Доклад на Тему: «Повышение мотивации к различным видам деятельности у детей с аутизмом».

Не смотря на то, что аутизм сегодня является довольно распространенным явлением во всем мире, Россия и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно. Симптоматика описана хорошо, а вот методы лечения практически отсутствуют. С такими детьми я работаю всего лишь первый год. Поэтому мой доклад выглядит скорее как подведение итогов моей работы, а не разработка новой методики.

В работе с аутичными детьми, в силу их особенностей, очень трудно использовать общепринятые психотерапевтические техники, а развивать, и тем более, повышать мотивацию любой деятельности у воспитанников детского дома - архитрудно в связи с обособленностью их положения по сравнению с учащимися массовой школы.

Я расскажу о своей работе с Вадимом. 2005 г.р. Диагноз: по заключению ПМПК 73.81, умственная отсталость глубокой степени, тяжелые множественные нарушения развития, ДЦП, эпилепсия, симптомы аутизма, атония мышц, не ходит, выраженное недоразвитие и крайняя ограниченность двигательной сферы, объем движений строго ограничен, произносит неречевые звуки, собственной речи нет, мыслительные операции не сформированы, познавательные интересы отсутствуют.

До начала работы с таким ребенком я переработала огромный методический материал по данному вопросу, в том числе и в интернете. Информационный поток огромен, а практических советов очень мало. Указывается, что на первоначальном этапе необходимо, чтобы ребенок научился видеть человека вообще, получить положительный опыт контакта. Я основательно вооружилась методиками, разными видами дидактических игр, так как по определению именно они являются основным видом деятельности у таких детей и пошла на занятие . И тут я сразу столкнулась с огромной проблемой: 1 шаг - установление личного контакта, проекция внимания на личность учителя. Я не могла преодолеть этот первый рубеж. Вадим «не видел» меня, смотрел как на мебель. Никаких эмоций: ни положительных, ни негативных. Я перепробовала все, даже с танцы с бубном…отчаявшись, я решила взять на занятия свою дочь. Впервые после этого Вадим посмотрел на меня, как на что-то живое. Я давала простые задания дочери, она их выполняла, Вадим просто смотрел на это. Так мы провели 3 занятия. На четвертом ребенок впервые протянул ко мне руки…так мы преодолели первый этап: установление эмоционального контакта.

На этапе предметных игр мы надолго застряли на манипуляциях с предметами и игрушками. Его привлекали их сенсорные эффекты: яркие цвета, гладкие поверхности, звуки, с которыми предметы падают на пол. Но вот действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением ребенок отказывался.

-----------------------------------------------

Сейчас мы работаем над элементами самой простой сюжетно-ролевой игрой.

Я не буду описывать все этапы своей работы, просто приведу 7 правил, которые помогают мне в работе.

Ровный эмоциональный фон. Разговаривать с ребенком нейтрально и спокойно.

Ставить конкретную цель. Точно знать чего я от него хочу.

Использовать четкие структурированные фразы (садись на стул, лови мяч), сопровождая их жестом. Речь не загружать лишними словами (давай сядем на стульчик, возьмем пирамидку). Такая речь превращается в шум, перестает быть функциональной.

Использовать картинки. В моем случае это маленькие черно-белые карточки с изображением простых действий: игра с мячом, пирамидка…

При возникновении стрессовой ситуации (ребенок «закрылся»):

Если возможно устраняю источник.

Успокоить, если он на это имеет право.

Позволять на время вернуться к своему стереотипному поведению.

Игнорировать.

Соблюдать строгий порядок в действиях и играх.

Не расстраивайся, даже если совсем ничего не получилось.

Пробуй 100 раз и обязательно все получится!

В заключение, хочу сказать, что рада заниматься с такими «другими» детьми. Вначале такой работы я просто не знала с чего начать и зачем это вообще кому-то нужно. Я полностью изменила отношение к детям, имеющим такие страшные диагнозы и , признаюсь честно, учусь у них многому сама. Желаю всем, кто как-то причастен к работе с такими детьми терпения, сил, творческих успехов.