Классный час "Права и обязанности учащихся".
Цели:
Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
Показать единство прав и свобод.
Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
Развивать мышление и воображение.
Цели для учащихся:
Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
Понять, что обязательный человек - это успешный человек.
План занятия
Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)
Решение кроссворда по теме занятия.
Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
Ход урока
Сообщение темы и цели классного часа
Тема нашего классного часа "Права и обязанности школьников"
- Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые возникли ещё в древности: что человек способен делать, а что нет? Что ему приходится делать, а что нет? На что у него есть право, а на что нет? Без ясных ответов на эти вопросы жизнь была бы хаосом и кошмаром. Каждый человек уникален, и в каждом из нас заложены свои особенности. Несмотря на различия, у нас всех есть общие права и обязанности, которые мы должны соблюдать. Наш девиз: "Вместе мы сила, в раздоре – слабость". Как вы понимаете эту фразу?
Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.
Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"
Как вы понимаете эти слова?
Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?
Право - это условия для обучения, работы, жизни, которые предоставляет государство человеку.
Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
Обязанность - это требования к поведению и отношению (к обучению, работе, людям), которые человек должен соблюдать.
В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
Устав школы.
Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
(Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности).
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя.
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.
- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?
Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.
- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?
- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
- устав школы
- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.
- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?
(-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)
- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя
Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.
Работа по карточкам
Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.
Права ребёнка
право на жизнь
право свободно выражать свои взгляды и мнения
право на образование
право жить с родителями
право на защиту от насилия
Обязанности ребёнка
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
не обсуждать поступки родителей с посторонними
Психогимнастика "Выйти к свету"
- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.
- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)
- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.
- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)
- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.
Работа с ситуациями(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)
- Вспомните, что иногда случается на уроках.
(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)
- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!
- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.
- Посмотрите, как это можно изобразить.
(- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)
(- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)
(- разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)
(- Кто имеет право ограничить ваши права)
(- правила законопослушных людей)
Ответы на вопросы.
1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.
2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.
3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::
4. У всех есть право на...,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.
5. Вот, к примеру, право...
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.
-Обязательный человек - это успешный человек (заключение)
Итог урока.
- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).
- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.
Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.
- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.