Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«В гостях у русской народной сказки».
Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.
Задачи:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.
Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам; любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.
Предварительная работа:
1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".
4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".
5. Разгадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок.
Ход:
1. Организационный момент.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево
В центре круга соберёмся
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И играть сейчас начнём.
2.Основная часть:
В: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду сказочницей. А кто такие сказочники? А вы любите сказки?
Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А кто, может жить в этой стране?
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)
Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках.
Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).
- Вот и попали мы с вами в сказочную страну, но чтобы там попутешествовать, нам с вами нужно выполнить задания. Вы готовы?
Задание № 1 Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.
- Как называется эта сказка? (Теремок).
- Правильно. Жители теремка хотят с вами поиграть. А вы хотите?
Игра называется: «Доскажи словечко» (с мячом). Для этого нужно построиться в кружок. Я начинаю, вы продолжаете. Мышка -…норушка, лягушка - …квакушка, зайчик - …побегайчик, лисичка - …сестричка, волк – зубами щелк, волчок - … серый бочок, мишка-…косолапый.
- Молодцы, с первым заданием справились.
Задание № 2
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке, на съедение лисе. (Колобок) Правильно. Это колобок, он тоже хочет поиграть с вами. Игра называется «Скажи наоборот». Большой – маленький, Мягкий – жесткий, Жара – холод, Тяжелый – лёгкий, Светлый – тёмный, Ложиться – вставать, Грязный – чистый, Говорить – молчать, добро – зло. – Молодцы и со вторым заданием справились.
Задание № 3
По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду. - Как называется сказка? («По щучьему велению»).
- Как зовут главного героя сказки? (Емеля).
- Он тоже придумал для вас игру: «Похлопай в ладоши, если услышишь в словах звук е». (Сказка, щука, печка, царевна, ведро, коромысло, сани, одежда, зеркало).
- Молодцы, ребята. Слушайте следующее задание.
Задание № 4 Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»).
Мама – коза приготовила для вас задание «Назовите детенышей». Медведь – медвежонок – медвежата; Ёж – ежонок – ежата; Лиса – лисенок – лисята; Белка – бельчонок – бельчата; Лягушка – лягушонок – лягушата; Заяц – зайчонок – зайчата; Волк – волчонок – волчата; Бобр – бобренок – бобрята; Олень – олененок – оленята; Лось – лосенок – лосята.
- Молодцы, ребята и с этим заданием справились.
Задание № 5 А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.
- Что это за сказка? («Маша и медведь»).
Маша приготовила для вас загадки.
1. Что за сказка: кошка, внучка,
Да ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали? («Репка».)
2. Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом
Выгнала она косого
Из домика лубяного. («Заюшкина избушка».)
3. У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)
4. Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! («Три медведя»)
Ведущий: Вижу, сказки вам читали и героев все узнали.
Молодцы! Справились с заданием!
Задание № 6
Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы названия сказок. В них есть ошибки – давайте найдем их.
1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
3. «Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».
4. «Петушок и гороховое зернышко» – «Петушок и бобовое зернышко».
5. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
6. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
7. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
8. «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».
Физкультминутка
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Дидактическая игра «Охарактеризуй героев».
Какая лиса в сказках?(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик?(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).
А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).
А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Рефлексия:
Понравилось вам путешествие по русским народным сказкам? А, что вам больше понравилось? А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?