Познавательно - игровая программа

«Путешествие в Страну Толерантности»

Цель: формирование культуры межличностных отношений между детьми.

Задачи: обобщить и расширить знания детей о том, как должны вести себя люди по отношению друг к другу; развивать умение быть внимательными, приветливыми, доброжелательными; дать представление о толерантности; расширить и закрепить представление детей о толерантности.

Ход занятия

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня к нам, на наше занятие, пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. «Скажем – здравствуйте гостям!» (Здравствуйте!). Скажем – здравствуйте всем нам! ( Здравствуйте)»

Вчера 16 ноября, у нас в России и в других странах мира отмечали праздник – Международный день толерантности. Что же это за праздник, и что означает слово «толерантность» - я вам сейчас расскажу.

Когда – то, давным - давно во Франции жил князь Талейран. Он был очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность.

Толерантность – это милосердие,

Толерантность – это доброта души,

Толерантность – это сострадание,

Толерантность – это уважение,

Толерантность – это дружба,

Толерантность – это терпение.

- И чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.

А сейчас я хочу предложить вам увлекательное путешествие. Мы отправимся в необычную страну, ее нет на карте. Однако она существует. В этой стране может жить каждый, кто соблюдает правила и обычаи этой страны. И называется эта страна Толерантность. Вы согласны отправиться в путешествие? А на каком виде транспорта мы будем путешествовать, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку.

Он бывает пассажирским,
Он бывает грузовым.
Во весь дух по рельсам мчится,
Мы ж на станции стоим. (Поезд).

Правильно, мы будем путешествовать на поезде.

Итак, мы отправляемся. (Звучит гудок паровоза и стук колес поезда)

Первая наша остановка - Город «Вежливости»

- В этот город пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и говорит «волшебные», то есть вежливые слова. А вы знаете? Сейчас проверим.

Игра «Дополняй – ка».

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого (спасибо),

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день),

Мальчик вежливый, понятливый, говорит встречаясь (здравствуйте),

Когда нас ругают за шалости, мы говорим (простите, пожалуйста).

Везде и всюду на прощание говорят (до свидания).

- Молодцы, ребята, знаете волшебные слова. Как можно назвать человека, который использует в речи вежливые слова? Можно ли назвать его толерантным?

Отправляемся дальше. (Звучит гудок паровоза и стук колес поезда)

Вторая наша остановка - город «Творчества»

А в этом городе живут творческие люди, каждый житель сделал себе волшебный ключ, ключ толерантности, к сердцам людей различных национальностей.

Вот сейчас и мы с вами изготовим такие ключи.

( Творческая работа).

Как я уже вам сказала, что это волшебные ключи. Если вдруг кто – то будет себя плохо вести, ссориться, драться. Вы подойдите и скажите: давай откроем твое сердечко, ведь в нем не только злость, обида живет, но и доброта, прощение, дружба. Надо только подобрать к каждому свой ключик.

Отправляемся дальше. (Звучит гудок паровоза и стук колес поезда)

Следующая наша остановка - Город «Сказок»

- Ребята, здесь вас ждут герои сказок. Главной темой сказок была и остаётся борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, какой он. Если он толерантный, добрый – вы хлопаете в ладоши, а если не толерантный, злой – топаете ногами.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка,

Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди,

Буратино, Баба-Яга, Мальвина.

- Молодцы, вы прекрасно справились с заданием.

Отправляемся дальше. (Звучит гудок паровоза и стук колес поезда)

- И вот мы с вами оказались на главной площади.

Здесь я хотела показать вам символ страны - цветок толерантности. Но уронила и он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. (Детям раздаются лепестки со словами). Какие лепестки подходят к цветку толерантности?

Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души,  дружба, терпение, война, ссора, вежливость.

А оставшиеся лепестки почему не подходят? (это не толерантные слова).

Наш цветок получился красивый и разноцветный, как радуга.

- Ребята, нам пора возвращаться.

(Звучит гудок паровоза и стук колес поезда)

- Понравилось вам путешествие?

- По какой стране мы сегодня с вами путешествовали?

- Что такое – толерантность?

-Когда мы отмечаем Всемирный день толерантности?

- На память о нашем путешествии мы дарим вам буклеты и благодарим каждого за активное участие. Закончить наше занятие мне хочется такими словами:

Если каждый будет друг другу терпим,

Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

Всем спасибо, наше занятие окончено.