Познавательно – творческий проект
«Весёлый переполох на Масленичной неделе»
Автор: Пьетцкая Ольга Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ гимназия имени Героя РФ А.В. Катериничева
2024 год
1.Пояснительная записка
В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема воспитания национальной культуры, приобщения нового поколения к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своей семьи, родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Знание традиционного наследия необходимо каждому человеку. Все мы когда- то пытались найти ответы на вечные вопросы: Кто мы? Какими были наши предки? Что черпаем из прошлого? Во имя чего живём в настоящем? Что будет с нами в будущем?
Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования говорит о необходимости «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – особенно актуальная тема сегодня.
Национальная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств народной культуры, общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Одной из задач работы нашей гимназии является духовно-нравственное, патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Процесс ознакомления с народными ценностями, традициями русского народа происходит через совместную деятельность педагога с обучающимися и их родителями. Наш проект направлен на воспитание патриотизма, основанного на особенностях народных традиций.
1.1 Тематическое направление
Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности. Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.
1.2 Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность)
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме обучающимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно.
Перед нами встала задача с определением темы проекта, в голову сразу пришла мысль сделать что-то приятное и интересное для детей, а также донести до их сознания, что все мы являемся носителями русской народной культуры. Причем сделать это в познавательно-игровой форме, чтобы дети могли не только повеселиться, но и узнать что-то новое о национальном празднике, который празднуется с давних времен.
Вскоре тема была выбрана, я решила провести для первоклассников праздник «Весёлый переполох на масленичной неделе
Использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.
1.3 Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Классный руководитель, обучающиеся 1 «Е» класса 7-8 лет, родители (оказывали помощь в предоставлении материала для мастер-классов, фотоматериала, русских народных костюмов).
1.4 Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала обучающихся начальной школы.
Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий и применением ИКТ.
1.5 Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель проекта: Реализация познавательных и творческих способностей первоклассников через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям, русскому фольклору в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Весёлый переполох на Масленичной неделе»
Задачи проекта: Погрузить детей в атмосферу празднования, дать представление о культуре и русских народных традициях через тематические занятия и проведение мастер- классов.
- Познакомить первоклассников с традициями проведения русского народного праздника «Масленица» через демонстрацию исторического материала с использованием ИКТ.
- Через эмоциональное сопереживание и участие в празднике, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- Воспитание гражданско-патриотических и духовно-нравственных чувств, интереса учеников к русской народной культуре через технологии мастер-классов.
Планируемые результаты:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника-Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
- Улучшение взаимодействия работы с родителями, как участников воспитательного процесса.
1.6 Формы проведения воспитательного мероприятия и обоснование её выбора.
Проводится в форме обрядового-праздника, развлекательно-познавательное мероприятие.
Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.
Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся. Недостаточный уровень осознания взаимосвязи народных традиций и национального характера.
1.7 Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.
Методы: словесный - беседа, заучивание; наглядный - демонстрация тематических иллюстраций; практический – игровой (дидактические, сюжетные, хороводные и подвижные игры).
Приёмы: беседа, демонстрация, рассматривание, самостоятельная деятельность детей, обыгрывание.
1.8 Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия
Декорации, музыкальные фонограммы и народные инструменты, наглядная презентация, раздаточный материал на каждого ребёнка на мастер-класс, русские народные костюмы, сценарий праздника.
1.9 Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Во время проведения воспитательных мероприятий необходимо больше внимания обратить на развитие речи учащихся и формированию умения делать выводы, обобщать, анализировать.
Данный проект можно использовать на уроках технологии, внеурочной деятельности при знакомстве с народным праздником Масленица.
2. Основная часть
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия
1 Подготовительный
- Изучение и подбор материала.
- Разработка структуры проекта.
- Составление плана мероприятий.
- Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных); стихов, загадок, пословиц, русских народных песен.
- Оформление выставочного стенда, презентации, фотоколлажа для родителей.
2.Основной
- Беседы на темы: «От куда пришла масленица», «Проводы зимы, встреча весны-Масленица».
- Знакомство с народной одеждой, атрибутами праздника.
-Разучивание закличек, песен о Масленице, частушек, потешек, загадок.
