* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Cambria'; font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} h3 {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} h4 {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} h5 {font-family: 'Arial'; font-weight: bold;} h6 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} h7 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} h8 {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} h9 {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Heading 1 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} .Heading 2 Char {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 6 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Заголовок 7 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Title {font-size: 24pt;} .Заголовок Знак {font-size: 24pt;} .Subtitle {margin-top: 10pt; margin-bottom: 10pt;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt;} .Quote {font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {font-style: italic;} .Intense Quote {font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {font-style: italic;} .caption {font-size: 9pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Footnote Text Char {font-size: 9pt;} .endnote text {font-size: 10pt;} .Текст концевой сноски Знак {font-size: 10pt;} .endnote reference {vertical-align: super;} .toc 1 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 2 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 3 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 4 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 5 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 6 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 7 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 8 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 9 {margin-bottom: 2.85pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {font-family: 'Arial Narrow';} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 13pt; color: #4F81BD; font-weight: bold;} .Интернет-ссылка {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Содержимое таблицы {font-family: 'Arial'; font-size: 18pt; color: #000000;} .footnote text {font-size: 10pt;} .Текст сноски Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .annotation reference {font-size: 8pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .left_margin {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .richfactdown-paragraph {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;} .Strong {font-weight: bold;} .c10 {margin-top: 5pt; margin-bottom: 5pt;}

Практическая работа 1. Проектирование учебного занятия по формированию финансовой грамотности.

Проектирование этапов учебного занятия по финансовой грамотности осуществляется в соответствии с технологической картой урока.

Инструкция по выполнению практической работы:

выберите класс, т

ему урока в соответствии с ФРП

по предмету «Обществознание» с элементами финансовой грамотности

и заполните представленную ниже таблицу

;

д

ля

2-3-х учебных заданий, включенных

в урок, укажите планируемые результаты

(личност

ные, метапредметные, предметные

)

,

на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Городилова Лариса Кирилловна

Место работы

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

(МБОУ СОШ № 2)

2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок)

6 - 9

Место урока (по тематическому планированию ФРП)

Раздел 1. Человек в экономических отношениях

Тема урока

«Деньги. Роль денег в жизни человека»

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок)

Базовый уровень

Тип урока (укажите тип урока)

урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ФРП):

Личностные:

-умение обучающих сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях;

-проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

 Метапредметные:

Познавательные

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпритации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;

-выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;

-построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);

-умение производить расчёты на условных примерах;

Регулятивные

 -проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

-контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий.

Коммуникативные

-умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи;

-работа индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной работе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;

-умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Предметные:

 -содействовать усвоению понятий «обмен», «бартер», «деньги»;

-познакомить с историей появления товарно-денежных отношениях;

-развивать представление о товарно-денежных отношениях;

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Бартер, товарные деньги и символичные, фальшивые деньги, наличные и безналичные деньги, валюта, номинал, кредитка,деньги, эквивалент, монеты, рубль, копейка, банкнота, электронные деньги, аверс, реверс, легенда, купюра.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы).

Урок по данной теме является важной частью главы, посвященной экономическим отношениям. Важность темы урока определяется тем, что экономическое содержание многих терминов, которые сопутствуют существованию в мире денег, обучающимся незнакомо или расходится с житейскими представлениями (валюта, номинал, кредитка и др.). Возникает необходимость уяснения тех понятий, которыми обучающиеся нередко оперируют.

Оборудование: учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, «Просвещение»; деньги, купюры-закладки (не являются платежным средством), карта России, презентация.

ЭОР1 (укажите используемый ЭОР, опишите возможности использования данного ЭОР)

Анимированные презентации по финансовой грамотности для уроков в 8-9 классах - Портал МОИФИНАНСЫ.РФ (xn--80apaohbc3aw9e.xn--p1ai)

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 8-9 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Виды денег

Презентация описывает виды денег — наличные и безналичные, способы их появления в экономике. Дается краткая история видоизменения денег от монет из ценных металлов до электронных денег. Объясняется, что такое символические деньги.

Деньги. Виды денег - презентация онлайн (ppt-online.org)

Презентация для домашнего просмотра, как вспомогательный материал.

Презентация PowerPoint (educenter.ru)

Для урока.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

1)Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения :эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению материала.

2)Деятельность учителя: Проверить готовность к занятию. Приветствие. «Тема нашего занятия вам очень близка из повседневной жизни. Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай» Пожелаем друг другу удачи!».

3) Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к занятию.

