* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

«В гостях у русской народной сказки».

Цели: приобщать детей к устному народному творчеству; закрепить знания детей о русских народных сказках.

Задачи:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.

Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения.

Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитывать интерес к русским народным сказкам; любовь к устному народному творчеству, чувство сострадания к окружающим.

Предварительная работа:

1. Чтение, рассказывание русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам.

3. Просмотр мультфильмов по теме: "Русские народные сказки".

4. Проведение дидактических игр: "Узнай сказку по картинкам", "Чей головной убор?", "Из какой сказки герой?", "Собери сказку", "Что сначала, что потом?".

5. Разгадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, сундучок.

Ход:

1. Организационный момент.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево

В центре круга соберёмся

И на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём,

И играть сейчас начнём.

2.Основная часть:

В: Здравствуйте ребята! Сегодня я буду сказочницей. А кто такие сказочники? А вы любите сказки?

Ребята, я приглашаю вас в сказочную страну. А кто, может жить в этой стране?

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по русским народным сказкам. А кто же сочинил эти сказки? (Русский народ)

Воспитатель: А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика: Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш). (Руками изображают шар) - А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

- Вот и попали мы с вами в сказочную страну, но чтобы там попутешествовать, нам с вами нужно выполнить задания. Вы готовы?

Задание № 1 Мышка дом себе нашла, мышка добрая была. В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

- Как называется эта сказка? (Теремок).

- Правильно. Жители теремка хотят с вами поиграть. А вы хотите?

Игра называется«Доскажи словечко» (с мячом). Для этого нужно построиться в кружок. Я начинаю, вы продолжаете. Мышка -…норушка, лягушка - …квакушка, зайчик - …побегайчик, лисичка - …сестричка, волк – зубами щелк, волчок - … серый бочок, мишка-…косолапый.

- Молодцы, с первым заданием справились.

Задание № 2

Не лежалось на окошке, покатился по дорожке, на съедение лисе. (Колобок) Правильно. Это колобок, он тоже хочет поиграть с вами. Игра называется «Скажи наоборот». Большой – маленький, Мягкий – жесткий, Жара – холод, Тяжелый – лёгкий, Светлый – тёмный, Ложиться – вставать, Грязный – чистый, Говорить – молчать, добро – зло. – Молодцы и со вторым заданием справились.

Задание № 3

По тропе, шагая бодро, сами вёдра носят воду. - Как называется сказка? («По щучьему велению»).

- Как зовут главного героя сказки? (Емеля).

- Он тоже придумал для вас игру«Похлопай в ладоши, если услышишь в словах звук е». (Сказка, щука, печка, царевна, ведро, коромысло, сани, одежда, зеркало).

- Молодцы, ребята. Слушайте следующее задание.

Задание № 4 Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»).

Мама – коза приготовила для вас задание «Назовите детенышей». Медведь – медвежонок – медвежата; Ёж – ежонок – ежата; Лиса – лисенок – лисята; Белка – бельчонок – бельчата; Лягушка – лягушонок – лягушата; Заяц – зайчонок – зайчата; Волк – волчонок – волчата; Бобр – бобренок – бобрята; Олень – олененок – оленята; Лось – лосенок – лосята.

- Молодцы, ребята и с этим заданием справились.

Задание № 5 А дорога далека, а корзина нелегка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок.

- Что это за сказка? («Маша и медведь»).

Маша приготовила для вас загадки. 

1. Что за сказка: кошка, внучка,

Да ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали? («Репка».)

2. Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом

Выгнала она косого

Из домика лубяного. («Заюшкина избушка».)

3. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. («Гуси-лебеди»)

4. Что за гостья в дом пришла

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! («Три медведя»)

Ведущий: Вижу, сказки вам читали и героев все узнали.

Молодцы! Справились с заданием!

Задание № 6

Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы названия сказок. В них есть ошибки – давайте найдем их.

1. «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

2. «Даша и медведь» – «Маша и медведь».

3. «Волк и семеро котят» – «Волк и семеро козлят».

4. «Петушок  и гороховое зернышко» – «Петушок  и бобовое зернышко».  

5. «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

6. «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

7. «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

8. «Заюшкин домик» – «Заюшкина  избушка».

Физкультминутка

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)

Звери разные там жили,

Жили дружно, не тужили (поклон)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк. (поклон)

Но набрел на теремок

Мишка косолапый (изобразить мишку)

Раздавил он теремок

Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)

Звери очень испугались,

Поскорее разбежались (бег на месте)

А потом собрались снова

Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Дидактическая игра «Охарактеризуй героев».

Какая лиса в сказках?(Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).

А какой зайчик?(Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка).

А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).

А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).

А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).

Рефлексия:

Понравилось вам путешествие по русским народным сказкам?  А, что вам больше понравилось?  А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?