- Проведение русских народных игр: «Кто быстрее на коне», «Горячий блин», игра - кричалка «Блины - лепёшки», «Ручеек».
- Эстафеты- конкурсы: «Бег в одном валенке», «Перетягивание каната»
- Рассматривание иллюстраций; презентации.
- Научились заводить солёное тесто, лепили и разукрашивали коржи - сувениры.
- Изготовление куклы Масленицы – Дуняшки, куклы – коняшки.
- Рисование масленичных блинов, ярморочного Петрушки
- Консультации для родителей.
3. этап – заключительный:
- Выставочный стенд – куклы «Дуняшки», куклы «Коняшки» рисунки блинов, народный ярморочный герой Петрушка.
- Сувениры из солёного теста.
- Исполнение русской народной песни «Широкая Масленица», вождение хоровода, игры.
- Видео-презентация и фотоколлаж «Весёлый переполох на масленичной неделе!»
- Выпуск статьи (приложение 1) о творческом проекте 1 «Е» класса в газету «Рюкзачок»
2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия
1.Вступительное слово учителя (сказка)
Ребята, какое сейчас время года? Какие вы знаете зимние праздники? Есть старинный народный праздник «Проводы русской зимы или Масленица. Что вы знаете о нём?
В некотором царстве, в тридесятом государстве жили-были Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо глаз у неё были колючие льдинки. Губы, покрытые инеем. Волосы длинные и белые. Её наряд удивлял своей белизной. Были у неё слуги: холодный ветер и злая вьюга.
А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щёчки румяные. Ходила она в длинном, ярком сарафане. Её верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Он знали, что как только придёт Масленица, все прводят зиму и будут встречать весну.
Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допускать встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить её, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:
- Ветер, вьюга, занесите все дороги снегом, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и весна к нам не придёт!
И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти.
Видит Масленица – плохо дело. Что делать? Как людям помочь? Солнце не показывается, а снега всё больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не добраться весне по такому снегу к людям.
Осталась одна неделя, и Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам, да говорить, чтобы стряпали они блины без устали всю неделю. Послушались её люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, румяные, круглые, словно солнышко. Куда блин попал, там проталинка появилась. Детишек Масленица заставляла горки строить да громче смеяться, когда кататься будут. Пусть Зима злится! И обязательно есть всем блины, чтобы душа не смогла в льдинки превратиться, чтобы не стать холодными, бездушными слугами Зимы.
Делали люди всё, что Масленица подсказала, но этого оказалось мало. Нужно было много тепла. Что делать?
- Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у неё прощения за всё, друг у друга попросили прощения и уже хотели Масленицу поджечь, как кто-то закричал:
- Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!
Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя было такое, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что весна обязательно до них доберётся. Аза доброту масленицы, за её открытую душу стали называть Широкой Масленицей
2. Беседы на темы: «От куда пришла масленица», «Проводы зимы, встреча весны-Масленица».
Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы в России отмечаются празднованием масленицы.
Это — самый веселый, народный и сытный праздник, длящийся целую неделю.
Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Масленица — это, прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чем. В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.
Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Масленица — это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы.
Детям рассказала о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъяснила, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.
Понедельник – встреча.
В этот день делали куклу – Масленицу, наряжали её, садили в сани и везли на горку. Катались с горы, лепили снежную бабу, устраивали снежные городки и битвы снежками.
Закличка: «Собирайся, народ!» (разучивание с детьми)
Тема: Изготовлению весенней куклы «Масленица Дуняша» из цветной бумаги.
Цель: Раскрытие творческого потенциала детей и родителей средствами художественного труда.
Задачи: Изготовить сувенир-кукла «Масленица Дуняша» как
украшение интерьера для весенних праздников; познакомить с русским народным праздником Масленица;
- Развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса.
- Воспитывать гражданско-патриотические и духовно-нравственные чувства в отношении традиций и обычаев своего народа;
Необходимый материал: Презентации - «Ах, Масленица широкая!», «Ай, да Масленица Дуняша!», цветная бумага, клей, ножницы, дырокол, деревянные шпажки, скотч, краски (фломастеры, гуашь), шаблоны.
