Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей: роль социального педагога
Социальный педаг ГБПОУ
«Донецкий политехнический колледж»
Степаненко О.В.
Работа с детьми-сиротами требует терпения, понимания и профессионализма, но при правильном подходе можно значительно улучшить их социальную адаптацию и качество жизни.
Повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей: роль социального педагога
Одной из ключевых задач, поставленных в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, является повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей. К таким категориям относятся дети с ограниченными возможностями здоровья, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в социально опасном положении и сироты. Важным аспектом этой стратегии является создание условий для их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. В этой связи особую роль играет работа социального педагога, который помогает этим детям адаптироваться к новым условиям и успешно интегрироваться в социум.
Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важнейшим аспектом этого процесса является принятие индивидуумом своей социальной роли. Социальный статус становится основной характеристикой адаптации, и для студентов из уязвимых категорий он часто затруднен.
В современных условиях многие семьи сталкиваются с трудностями, такими как неполные семьи, малообеспеченные семьи, безработные и многодетные семьи, а также семьи с детьми-инвалидами. У детей из таких семей часто наблюдается низкая самооценка и неадекватное представление о значении своей личности, что может негативно сказаться на их будущем.
По статистике, около одной трети студентов колледжа приходится на малообеспеченные семьи. Эти студенты испытывают страх оценки окружающими своего материального положения и сравнения своих финансовых возможностей с другими. Низкая самооценка усугубляет их положение, и именно здесь социальный педагог должен проявлять особую корректность и тактичность.
Работа с малоимущими студентами требует применения специфических методов и приемов, направленных на повышение самооценки и ощущение чувства собственной значимости. Рекомендации по этому поводу адресуются преподавателям и кураторам учебных групп. Важно создать атмосферу поддержки и понимания, чтобы студенты могли открыто говорить о своих проблемах и переживаниях.
Современное общество стремится исключить дискриминацию таких социальных категорий, как «дети-инвалиды». Для этого их стали называть лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Статус ОВЗ определяется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК) и предполагает дополнительные льготы при обучении и особый образовательный маршрут. Важно отметить, что страх неадекватного восприятия со стороны сверстников может присутствовать как у студентов с инвалидностью, так и у тех, кто не имеет официального статуса инвалида.
Ключевым моментом в работе с детьми с ОВЗ является понимание их отношения к собственному статусу. Некоторые студенты могут стараться скрыть свои особенности, другие могут не замечать их, а некоторые используют свой статус как оправдание неудач. Поэтому социальному педагогу необходимо находить индивидуальный подход к каждому студенту, учитывая его уникальные потребности и переживания.
В нашем колледже нет студентов с официальным статусом ОВЗ, но все они обучаются по основным профессиональным образовательным программам с учетом медицинских рекомендаций. Взаимодействие с такими студентами требует предельной толерантности и корректности, чтобы избежать негативных эмоциональных реакций, которые могут привести к уходу в себя и затруднить успешную интеграцию в общество.
Таким образом, работа социального педагога с уязвимыми категориями студентов является важным аспектом их социальной адаптации и интеграции в общество. Создание поддерживающей среды, применение корректных методов взаимодействия и индивидуальный подход помогут этим студентам преодолеть трудности и реализовать свой потенциал. Важно помнить, что каждый ребенок заслуживает возможности быть услышанным и понятым, а социальный педагог играет в этом процессе ключевую роль.У всех детей с ОВЗ (являющихся инвалидами или не являющихся ими) может присутствовать страх неадекватного восприятия нормально развивающимися сверстниками и, вообще, окружающими людьми. Данные студенты знают о своей «особенности».
Важно понять отношение конкретного студента к собственному статусу (он усиленно старается его скрыть, просто не замечает, или его приучили пользоваться своим статусом для оправдания каких-то неудач или ошибок), и, в соответствии с этим, найти индивидуальный подход.
Список литературы:
Алексеева Г.В. Проблемы социальной адаптации студентов в процессе построения жизненной перспективы.// Г.В. Алексеева, М.И. Алексеева / Школа на рубеже веков: материалы докладов Всероссийской научной конференции. Смоленск: СГПУ, 2000.
Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность. – В
Н.: Проблемы активности студентов. – Ростов-Дон: Феникс, 1995.
Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г.А. Балл // «Вопросы психологии» №1. 1989.
Живицкая А.И. Равные среди равных, или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва).
Методические рекомендации по обучению студентов инвалидов и студентов с ОВЗ/ под редакцией О.А. Козыревой: уч. Пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева работающих со студентами – инвалидами и студентами ОВЗ – КГПУ 2015.
Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2013.
Российская газета неделя от 6.10.2016 г., статья «В школу возвращается школа». Интервью с министром образования и науки России Ольгой Васильевой.
Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ (ред. от 13.10.2009) «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» - Консультант Плюс, 2010.
Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Г.И. Царегородцева. – М.: Просвещение, 1975.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьей: учеб пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
Якунин, В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2000.