно.
АУДИРОВАНИЕ
Задание №1 О чем говорилось в тексте?
I. Лягушонок, бельчонок, ежонок сидели
1. на берегу лесной речушки
2. на берегу лесной речушки – ручейка
3. на берегу лесного ручейка.
II. Ежинку выбрали судьей, потому что
1.бельчонок и лягушонок поспорили
2.бельчонок и лягушонок поссорились
3.бельчонок и лягушонок соревновались
III. На соседней рябине сидела
1.незнакомая ворона, которая все про все знала
2. знакомая ворона, которая дружила со зверятами
3.неизвестная птица, которой было любопытно
Задание №2 Были ли в тексте такие предложения.
1. Пять раз зверята показывали прыжки
2. Прыгала, как рыжий лохматый мячик с ветки на ветку
3. А Лашка запрыгивал на середину пруда на кувшинку
4. Вдруг зверята вздрогнули от резкого, противного голоса
5.Ежинка глупая не могла понять, кто прыгал лучше
Задание №3Говорилось ли об этом в тексте:
1. Ежинка никак не могла понять, кто из зверят прыгал лучше, потому что они прыгали по- разному.
2. Друзья не смогли возразить вороне, потому что она была важной и казалась всезнающей
3.Ворона поняла свою ошибку и извинилась перед зверятами.
Приложение 2
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ.
РАСКРЫТИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С КРАСОТОЙ.
Учебные задачи:
Приветствие. Настрой на урок.
Сюрпризы детей.
Вспоминаем о красоте.
Чтение учителя.
Обогащение речи.
Воображаемые действия.
Подготовка сюрпризов к следующему уроку.
Сюрприз учителя
.
Ход урока
Сюрпризы детей. Дети знакомят класс:
а) с рисунками к рассказу «Цветок солнца»;
б) с письменными рассказами по картинкам. Оценка работ детей.
Вспоминаем о «красоте».
- Сегодня мы с вами продолжим говорить о красоте.
- Что мы можем уже сказать?
- Какие слова «дружат» с этим словом? (прекрасный, радостный, добрый,……)
- Сегодня я предлагаю вам по - новому взглянуть на давно известные слова. А вот на какие, вы определите сами.
Сюрприз учителя. Учитель выразительно читает детям рассказ В. Сухомлинского: «Красота. Вдохновение. Радость и Тайна».
Работа по тексту.
- Кто главные герои этого произведения?
- Каким вы представляете Дедушку? Мальчика? (Почему?)
- Что увидел мальчик в лесу? (Вдохновение, Красоту, Радость).
Обогащение речи. (Учитель вместе с детьми раскрывает смысл основных понятий: Вдохновение, Тайна, Красота, Радость... )
- Давайте попробуем с вами «расколдовать» эти слова.
- Послушаем слово «вдохновение». Что услышали в нём? Какие слова спрятались? (Вдохновение — вдох (душой) нового).
- Вдох чем?
- Что есть такое внутри нас, что мы можем вдохнуть?
Красота — осознание Света человеком.
Радость — Свет, достигающий Души, Сути.
-- В чем мальчик увидел вдохновение, красоту, радость?
- Скажите, а где ещё мы можем увидеть вдохновение, красоту, радость? Только в лесу?
- Что может послужить рождением вдохновения?
- Где мы можем вдохновиться, чтобы создавать красоту, радость. Ведь без вдохновения невозможно создавать красоту.
- А что мальчик не увидел сразу?
- Какую тайну он открыл для себя?
Тайна – не видно сразу, то, что спрятано.
- Почему ТАЙНА? А как увидеть спрятанное?
- Надо научиться видеть красоту. Она рядом, а мы её не видим.
- Нужно сердце наполнить красотой, тогда и откроется тайна.
- А в чём красота сердца?
-Что должно быть в сердце, чтобы увидеть красоту? (Любовь).
- Всё в мире взаимосвязано: есть любовь – увидишь красоту – узнаешь тайну
Дети составляют интересные предложения, используя данные понятия.
Предполагаемый вариант предложения: "Если красота - это тайна, тогда надо ее раскрыть, понять, что она учит нас любить природу, человека, дарит нам вдохновение для того, чтобы мы смогли сами творить красоту, чтобы она жила вечно".
Воображаемые действия.
Учитель:
- Вспомните, ребята, рассказ В. Сухомлинского «Цветок солнца», который мы недавно читали.
Учитель:
- А сейчас опустите головки, закройте глазки и подумайте, можно ли сочинить красивый и содержательный рассказ о подсолнухе, о подсолнухе, об одном его дне?
Подумав, дети коллективно в устной форме придумывают свой рассказ.
Запишите его.
Подготовка сюрпризов к следующему уроку. Учитель:
- Дома подумайте и напишите интересный рассказ о своем любимом цветке (о розе, сирени, маке...).
Сюрпириз учителя.
- О чем говорили сегодня на уроке?
-Какие слова открылись нам по–новому?
А знаете ли вы, что в мире всё построено по законам Красоты? А эти законы отражает математическая формула, которая называется «Золотое сечение».
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Для нашего восприятия мира, отвечающие золотомусечению пропорции кажутся нам гармоничными для всех явлений природы и искусства.
«Золотое сечение – число Фибоначчи».Фильм
Приложение 3
Этюдная зарисовка учеников 1 класса «Сила слова»
Великая и могучая сила слова может любить, уважать, защищать, но только тогда, когда говорятся добрые, нежные и ласковые слова, которые делают человека сильным душой и сердцем.