4)Универсальные учебные действия (УУД): Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Проблемная ситуация: учитель на доске показывает слайды.

Учитель предлагает ответить на загадки:

Маленькая, кругленькая.

Из кармана в карман скачет.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

У одних мы есть, а у других нас нет.

Зная ключевое слово урока, формулируется тема. Записать тему урока «Деньги. Роль денег в жизни человека.»

Ученики: Дают следующие ответы:

монеты;

деньги.

Записывают тему урока.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: мотив к познавательной деятельности.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока.

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей.

Учитель: Что вы уже знаете о деньгах? Чему хотите научиться на этом занятии? Какую учебную цель и задачи мы должны решить? Что мы должны сделать, чтобы ответить на эти вопросы?

Учитель записывает на доске цель и задачи занятия.

Ответы учащихся: о том, что такое деньги и для чего они используются в современном мире, о наличных деньгах и банковских карточках, о фальшивых деньгах.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к труду, обучению.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: выделение данной проблемы.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/ открываем новое). Приведите учебные задания формирования планируемых результатов обучения. Это могут быть задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали); задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Анализ видеоролика, предложенного учителем.

Демонстрация презентации.

Предлагает посмотреть видеоролик «История денег. Обмен», подготовленный по заказу Министерства финансов Российской Федерации в ходе реализации совместного Проекта Российской Федерации и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию».

Во время просмотра делаются остановки для ответов на звучащие вопросы: Почему людям было необходимо меняться? Почему со временем меняться стало сложнее? Что может служить деньгами?

Дети дают ответы на звучащие в ролике вопросы.

Дети делают записи в тетради.

Учитель организует работу в группе. Происходит распределение ролей при работе в группе, проявление самостоятельности.

А теперь немного подвигаемся.

Каждой группе выдается конверт с пазлами, в которых находятся отдельные части разных купюр.

Задача ребят, как можно быстрее собрать пазлы. Какие купюры получились? (50 руб. 10 руб. 500 руб. 100 руб. 1000 руб.)

Дети делятся на группы и собирают пазлы.

Проводит физминутку (1-2 минуты)

Универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения. (Сформулируй/Изложи факты/Проверь себя/Дай определение понятию/Установи, что (где, когда)/Сформулируй главное (тезис, мысль, правило, закон)

Продолжение изучения новой темы .

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем.

Просмотр слайдов презентации. А каким способом вы расплачиваетесь за нужные товары?

Верно, сегодня мы можем расплачиваться двумя разными способами: наличными, то есть купюрами (монетами), и безналичным способом.

Деньги – это универсальное средство обмена различных товаров и услуг между собой, а также мера измерения. Как в килограммах измеряют вес, в литрах жидкости, количеством денег (стоимостью) измеряют ценность того или иного товара и услуг.

Оплачивая покупки наличными, нужно уметь быстро и правильно рассчитывать сумму покупки и размер сдачи. Особенно это актуально для покупок в местах, где продавец может обмануть покупателя, или по невнимательности выдать неправильную сумму сдачи: на рынке, при покупке товара с рук, а также при подготовке денег для оплаты товара курьеру.

Ученики формулируют ответы о способах расчёта за приобретаемый товар.

Дети дают ответы (терминал мгновенной оплаты, мобильный телефон, банкомат, банковской картой, наличными деньгами).

Подтверждают главную мысль о том, что можно расплачиваться двумя разными способами: наличными, то есть купюрами (монетами), и безналичным способом.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий.

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Приведите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения, предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/ формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажи истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируй собственное мнение; выполни задание; реши задачу и т.д.)

И так, а теперь переходим к практической части урока:

Решение задач, выполнение заданий:

Учитель демонстрирует видеоролик.

Читает задание:

Вы получили сдачу купюрой, на которой что- то написано, да еще и надорван уголок и очень расстроились, что не заметили вовремя, ведь теперь ее никто не возьмёт у вас. Какую купюру считают платежеспособной?

Предлагаю посмотреть ролик, подготовленный Банком России.

Ролик очень короткий, а случаев повреждения денег может быть очень много, поэтому Банком России подготовлен буклет.

Кейс:

В магазине Саша дал кассиру крупную купюру. Кассир сказал, что купюра фальшивая, и вернуть ее отказался. Саша потребовал позвать администратора. Администратор назвал его фальшивомонетчиком, угрожал судом и тюрьмой, а затем предложил уйти, но без купюры.

Что делать Саше?

