Практика интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в единое образовательное пространство
The practice of integrating students with disabilities into a single educational space
Аннотация: В статье рассматривается практика интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в единое образовательное пространство. Обсуждается важность этой практики в контексте развития современной образовательной системы. Подчеркивается, что интеграция помогает формированию инклюзивного образования, где каждый ребенок имеет право на качественное и равное образование. Практика интеграции способствует развитию и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также способствует борьбе со стереотипами и предубеждениями в отношении людей с инвалидностью. Однако, успешная реализация этой практики требует создания соответствующей инфраструктуры, подготовки педагогов и поддержки со стороны образовательных учреждений и государства.
Abstract: The article discusses the practice of integrating students with disabilities into a single educational space. The importance of this practice in the context of the development of a modern educational system is discussed. It is emphasized that integration helps to create inclusive education, where every child has the right to quality and equal education. The practice of integration contributes to the development and socialization of students with disabilities, and also helps to combat stereotypes and prejudices against people with disabilities. However, the successful implementation of this practice requires the creation of appropriate infrastructure, training of teachers and support from educational institutions and the state.
Ключевые слова: интеграция, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность, образовательное пространство, инклюзивное образование, социализация.
Key words: integration, students with disabilities, disability, educational space, inclusive education, socialization.
Актуальность темы практики интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в единое образовательное пространство обусловлена необходимостью создания равных возможностей и условий для всех обучающихся, независимо от их физической или психологической заинтересованности.
В современном обществе все больше признается важность инклюзивного образования, которое учитывает уникальные потребности и способности каждого ученика.
Процесс интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в единое образовательное пространство становится ключевым фактором обеспечения равных возможностей, снижения социального неравенства и формирования толерантного общества.
Цель исследования заключается в анализе практики интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и разработке рекомендаций для повышения эффективности и качества процесса интеграции в единое образовательное пространство.
Интеграция в контексте образования означает объединение различных предметов, тем и навыков в единый учебный процесс. Это подход, при котором учебные материалы и методы учителя включают элементы нескольких предметов, что позволяет студентам усваивать знания и умения более глубоко и применять их в реальных ситуациях [1, с. 64].
Интеграция в образовании может выполняться на разных уровнях:
1. Межпредметная интеграция: представляет собой объединение содержания и методологии нескольких предметов в одном учебном задании или проекте. Например, учитель может сочетать изучение истории и литературы в рамках проекта о каком-то историческом периоде или событии.
2. Тематическая интеграция: заключается в объединении различных тем и идей в одном учебном модуле или курсе. Это может быть полезно для создания связей между разными областями знаний и позволяет учащимся видеть широкий контекст учебных материалов.
3. Интеграция с межкультурным и глобальным образованием: подразумевает включение изучения культурных различий, межкультурного понимания и сотрудничества в учебный процесс. Это помогает учащимся развивать глобальное мышление, уважение к разным культурам и навыки работы в многонациональных командах.
Интеграция обучающихся, страдающих от ограниченных возможностей здоровья и инвалидности, включение их в образовательный процесс представляет собой важный компонент основного подхода к образованию, основанного на принципах равенства, доступности и инклюзии. Опираясь на эти принципы, основы и принципы интеграции разрабатываются для обеспечения эффективного обучения и развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Первым основным принципом интеграции является индивидуальный подход, который учитывает уникальные потребности и способности каждого ученика с ограниченными возможностями. С этой целью разрабатывается индивидуальная образовательная программа, которая учитывает образовательные потребности и сложности каждого ученика.
Осуществление доступности образовательной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью – это второй принцип интеграции.
Преподаватели и администрация школ предпринимают меры для обеспечения доступности образовательной среды, включая адаптацию оборудования, применение специальных технологий, управление учебной средой [2, с. 120].
Второй принцип – взаимодействие между учащимися с ограниченными возможностями здоровья и их сверстниками без ограничений. Взаимодействие и взаимопомощь способствуют развитию социальных навыков, понимания и взаимодействия между разными учениками.
Третий принцип интеграции – использование инклюзивных методов обучения. Преподаватели должны применять методы обучения, которые поддерживают учащихся с ограниченными возможностями и способствуют их активному участию в образовательном процессе.
Такие методы могут включать альтернативные формы оценивания, индивидуальное обучение и сотрудничество со специалистами по специальному образованию.
К организационным мерам для успешной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью относятся:
1. Создание инклюзивной образовательной среды: регулярное проведение тренингов и практикумов для педагогических работников по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья; доступность школьных зданий и инфраструктуры для людей с инвалидностью; наличие специализированных учебных материалов и технических средств обучения.
2. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся: разработка индивидуальных образовательных программ, учитывающих особенности развития и потребности каждого обучающегося; назначение индивидуальных учебных помощников для обеспечения поддержки и сопровождения в учебном процессе.
3. Постоянное сопровождение и поддержка: организация системы консультаций и психологической поддержки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей; возможность обращения к специалистам (логопедам, психологам, реабилитологам) для проведения коррекционных занятий и терапии.
4. Вовлечение родителей и близких: приглашение родителей и родственников обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к участию в образовательном процессе и принятию решений, касающихся обучения и развития их ребенка; организация родительских собраний и консультаций по вопросам интеграции и адаптации.
5. Содействие социальной адаптации выпускников: организация профориентационных мероприятий, поиск практики и трудоустройство для выпускников с ограниченными возможностями здоровья; поддержка в освоении навыков самообслуживания и обучении жизни в обществе.
6. Сотрудничество с общественными организациями и волонтерами: организация совместных мероприятий, клубов и секций с участием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их здоровых сверстников; вовлечение волонтеров для оказания помощи и поддержки обучающимся.
7. Реализация программ реабилитации и физической реабилитации: организация занятий лечебной физкультурой, массажа, занятий в бассейне и других видов реабилитации в рамках учебного процесса; обеспечение доступности физических и реабилитационных средств для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3, с. 59].
Важно, чтобы организационные меры нацелены не только на интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и на создание условий для их успешного участия в учебном и социальном процессе, а также на развитие их потенциала и самоопределения.
Проблемы и трудности, с которыми сталкиваются при интеграции:
Социальные и психологические проблемы:
– Культурные различия: разные культуры имеют разные нормы, ценности и способы общения, что может приводить к непониманию и конфликтам;
– Языковой барьер: если языки групп отличаются, это может усложнить общение и взаимопонимание;
– Разница в образовании: разные уровни образования могут привести к различиям в понимании и восприятии информации;
– Различия в социальном статусе: группы могут иметь разный социальный статус, что может вызывать напряженность и недоверие;
– Психологические барьеры: страх перед изменениями, страх быть отвергнутым или страх потерять свою идентичность могут препятствовать интеграции.
Технические и пространственные проблемы:
– Различия в технологиях: разные группы могут использовать различные технологии, что усложняет обмен информацией и совместную работу;
– Нехватка пространства: если недостаточно места для совместной работы, это может вызывать стресс и неудобство;
– Ограниченный доступ: если одна группа не имеет доступа к ресурсам другой, это замедляет процесс интеграции;
– Проблемы совместимости: разные системы могут не быть совместимы друг с другом, вызывая проблемы при их интеграции;
– Технические сложности: интеграция может потребовать сложной технической настройки и поддержки, что может быть трудно для некоторых групп [4, с. 77].
В заключение следует отметить, что практика интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью в единое образовательное пространство является не только важным, но и необходимым шагом в развитии современной образовательной системы.
Эта практика способствует формированию инклюзивного образования, где каждый ребенок имеет право на качественное и равное образование независимо от своих индивидуальных особенностей и ограничений. Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья помогает им развиваться, общаться, учиться вместе с другими детьми, что способствует их социализации и формированию полноценной личности [5, с. 131]. Кроме того, она позволяет разрушить стереотипы и предубеждения в отношении людей с инвалидностью, способствует толерантности и уважению к различиям.
Однако, чтобы эта практика была эффективной и успешной, необходимо создание соответствующей инфраструктуры, профессиональной подготовки педагогов, а также постоянной поддержки и контроля со стороны образовательных учреждений и государства.
Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это не только задача образовательной системы, это задача всего общества, которое должно стремиться к созданию равных возможностей для всех [6, с. 337].
Список использованной литературы
Богинская Ю.В. Социально-педагогическая поддержка
людей
с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика
:
[монография] / Ю
.
В
.
Богинская. - Ялта:
РИО РВУЗ «КГУ», 2013. - 384 с.
Иванова О.М., Билалова Л.М. К в
опросу о формировании доступной
социальной среды для лиц с ограниче
нными возможностями здоровья //
Наука. Образование. Экономика. 2013. №1. С. 118-122.
Мартынова Е. А. Теоретические основы построения и функционирования системы высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями
:
дис... доктора пед. наук
: 13.00.01 /
Е
.
А
. Мартынова. - Челябинск, 2003. - 353 с.
Никонова А.А. Социологический анализ создания безбарьерной среды
для людей с инвалидностью/А.А. Никонова – М.: АСТ, 2015. – 269 с.
5.
Рокотянская Л.О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья // Гуманитарные науки. - 2016. - № 2 (34). - С. 127-133.
6. Ярая Т.А. Особенности адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья к условиям высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - №47-2. - С. 330-338.