Вывод: Кукла Масленица делается из разных материалов. Её делали накануне масленичной недели, в первый день Масленицы— понедельник. Эта кукла должна оберегать семью в течение года. А когда год проходил и наступала снова масленичная неделя, старую куклу сжигали, которая вобрала в себя всю плохую энергию, всё плохое, что случилось в этой семье. И делали новую куклу. Эту куклу сажали в красный угол. И считалось, чем больше куколок сидит в нем, тем лучше и счастливее пройдет год в этой семье, в этой избе.
Куклу Масленицу мы делали на занятии внеурочной деятельности «Творческая мастерская». Каждый старался выполнить свою работу аккуратно, красиво.
Вторник – заигрыш.
Ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей, устраивали вечеринки, пели, водили хороводы, качались на качелях.
Тема: «Петрушка – народный ярмарочный герой»
Цель: формирование первоначальных знаний о ярморочной кукле – Петрушке.
Задачи:
- Познакомить с происхождением главного ярморочного героя – Петрушкой.
- Развивать творческую активность, фантазию, воображение и образное мышление.
- Создать творческую атмосферу на занятии.
История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!
Обыгрывание: Петрушка:Траля-ля! А вот и я! Здравствуйте мои друзья!
Надел я шапку на макушку, как зовут меня?...
Я веселая народная игрушка, а зовут меня, действительно, Петрушка!
Я самый веселый на свете,
За это и нравлюсь я детям!
Будем зиму провожать, будем Масленку встречать.
Разучивание песни «Весёлая Масленица», хоровод.
Среда – лакомка.
С этого дня ходили в гости на блины семьями, и хозяйка старалась испечь блины, как можно вкуснее.
Изготовление солёного теста, замес и раскатывание коржей.
Тема: Изготовление сувенира из солёного теста
Цель: Изучить технологию изготовления сувенира из соленого теста. Создать условия первоклассникам для развития творческих способностей в практической деятельности.
Задачи:
- Освоить навыки изготовления сувенира из солёного теста.
- Развивать художественно-творческие способности обучающихся,
- Воспитывать эстетический вкус, повышать интерес к народно – прикладному искусству.
Разучивание стихотворений про Масленицу
Четверг – разгуляй.
В этот день было больше развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу, ходили по улицам ряженые. И, конечно же, катались на лошадях с бубенцами
Тема: Изготовление куклы – коняшки
Цели: научиться выполнять куклу – коняшку из бросового материала.
Задачи: - Овладение навыками изготовления куклы
- Расширение представлений об обычаях русского народа
- Развитие творческих способностей и творческого мышления
- Воспитывать интерес к русским традициям
Игра «Кто быстрее на коне»
На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на коне (швабра) змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.
Пятница – тёщины посиделки (итоговое занятие)
В этот день устраивали посиделки, маскарады, спектакли, пели песни, водили хороводы.
Тема: праздник «Весёлый переполох на масленичной неделе».
Цель: приобщение учащихся к русской культуре, традициям русского народа.
Задачи: - Создание условий для воспитания духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса к русской истории и народным традициям;
-Формирования интереса к русской кукле как виду народного художественного творчества;
- Сплочение детского коллектива, активизация культурного досуга учащихся, коммуникативных качеств личности; развития творческих способностей учащихся.
Исполнение заклички.
В небе Солнышко встает,
В хоровод нас всех зовет!
Веселиться, петь, плясать –
Весну Красную встречать!
В небе Солнышко взошло,
Всех на праздник собрало!
И достоинства полны,
Начинаем есть блины!
Масленица, прощай!
Через год к нам приезжай!
Забрала от нас хворобы,
И лихие непогоды!
А сейчас, а сейчас
Начинаем перепляс.
Подходи смелей народ
Тот, кто пляшет, тот вперед!
Исполнение песни «Весёлая Масленица», вождение хоровода в русских народных костюмах, игры.
Игра «Горячий блин».
Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка оборвется, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.
Игра-кричалка "Блины - лепешки"
Хороша была зима, её мы провожаем,
И тепло весеннее радостно встречаем.
Печем с припеком мы (знак левой рукой)...(Блины!)
И вкусные (знак правой рукой)...(Лепешки)
И весело и дружно хлопаем в ладошки. (Все хлопают)
Наступила долгожданная масляна неделя,
И никто не сосчитает, сколько же мы съели.
