Повышение качества образования в ДОО посредством реализации целевой модели наставничества «Движение вверх!»
Для каждого человека формула успеха своя. Но есть и нечто общее для всех - «Хочу», «Могу», «Сделаю». У каждого в жизни есть шанс на успех и использовать этот шанс – значит открыть для себя первый элемент в формуле успеха.
Разрешите представить вашему вниманию проект по реализации целевой модели наставничества «Движение вверх!», который был успешно реализован в нашем Учреждении.
Основная цель Проекта – это повышение качества образования в Учреждении.
В настоящее время существует большое количество определений качества образования. И для каждого участника образовательных отношений оно имеет своё значение.
Так, для воспитанников – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это получение ребенком необходимых знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения.
Для педагогов – это положительная оценка их деятельности всеми участниками образовательных отношений.
Для руководителя – это постоянное инновационное развитие Учреждения в соответствии с современными требованиями.
Для разработки правильной стратегии развития Учреждения по повышению качества образования, был проведен SWOT-анализ работы.
Обозначились слабые стороны, проблемы:
не достаточно
развита система работы по
выявлению,
поддержке
и развитию
талантов детей.
низкая
мотивация
педагог
ов на результат
не достаточная
активность
родителей
отсутствие
системного
взаимодействия с социумом.
Таким образом, стал вопрос о решении наиболее острых актуальных задач, выполнение которых даст системный позитивный эффект для развития Учреждения, и тем самым повышение качества образования.
На наш взгляд, наиболее эффективным методом решения поставленных задач, является применение целевой модели наставничества - как перспективной и доступной технологии, позволяющей создать открытое сообщество, обогатить его и наладить неформальное общение всех участников образовательных отношений.
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что критически важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
непосредственная
передача
живого
опыта
от
человека
к
человеку;
доверительные
отношения;
взаимообогащающие
отношения,
выгодные
всем
участникам
наставничества
.
Реализация целевой модели наставничества – необходимый шаг на пути к тому, чтобы детский сад превратился в центр социума, становился центром жизни и притяжения местного сообщества, где самые разные люди могут найти свою роль – и тем самым внести личный вклад в развитие Учреждения, своего города.
В Учреждении был разработан и реализован Проект «Движение вверх!», основная цель которого - повышение качества образования.
Задачи Проекта:
разви
вать
кадров
ый
потенциал
с
озда
вать
услови
я
для выявления, поддержки и развития способностей каждого ребенка
в
овле
кать
родителей в образовательный процесс Учреждения
р
азви
ва
т
ь систему
сетевого взаимодействия
.
Для успешной реализации Проекта была разработана Дорожная карта, в которой были перечислены цели Проекта, его ключевые этапы, контрольные даты, ответственные исполнители и критерии оценивания реализации успешности Проекта.
интересные и эффективные формы наставничества, применяемые при реализации Проекта были следующие:
Флэш-наставничество –позволяет в короткий период времени передать ценные знания и опыт работы. Для педагогов были организованы встречи на «методической среде» - 1 раз в неделю педагоги встречаются на методической среде и обсуждают текущие вопросы, разыгрывают педагогические ситуации. Эта форма наставничества дает возможность каждому педагогу «примерить» на себе роль наставника по конкретному вопросу вне зависимости от опыта работы.
А для других работников и родителей воспитанников проводились обучающие мастер-классы, «круглые столы», брифинги по обсуждению важных вопросов. В которых наставниками были сами работники и сами родители воспитанников. Например, мастер-классы «Гость группы».
- «Читай книгу правильно». В нем родитель, работник детской библиотеки, рассказал родителям и педагогам Учреждения, как правильно читать детскую книгу.
- «Правила поведения на железной дороги», родитель воспитанника рассказал о правильном поведении.
- «Чистим зубы правильно», на нем выступал родитель-стоматолог.
- «7 шагов быстрой победы в шашки», выступала бабушка-чемпион Ленинградской области по шашкам.
И т.п.
Реверсивное наставничество- позволяет профессионалу младшего возраста становиться наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. Так педагоги проводили обучение друг друга по работе на интернет-ресурсах (ГИС СОЛО, разработка презентаций для занятий с детьми, создание видеороликов, работа с интерактивным оборудованием (столы, лого-пчелки, 3Д-ручки)). Хочется отметить, что в роли наставников здесь выступали не только молодые педагоги, но и родители воспитанников.
-например, родитель воспитанника обучил педагогов не только работе на интерактивной песочнице, но и показал интересные формы работы с ней.
Групповое наставничество («Круги наставничества») - группа опытных наставников советует подопечным, как действовать для достижения своих целей, как устранить неполадки и решить недочеты в работе, предоставляет необходимые рекомендации. Так в Учреждении были организованы заседания педагогов по возрастам: педагоги, работающие на группах с детьми определенного возраста, совместно обсуждали план работы на неделю в рамках календарно-тематического планирования. В том числе подготовку к занятиям, требования к развивающей среде, оформлению выставок, подборе методической и детской литературы и т.п.