«Живые следы Памяти» 2 класс:
Бедарева Василиса
О «Следах» я узнала на занятиях в школе. Следы, это те следы, которые мы оставляем, пока идём к своему Храму. Доброе, весёлое дело сделал – хороший, тёплый след оставил, злое дело сделал – большой, плохой след оставил. Надо помнить, что твои «следы» остаются у людей в душе, в сердце, в памяти. По оставленным «следам,» мы судим о человеке, и мы оставляем «следы», для того, чтобы люди узнавали нас.
Следы оставлять важно, потому что люди должны знать, кто ты такой. Хотела бы оставлять только хорошие следы.
Кочадзе Екатерина
На занятиях в школе мы говорили о слове «след». Я всегда думала, что следы остаются только от ног, но это оказалось не так. На самом деле следы оставляют слова, поступки, поведение, которые остаются в душе. И происходит это, само собой.
Эти следы бываю добрые, тёплые, смелые, злые, тёмные. Например, моя подруга Катя заболела, я её пришла навестить. Думаю, что о себе оставила хороший след. Или про злой след – это когда я с кем-нибудь поссорилась.
И ещё хотела сказать очень важное: человек не может жить без Живых Следов Памяти, если человек не оставляет следов, то он не существует.
Каретникова Марина
Я хочу вам рассказать, что следы есть у всех, но человек сам не может сказать какие следы он оставляет у других людей. Слова, жесты, поступки человека, этим ты можешь приласкать или обидеть человека и не заметить этого. А люди заметят и будут говорить про тебя. Следы, которые ты оставляешь, важны, чтобы люди помнили тебя и, чтобы была вера в людях.
Филиппова Дана
Живые следы памяти – мир самой Души. Все следы остаются в Храме нашей души. Когда сделаешь что-то хорошее для человека, для мира, то получается, что делаешь это для себя, для своего Духа. Ведь тогда внутри наступает умиротворение.
«Полюбите будущее – крылья вырастут»3 класс
Смотрова Варвара
Если человек мечтает
Я думаю, что если человек мечтает, то он стремится стать добрее. По моему мнению, у человека, который стремится к мечте жизнь становится яркая, солнечная, парящая. И сам человек становится просветлённым, у него растут крылья. А крылатым каждый сможет добиться всего, чего хочет.
Амирасланова Фируза
Когда я мечтаю…
Когда я мечтаю, то моя жизнь становится какой-то другой: она яркая, стремительная. Ведь мечтая, я должна идти по каждой ступеньке вверх и не сдаваться, чтобы эта мечта сбылась. Только когда человек трудится, и трудится над собой, тогда его мечта осуществится.
Москалёва Александра
Человек, который мечтает жизнерадостный, добрый, солнечный, красочный, просветлённый, парящий. И жизнь у него такая же.
Его будущее – это Свет. Да, Свет. Он станет стремиться к своей мечте. Когда мечта бьётся в самое сердце, то оно становится счастливее, добрее.
Зак Павел
Надо стремиться создавать будущее. Я и ты сможем создать его благодаря дням, месяцам. И если мы подумаем, то сможем сделать его мирным. Ведь мир не очень радостный, но избранные люди-мечтатели его улучшают. Эти люди окрыляют других. Они делают всех счастливее на земле. И мир совершенствуется.
«Учимся видеть Прекрасное» 4 класс
Ващенко Анастасия.
Одина день из жизни подсолнуха
Стояло яркое солнечное утро. Я проснулся посреди своей любимой поляны. Потягиваясь, распрямил свой стройный стебель, поднял голову вверх и вдруг увидел Солнце. Мне очень захотелось дотронуться до него, вместе с ним поплыть по небу, потому что, я чувствовал, что мы очень похожи. Я радовался Солнцу весь день. Но когда наступил вечер, и Солнце стало садиться, испугался, что я исчезну вместе с ним, я боялся заснуть. Но вдруг увидел на небе большой белый шар - это была Луна. Я очень обрадовался новому другу, и уже не сожалел, о том, что солнце зашло. Теперь я знаю, что и ночью, и днём у меня есть друзья.
Манских Ярослав
Я – подсолнух
Меня зовут Подсолнух. День мой начинается почти всегда одинаково: утром я просыпаюсь раньше всех. Смотрю на небо, но солнышко ещё не видно, оно за горами. Запели петухи. И уже через несколько минут золотые лучи засверкали повсюду. Солнце встало. Мы всегда с ним долго болтаем: у кого как дела, какое настроение…
Встают люди. Я знаю, что раньше всех выбежит маленький мальчик лет пяти-шести. Он возьмёт лейку и с трудом понесёт её ко мне, начнёт поливать долго и старательно. Я стою и с нежностью смотрю на его улыбчивое лицо.
Вдруг зазвонил колокольчик. Мальчик уносит лейку и идёт в дом. Мы продолжаем болтать с солнышком. Я заканчиваю говорить уже к ужину.
Солнце садится. Начинает темнеть. Цветочки опускают головки и ложатся спать. Я прощаюсь с солнышком. Смотрю на луну и сверкающие звёзды. Засыпаю, моя голова опускается. Завтра наступит новый обычный прекрасный день.
Белик Мария
Подсолнух
Стоит на холме маленькое солнышко, подсолнух. Стоит, ждёт солнца и думает: «По скорее бы утро наступило». А утром с первыми лучами солнца подсолнух начинает расцветать: подрагивает лепестками, как бы говоря «С добрым утром, мой жёлтый друг!».
Вдруг появился туман, а подсолнух, как фонарик освещал всё вокруг. Вскоре настал полдень. Подсолнух повернулся личиком к солнышку, и как будто улыбнулся ему, потянувшись всей душой. Вечереет. При закате лепестки у подсолнуха отражали последние лучики и становились ещё ярче. Казалось, что солнышко все также сияет, не зря же его назвали Цветок Солнца.