Ели-ели мы (знак левой рукой)...(Блины!)
И еще (знак правой рукой)...(Лепешки)
А теперь вокруг себя покрутимся немножко (Все крутятся)
Вокруг песни, танцы, смех, шумное гулянье,
В каждом доме оценили хлопоты - старанье,
На столе стоят (знак левой рукой)...(Блины!)
А рядышком (знак правой рукой)...(Лепешки)
Чтобы больше в нас вошло - прыгаем на ножке (Все прыгают)
Еще кружок вокруг себя (Все кружатся)
И хлопаем в ладошки (Все хлопают)
Отчет о провидении праздника.
В пятницу 13марта в 1 «Е» классе проводилось мероприятие «Весёлый переполох на масленичной неделе». Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.
Проходили века, менялась жизнь, но широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Главное угощение на Масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. Кукла «Кукла Масленица» – обязательный атрибут этого праздника.
Данное мероприятие прошло интересно и необычно. Звучали веселые русские народные мелодии, песни, частушки, закликали весну.
Проведённая нами работа позволяет сделать вывод, что праздник Масленица – это обрядовый праздник: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми, каждый день масленичной недели имеет своё название и своё предназначение, символы Масленицы – блины, чучело.
Организовала и провела данное мероприятие классный руководитель, обучающиеся 1 «Е» и родительский комитет (помощь в реализации). Праздник прошел весело и оставил хорошее, праздничное настроение для всех.
Детям очень понравилось работать над проектом.
3. Информация для родителей ( мероприятия в гимназии проводилось без присутствия родителей, период пандемии).
Цель:- Способствовать вхождению родителей в традиционную культуру своего народа.
- Возрождать познавательный интерес к русским обрядам и обычаям, формировать бережное к ним отношение.
Задачи:- Познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы.
- Воспитывать чувства уважения и любви к Родине, родному краю через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
- Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
Шестой день Масленицы — Золовкины посиделки.
Праздник продолжается, общее веселье…
Славно провожает Зимушку народ!
Седьмой день Масленицы — Прощеное воскресенье – Проводы зимы.
Впереди особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное воскресенье. По обычаю, все «прощались», то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид. В Прощёное воскресенье было принято дарить друг другу пряники, коврижки, медовики.
Спасибо тебе, Масленица, за снега пуховые, за морозы трескучие, за игры веселые, за забавы добрые. Слава, тебе, Масленица!
Враждуют вечно лед и пламень,
Враждуют холод и жара.
И мы сейчас тепла добавим,
Сожжем на пламени костра!
Ведь всё свои имеет сроки,
С зимой расстаться нам пора.
Так наши предки поступали
Прощай, Зима, прощай, Зима!
В субботу и воскресенье родители вместе с детьми продолжают праздновать Масленицу дома. Пекут блины, угощают друг друга, просят друг у друга прощение, сжигают чучело, играют в игры на свежем воздухе (используют приобретённый материал и информацию).
Приложение 1
Здравствуйте, честные гости!
Проходите! Не стесняйтесь!
Все смотрите! Улыбайтесь!
…Масленица! Масленица! Широкая масленица! …Какой русский человек не знает этого праздника?!
Это самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы. В нашем 1 «Е» классе празднование масленицы, в этом году, стало хорошей и доброй традицией.
Всю неделю обучающиеся 1 «Е» готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На занятиях узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай.
На занятиях внеурочной деятельности «Творческая мастерская» и уроках «Путь к творчеству» изготовили из бумаги куклу – Дуняшку, жаворонков, из шерстяных ниток – куклу - Коняшку, рисовали блины, из солёного теста раскатали и расписывали гуашью сувениры. У нас все знают, что на Масленицу у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться, и с зимушкой прощаться!
Как положено на празднике «Весёлый переполох на масленичной неделе», все дети в русских народных костюмах из бабушкиных сундуков от души веселились: водили хороводы, пели русские народные песни. Задорные частушки, исполненные детьми, так и приглашали пуститься с ними в весёлый перепляс.
Классный руководитель: Пьетцкая Ольга Михайловна