Познавательно-исследовательская деятельность в разновозрастной группе младшего и среднего возраста «Ледяные забавы»
Цель: формирование экологической культуры дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности со льдом.
Задачи:
- Продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе в разные времена года.
-Расширить представление у детей о качестве и свойстве льда (тает, замерзает, твердый, прозрачный, холодный, не тонет в воде, мокрый).
-Развивать познавательные процессы; умение анализировать, сравнивать, видеть характерные признаки, делать выводы на основе наблюдений.
-Обогащать словарный запас детей.
-Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею в коллективе и самостоятельно.
Предварительная работа: опыты со снегом, наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворении, сказок, загадок о зиме.
Материал для занятия: иллюстрации времена года, музыка «Зимний вальс», кубики льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, лед цветной, ёмкость с холодной и горячей водой, ёмкость для изготовления искусственного льда, кисточки, краски, клеёнки на столы, нарукавники, шапочки, салфетки.
Приемы: наглядные, словесные, загадки, практические (опыты, эксперименты), игры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
ч. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекрасное утро! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей!
Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)
Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)
Доброе утро, родной детский сад!
Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Сегодня нас ждёт много интересного.
В: Я хочу вам рассказать сказку.
Вот послушайте: Жила, была на свете Матушка-Водица. У Матушки-Водицы была большая семья: сыновья- Туман, Дождь, Снег и Лед. Дочери- Росса и Снежинки. У всех детей были разные характеры, все они любили разные времена года:
А давайте вспомним какие бывают времена года?
- (дети вспоминают (зима, весна, лето и осень) продемонстрировать иллюстрации).
- А какое сейчас время года?
Д: Зима.
-А какие зимние признаки вы знаете? (холодно, идет снег, покрываются льдом реки и озера, люди надевают зимнюю теплую одежду и т.д.)
В: Сейчас зима, и поэтому мы с вами поговорим о зимнем сыне Матушки-Водицы, а о каком, догадайтесь.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода
Неподвижна и тверда. (Г.Ладонщиков)
- О каком сыне Матушки-Водицы говориться в этом стихотворении?
Д: О льде.
В: Правильно. Лед обладает многочисленными свойствами. А узнать о них мы сможем в ледяной лаборатории.
Сегодня я приглашаю вас в лабораторию.
А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты).
Как настоящие учёные мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря которой, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты, разгадывают загадки природы и делают научные открытия.
Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие (правило).
- Без разрешения руководителя ничего не трогать руками.
А еще в лаборатории принято носить спецодежду. Как вы думаете почему? (чтобы не испачкать свою одежду)
Надевайте пожалуйста нарукавники, шапочки и рассаживайтесь за столы.
/// ч. Основная.
Переходим к изучению льда.
Опыт №1. «Какой лед на ощупь».
- На столе в тарелочках лежат кусочки льда. Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они, сухие? Возьмите лед в руки и скажите, какой он.
Ответы: Холодный, мокрый, скользкий …
А теперь попробуйте из него что-нибудь вылепить. Сожмите лед в ладонях. Можно ли смять кусок льда? А разбить?
Д. (кусок льда смять нельзя, т.к. он твердый, а разбить можно, он хрупкий)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
У вас на тарелочках лежат интересные кусочки льда, внутри них что-то заморожено. Попробуйте рассмотреть…Правильно это сердечки. Ребята сделайте вывод: Лед прозрачный или нет?
Вывод: Лёд прозрачный, т.к. сквозь него видно предметы.
В. Таким образом, в результате нашего исследования мы установили, что лед какой?
Д. (Лед холодный, твердый, прозрачный, мокрый и скользкий)
Физкультминутка «Зима» по самомассажу рук:
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Опыт № 3. Тонет ли лед? (Дети высказывают свои предположения)
Сейчас мы это докажем опытным путем …
В стакан с водой комнатной температуры положите кусочек льда, понаблюдайте, что происходит? (лед плавает на поверхности воды)
Вывод: лед не тонет, он легче воды).
Опыт №4. «Воздействие температуры».
Воспитатель: Как вы думаете в какой воде лед растает быстрее в холодной или горячей? (ответы детей)
Давайте проверим!
Проведем эксперимент. Опустим по кусочку льда в горячую и холодную воду и понаблюдаем, где лед растает быстрее и почему?
Вывод: Правильно, когда лед попадает в тепло, то он тает быстрее и превращается во что??? (ответы детей)
В: Правильно в воду.
И так мы сделали еще одно открытие: лед в тепле тает быстрее и превращается в воду.
В: Ребята, а скажите, если лед в тепле превращается в воду, можно ли из воды получить лед? И что для этого нужно сделать?
Д: Воду нужно заморозить.
В: Тогда я предлагаю вам самим сделать лед, и не простой, а красивый- цветной. Кто догадался как это можно сделать? (версии детей)
В: Возьмите кисточки, обмакните в одну любую краску и покрасьте воду в формочке. Теперь я вынесу формочки в холодильник в морозильную камеру, и мы посмотрим, что произойдет.
А сейчас аккуратно снимите спецодежду и положите ее на стульчики.
Звенит колокольчик, дети собираются в круг на ковре.
Ребята, я приготовила для вас угощение – ледяные конфеты. Если я предложу вам съесть хотя бы по одной льдинке, как вы поступите? Станете есть лед? Нет! А почему? (Он холодный и грязный, можно заболеть)
Ну хорошо, раз вы отказываетесь есть ледяные конфеты, тогда может поиграем в «Льдинки»? Я буду льдом кидать в вас, а вы в меня. Чем может закончится такая игра? (можно пораниться). А почему? (потому что лед твердый) Молодцы!
Подведение итога:
Ребята, вы сегодня хорошо поработали в нашей лаборатории, многое узнали.
Скажите пожалуйста, а по какому свойству льда, мы можем доказать что Лед -сын Матушки-водицы? (Выслушиваются ответы детей) (лед это вода)
Давайте вспомним, лед какой?
Д: Лед твердый, холодный, прозрачный. Лед тает быстрее в горячей воде, чем в холодной, лед тает от тепла. Лед плавает в воде. Лед -это вода.
Ребята, а как мы можем позаботиться о чистоте матушки воды?
(нужно беречь воду, не загрязнять ее)
Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?
-Какое исследование для вас было наиболее интересным? Почему?
-Кто считает, что лед -это вода? Прячьтесь под зонтик! Молодцы!!! На этом наше занятие закончено.