Последствия влияния СМИ на подростков.
Результаты различных социологических исследований подтверждают, что СМИ создают двойственное взаимоисключающее влияние на образ жизни молодежи: с одной стороны, они выступают как фактор, стимулирующий формирование здорового образа жизни у молодежи, с другой – провоцируют развитие вредных привычек, способствуют развитию психологического дискомфорта и прочее. Выделим, позитивные и негативные аспекты влияния СМИ на подростка.
Позитивное влияние заключается в том, что:
1) СМИ просвещает и информирует молодежь. СМИ держит в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя «информационный голод» и «раздвигая стены квартир до границ планеты». Именно из социальных сетей молодые люди порой узнают о предстоящих событиях, интересных встречах, вступают в группы «по интересам», организуют целые движения, обмениваются музыкой и видеофайлами.
2) Социальные сети выполняют одну из важнейших для социума функций – коммуникативную. «Всемирная паутина» является эффективным пространством общения в виду его свойств: интерактивность, персональная ориентированность, гибкость, мгновенность, взаимосвязанность, экономичность и прочее. В последнее время набирает силу тенденция превращения СМИ в сферу самореализации личности. Например, участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними.
3) Положительными моментами является то, что СМИ повышают общую, в том числе и политическую культуру молодежи, а также служат каналом для взаимного информирования властей и населения. Социальные сети, как наиболее популярные и привлекательные для молодой аудитории. Интернет-сервисы являются удобным и достаточно эффективным каналом трансляции своих идей как для политика, так и для политической структуры, желающей завоевать внимание и авторитет у молодой аудитории.
Негативное влияние СМИ на подрастающее поколение заключается в том, что:
1) Современные СМИ перенасыщены актами агрессии, насилия, жестокости, воспитывающих культ силы, агрессивность, нравственную вседозволенность, следствием чего является искаженное формирование личности, девиантные формы поведения детей и подростков. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения.
2) Во-вторых, сеть Интернет и другие средства массовой информации отодвигают на второй план классические институты социализации – семью, школу, а порой реальных друзей и сверстников. Совмещение иллюзорного, фантастического мира, при условии функционирования его по законам реальности, делают виртуальный мир необычайно притягательным. Здесь имеет место быть, понятие «интернет-зависимость». Это термин, описывающий непреодолимое и беспричинное желание пользоваться Интернетом. Для зависимого ребенка компьютерные игры или использование Интернета становиться реальной жизнью, отодвигая на второй план социальную и личную жизнь. Интернет-зависимость наносит существенный вред физическому и психологическому развитию подростка.
3) В Интернете фактически отсутствует контроль над информацией, которая беспрепятственно поступает всем категориям потребителей, в том числе и детям. Эта информация часто оказывается недоброкачественной, ложной, антисоциальной или просто «пустой», неинформативной. На сайтах сети Интернет отсутствуют какие-либо условности, нормы морали. Это негативно сказывается на уровне культуры и морально-нравственного воспитания массовой аудитории, и в особенности подрастающего поколения.
4) Средства массовой информации становятся основным местом проведения досуга, общения и развлечения тем самым, СМИ побуждают молодежь вести пассивный образ жизни, а такие развивающие занятия как чтение книг, посещение выставок, музеев, театров, занятие спортом отодвигаются на второй план. Итак, как мы видим, средства массовой информации способны оказывать на формирование личности подростка и его поведение, как позитивное влияние, так и негативное. На мой взгляд, в современном информационном обществе СМИ наиболее сильно оказывают негативное влияние на подростков.