По закону при обнаружении подозрительной купюры кассир/администратор обязан вызывать полицию. В данном случае она поступает недобросовестно – либо по незнанию закона, либо сознательно (купюра на самом деле настоящая, и она пытается напугать ребят и присвоить их деньги). В подобной ситуации лучше всего или постараться договориться и забрать купюру (расплатиться другой или вовсе отказаться от покупки), или самому вызвать полицию, можно позвонить взрослым в магазине вызвать полицию. Нужно иметь ввиду, что сотрудники полиции имеют право задержать владельца купюры выдать справку об изъятии.

Какой вывод можно сделать из приключений ребят?

Как отличить настоящую купюру от фальшивой?

Дети отвечают.

Пока дети просматривают ролик, учитель раздает буклет «Куда идти с поврежденными купюрами».

Универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Познавательные: поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Задача №1

У Зинаиды Петровны есть скидочная карта, по которой она может получит скидку в размере 5% от стоимости покупки. Сколько заплатит Зинаида Ивановна, если она выбрала товар на сумму 1200 рублей?

Ответ:1140 руб.

За покупку товара на сумму 1200 рублей Зинаиде Петровне положена скидка 1200х5/100 рублей, следовательно, 60 рублей. 1200-60=1140.

Задача №2

Представьте, что вы получили подарок от своей бабушки на день рождения — 10 тыс. р. Вы решили накопить на новый планшет. Вы подсчитали, что для этого вам понадобиться ещё год. Свой подарок решили хранить дома. Какую сумму вы могли бы заработать, если бы свои деньги вложили в банк под 10% годовых?

Ответ: я мог бы заработать сумму 1 тыс. р.: 10 000 р. х 0,1 (10% годовых).

Задача №3

В среднем гражданин Алексеев в дневное время расходует 110 кВт/ч электроэнергии в месяц, а в ночное время – 155 кВт/ч. электроэнергии. Раньше у Алексеева в квартире был установлен однотарифный счетчик, и всю электроэнергию он оплачивал по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч. Год назад установил двухтарифный счетчик, при этом дневной расход электроэнергии оплачивается по тарифу 2,5 руб. за кВт/ч, а ночной расход оплачивается по тарифу 0,6 руб. за кВт/ч. В течение 12 месяцев режим потребления и тарифы оплаты электроэнергии не менялись. На сколько больше бы заплатил Алексеев за этот период, если бы не поменялся счетчик? Ответ дайте в рублях.

Ответ:3534 рубля.

Пояснение: раньше гражданин потреблял 110+155=265кВт*ч - в месяц

за год : 265*12=3180кВт*ч

Стоимость за год составила бы:

3180*2,5=7950руб.

После установки счетчика:

в дневное время гражданин израсходовал за год:

110*12=1320кВт*ч - энергии за год в дневное время

Стоимость этой энергии:

1320*2,5=3300руб

в ночное время гражданин израсходовал за год:

155*12=1860кВт*ч - энергии ночной за год

её стоимость равна:

1860*0,6=1116руб - за год

Всего стоимость энергии в дневное и ночное время равна:

3300+1116=4416руб - всего за энергию по двухтарифному счетчику

7950-4416=3534- на столько больше оплатил бы гражданин до смены счетчика

Ответ. на 3534 руб.больше.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

(2 балла)

49

Какие три функции денег отмечены авторами? Дайте характеристику данным функциям, для этого приведите соответствующие фрагменты текста. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «инфляция».

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие фрагменты текста, например:

 

1)  Указаны три функции денег и приведены три фрагменты, дающие им характеристику:

— средство обмена  — «Деньги, и это самое главное, являются средством обмена»;

— средство накопления  — «Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления»;

— единица измерения  — «Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек».

2)  Дано объяснение понятию, например: инфляция  — падение покупательной способности денег, выраженное в долговременном росте общего уровня цен на товары и услуги в отдельно взятой стране.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Комплексное задание «Наличные и безналичные деньги» (4 задания).

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Наличные и безналичные деньги.

Маруся смотрит телеуроки по финансовой грамотности. Из одного урока она узнала, что расплачиваться за совершённую покупку в магазине или кафе можно банковскими чеками. Оплата с помощью чека – такая же безналичная оплата, как и оплата с помощью пластиковых банковских карт. При желании человек, у которого есть банковский счёт, может получить чековую книжку и выписывать чек продавцу на сумму своей покупки. Полученный чек продавец предъявляет в банк, который ему выдаёт указанную в чеке сумм.

Маруся рассказала о чеках своему однокласснику Егору.

