Повышение мотивации к обучению через проектно-исследовательскую деятельность

Исследовательская деятельность обучающихся — один из способов повышения учебной мотивации. Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности — «разучить» думать самостоятельно. Для того, чтобы обучающийся начал испытывать интерес к обучению, необходимо развивать у него учебную мотивацию, то есть желание, потребность учиться. Опыт показывает, что многие учащиеся, приходя на занятия в учебное образовательное учреждение, стараются хорошо учиться, чтобы угодить родителям, заслужить одобрение со стороны преподавателя, получить какое — то вознаграждение, а многие стараются повысить средний бал обучения, чтобы получать стипендию. Подобная мотивация направлена на получение определенного вознаграждения, но не на повышение интереса к изучаемым предметам, поэтому, как только у обучающегося пропадает стимул, пропадает и интерес к учебе. Задача преподавателя заключается в том, чтобы каждый обучающийся осознал важность знаний и смог использовать их в своей дальнейшей жизни и профессиональном становлении.

Существует много факторов, формирующих мотивацию к обучению: это и современные технологии ведения занятий, использование интерактивных методов обучения и другое. Одним из способов формирования положительной учебной мотивации школьников, является организация исследовательской деятельности обучающихся. Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний.(прил.№ 1) В современном обществе востребованы, не только знания, но и умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Эти умения формируются в процессе исследовательской работы и способствуют развитию познавательной активности обучающихся. Одним из видов исследовательской работы является проектная деятельность. определение задач, плана действий, исследование проблемы, представление результатов работы над проектом. Обучающиеся собирают информацию по проблеме, в различных источниках, включая Интернет. Процесс поиска нужной информации стимулирует интерес обучающихся, позволяет им чувствовать себя исследователями, что развивает их познавательный интерес. Они совершают собственные открытия, находят ответы на вопросы, прилагая собственные усилия, делятся полученными результатами с окружающими и, получив одобрение, начинают получать удовольствие от учебного труда, что является положительным мотивом для учебной деятельности. Оформление результатов работы над проектом планируется в основном, в виде презентации продукта. Одновременно с презентацией готовится выступление проектной группы, поэтому в критерии оценивания закладываются пункты оценивания выступления обучающихся, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Примерный план проектно-исследовательская работа с обучающимися:

1) Подготовка

- определение темы и целей проекта;

- подбор рабочей группы

2) Планирование

- определение источников;

- определение способа сбора и анализа информации;

- определение способа представления результатов (формы проекта);

- установление процедур и критериев оценки результатов проекта;

- распределение задач между членами рабочей группы

3) Исследование

- сбор и уточнение информации;

- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе проекта;

- выбор оптимального варианта хода проекта;

- поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

4) Выводы

- анализ информации;

- формулирование выводов

5) Представление проекта и оценка его результатов.

- подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов;

- анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Этапы научного исследования:

1.Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы

2.Постановка цели и конкретных задач исследования

3.Определение объекта и предмета исследования

4.Описание процесса исследования

5.Обсуждение результатов исследования

6.Формулирование выводов и оценка полученных результатов

Как показывает опыт, такая деятельность способствует не только развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам, освоению творческого подхода к любому виду деятельности, развитию представлений о межпредметных связях, но и развитию интеллектуальной инициативы обучающихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ; созданию предпосылок для развития научного образа мышления; формированию установки на престижность фундаментальных научных занятий; профессиональному самоопределению, что является немаловажным по окончании техникума.

Прил.№ 1

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская

деятельность

Проект направлен на получение

конкретного запланированного

результата – продукта, обладающего

определёнными свойствами и

необходимого для конкретного

использования

В ходе исследования организуется

поиск в какой-то области,

формулируются отдельные

характеристики итогов работ.

Отрицательный результат

Реализацию проектных работ

предваряет представление о будущем

проекте, планирование процесса

создания продукта и реализации этого

плана. Результата проекта должен

быть точно соотнесён со всеми

характеристиками,

сформулированными

Построения исследовательской

деятельности включает формулировку

проблемы исследования, выдвижение

гипотезы (для решения этой проблемы)

и последующую экспериментальную и

модельную проверку выдвинутых

предположений