А при работе с родителями была организована работа клубов различной направленности: «Школа молодых родителей», «Наедине о важном», «Умные родители». Где специалисты Учреждения разъясняли основные вопросы, связанные с воспитанием и обучением дошкольников.
А родители-наставники провели ряд обучающих занятий с родителями и педагогами по нетрадиционным формам оздоровления детей в различных ситуациях (на природе, на детской площадке, по дороге в детский сад).
Виртуальное наставничество, образовалось в период пандемии Ковид-19, когда большую часть времени педагоги взаимодействовали друг с другом, с воспитанниками и их родителями в режиме онлайн. Видя положительный эффект, эта форма наставничества закрепилась в работе Учреждения. Например, дети, длительно отсутствующие в детском саду, имели возможность общаться с педагогами и ребятами своей группы, получать необходимые знания, и даже поучаствовать в конкурсе. А педагоги смогли организовать виртуальное наставничество не только с детскими садами своего города, но и с городами всей страны. Например, в рамках патриотического воспитания проходило виртуальное наставничество с детскими садами всех федеральных округов РФ. Педагоги и дети изучали федеральные округа, их достопримечательности, особенности и т.д., обменивались методическими наработками с коллегами. Дети смогли увидеть масштабы страны, иметь возможность общаться со сверстниками других регионов, изучать их быт. Также эта форма наставничества использовалась и по запросу, родители обращались к педагогу с определенным вопросом, а педагог в режиме онлайн давал ответ.
Была организована работа по физическому воспитанию с детскими садами города, региона и страны. Так проводились онлайн зарядки, онлайн занятия по физическому воспитанию, и даже онлайн-соревнования, в которых наши воспитанники оказывались победителями.
Морально-нравственная форма наставничества – это форма наставничества, которая передается не нравоучениями, а личным примером; позволяет развивать чувство патриотизма и гражданского долга. Так в Учреждении проводились совместные мероприятия с социальными партнерами, работниками, воспитанниками и их родителями, такие как:
- команда47! (субботники, экоакции, поддержка солдат СВО)
- акция «Бессмертной полк!».
- волонтерское движение «Помощь хвостикам», «Старики не бывают одни» «Старость в радость»;
- поздравительная акция «Письмо солдату», «Подарок солдату»;
И многое другое.
Наставничество «дети учат детей» - это перспективная форма организации образовательного процесса по принципу «воспитанник-воспитанник», которая реализуется через организацию работы наставнических парах. В нашем учреждении эта форма использовалась при организации работы кружков по ранней профориентации и при подготовке дошкольников к участию в конкурсах. Так в Учреждении организованы работы следующих кружков «Я-исследователь», «Шашист», «Экскурсовод», «Юный железнодорожник», «Дизайнер», «Инструктор по физическому воспитанию», «Программист», «Конструктор», «Библиотекарь», «Ресторатор», «Инспектор ГИБДД».
Также, эту форму наставничества, мы использовали при поддержке детей в инклюзивном образовании, при реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Закреплялись пары воспитанников, дети помогали друг другу во время занятий, в свободной, в игровой деятельности, а по итогу работу награждались грамотами и сувенирами.
Управленческий проект «Движение вверх!» был успешно реализован в Учреждении. Детский сад стал центром социума, центром притяжения, и смог достичь следующих результатов:
у
педагогического коллектива
сформировались
гибкие
(умение общаться, работать в команде)
и профессиональные
навыки
, повысился
уровень развития кадрового потенциала
.
Д
етский сад стал инициатором совместных мероприятий с педагогами из других детских садов: ежегодные спортивные соревнования «В здоровом теле-здоровый дух!», интеллектуальная игра «Мозгобойня», квест-игра «
Можемсебепозволить
!».
открыты 11 бесплатных кружков для воспитанников Учреждения, ориентированных на успех каждого ребенка. В течение трех лет в
У
чреждении проводятся конкурсы для дошкольников детских садов города и района: турнир по шашкам, спортивные соревнования, соревнования по программированию и
лего
-конструированию.
выросла
вовлеченность
родителей
в
жизнь детского сада до 25%, открылись клубы выходного дня различной направленности, родители стали активными помощниками и соавторами новых творческих проектов
заключено
порядка 12 долгосрочных договоров сетевого взаимодействия, позволяющих выстраивать системную работу по разным
направлениям;
Учреждение
получило
статус
федеральной инновационной площадки по теме: «Поддержка интересов детей старшего дошкольного возраста в изучении профессии взрослых посредством организации проектной деятельности».