– О каких чеках ты говоришь? – спросил Егор.

– Я знаю, что чек выдаёт кассир, приняв деньги за совершённую покупку.

Если родители попросили что-то купить в магазине, этот чек после оплаты покупки нужно взять, принести домой и показать родителям.

Чтобы объяснить Егору, что такое банковский чек, выберите верное утверждение.

Выберите ОДИН верный ответ.

1) Банковский чек нужен, чтобы контролировать траты.

2) Банковский чек и товарный чек – это одно и то же.

3) Банковский чек – это способ безналичной оплаты покупок.

4) Банковский чек может выписывать каждый покупатель

Егор уточнил:

– А я больше доверяю наличным деньгам,

– видишь их в кошельке и точно знаешь, сколько есть денег, понимаешь, что можно на них купить. Так что и в оплате наличными, и в оплате банковской картой есть свои преимущества и свои недостатки.

Что можно отнести к преимуществам, а что – к недостаткам оплаты покупок банковской картой? Отметьте ответ в каждой строке.

Описания

Преимущества

Недостатки

А. Картой можно оплачивать везде, в любое время суток

Б. Карта не всегда принимается в маленьких магазинах, киосках

В. В случае потери карты можно позвонить в банк и её заблокировать, чтобы никто не смог снять с неё деньги

Маруся собралась в магазин за лентами и цветной бумагой, которыми класс решил украсить актовый зал для поздравления учителей с праздником «День учителя». Стоя в дверях, она задумалась, что лучше взять: наличные деньги, которые на покупку собрали одноклассники, или банковскую карту. Подумав, она решила взять наличные.

Почему Маруся решила, что рациональнее воспользоваться наличными деньгами? Выберите ВСЕ возможные причины.

1) Используя банковскую карту, можно совершить незапланированную покупку.

2) Банковскую карту можно потерять.

3) Используя банковскую карту, можно купить более дорогие ленты и бумагу и потрать больше, чем было собрано денег.

4) У детей могут не принять банковскую карту.

5) В магазине может не оказаться платёжного терминала, без которого карта не работает.

4. Марусе стало интересно наблюдать, как люди расплачиваются за свои покупки. Она научилась различать оплату наличными и безналичными деньгами.

В каких из приведённых ситуаций люди расплачиваются наличными деньгами, а в каких – безналичными? Отметьте ответ в каждой строке.

Ситуация

Характеристика использования наличными деньгами.

Характеристика использования безналичными деньгами.

«С вас три рубля и пятьдесят копеек», – сказала кассир. Покупатель протянул ей десять рублей, получил сдачу и взял чек.

Вставив банковскую карту в платёжный терминал, установленный в банке, гражданин произвел оплату за телефон и получил чек.

При оплате дублёнки покупатель взглянул на электронное табло в кассе и выписал чек на нужную сумму.

Расплачиваясь в киоске за пломбир в стаканчике, покупательница отсчитала 60 рублей монетами по 10 рублей и получила сдачу два рубля.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания, проверяющие формирование планируемых результатов обучения (на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами)

Заключительная беседа по вопросам.

Просмотр слайдов презентации.

Блиц опрос.

Как называется плата за работу? (Зарплата)

Прямой обмен товаров одних на другие? (Бартер)

Часть гривны, которую отрубали? (Рубли)

Особый товар, который можно обменять на любые товарные и услуги? (Деньги)

Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения).

Дети дают ответы.

Универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные: устная речь, диалог, сотрудничество в паре, группе.

Личностные: развитие познавательных интересов.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности обучающегося, критерии оценивания

Внеаудиторная самостоятельная работа.

 

Выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

Уровень освоения обучающимся учебного материала.

Умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

Сформированность общих и профессиональных компетенций.

Обоснованность и чёткость изложения ответа.

Оформление материала в соответствии с требованиями.

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Заключительная беседа по вопросам.

Просмотр слада презентации.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов:

Что я узнал нового?

Какие вопросы появились?

Что захотелось узнать?

Что оказалось трудным для понимания?

Что понравилось/не понравилось на уроке?

Дети отвечают.

Универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные: приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию, направленному на формирование планируемых результатов обучения

Учить конспект.

Выполнить прикреплённое задание в ЭЖ.

Для любознательных и творческих: проекты о деньгах («Валюта разных стран мира», «Юбилейные монеты банка России»)

ЭОР – образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.(по материалам ГОСТ Р 52653-2006, статья 12, подраздел 3.2)